ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2018 года N 540-п


Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей"

(с изменениями на 5 июля 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 24.12.2019 N 526-п, от 18.08.2020 N 532-п, от 04.12.2020 N 747-п, от 29.12.2020 N 876-п, от 16.07.2021 N 413-п, от 20.12.2021 N 869-п, от 28.12.2022 N 1032-п, от 15.12.2023 N 848-п, от 05.07.2024 N 439-п)




1. Утвердить государственную программу Тюменской области "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей" согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Тюменской области:


от 22.12.2014 N 669-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей" до 2020 года";


от 30.12.2015 N 665-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 669-п";


от 29.08.2016 N 367-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 669-п";


от 27.10.2016 N 454-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 669-п";


от 28.12.2016 N 589-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 669-п";


от 23.10.2017 N 514-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 669-п";


от 28.12.2017 N 685-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 669-п".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2019 года.


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области.



Губернатор области
А.В.МООР



Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 28 декабря 2018 г. N 540-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"

(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 15.12.2023 N 848-п, от 05.07.2024 N 439-п)




Стратегические приоритеты государственной программы Тюменской области "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей"


I. Оценка текущего состояния сферы потребительского рынка в Тюменской области


Потребительский рынок и торговля являются динамично развивающимся сектором экономики Тюменской области.


Доля торговли в структуре валового регионального продукта Тюменской области составила 9,1% (по данным Тюменьстата за 2021 год) и занимает 3 место среди отраслей экономики.


За 1 полугодие 2023 года налоговые платежи в консолидированный бюджет Российской Федерации налогоплательщиками Тюменской области по виду экономической деятельности "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов" составили 13,3 млрд рублей или 6,3% в общем объеме поступлений.


Удельный вес занятых в торговле от общего количества занятых в экономике составляет 7% (количество работающих в данной отрасли в Тюменской области за 2022 год составило 106,0 тыс. человек).


Тенденции роста объемов розничного товарооборота, оборота общественного питания и объема бытовых услуг за последние годы приобрели устойчивый характер. Однако сложившаяся экономическая ситуация способствовала снижению показателей потребительского спроса населения в 2020 и 2022 годах.


В 2023 году наблюдается восстановление потребительской активности населения. Так, по итогам января - июня 2023 года оборот розничной торговли составил 255,9 млрд рублей или 111,7% в сопоставимых ценах к январю - июню 2022 года (РФ - 101,1%). В Тюменской области наблюдается стабильное превышение областного показателя оборота розничной торговли на душу населения над среднероссийским значением.


Инфраструктура розничной торговли региона представлена достаточно разветвленной сетью организаций торговли.


По состоянию на 1 января 2023 в регионе функционировало 11 038 объектов розничной торговли с торговой площадью 2 030,4 тыс. кв. метров и 410 объектов оптовой торговли.


На долю рынков и ярмарок (без учета юридических лиц) приходится 0,81% оборота розничной торговли. За последние годы наблюдается устойчивый тренд в сторону уменьшения доли продаж товаров на универсальных, специализированных и сельскохозяйственных рынках и ярмарках (2014 год - 3,4%).


По состоянию на 01.07.2023 в регионе функционируют 7 розничных рынков (5 - универсальных, 1 - продовольственный, 1 - непродовольственный).


В Тюменской области представлены федеральные, региональные и местные торговые сети. Доля оборота торговых сетей по городским округам и муниципальным районам области составила в 2022 году 44% от общего оборота розничной торговли.


Наряду с крупными магазинами востребованы магазины формата "у дома" или магазины "шаговой доступности". По состоянию на 01.01.2023 в области функционировало 6 581 магазинов местного значения. Продолжит развитие фирменная и дистанционная торговля.


В сфере общественного питания наблюдается также тенденция роста. По итогам 1-го полугодия 2023 года оборот заведений общественного питания в Тюменской области вырос на 6,2% по сравнению аналогичным периодом прошлого года. В регионе функционирует 3 588 предприятия общественного питания на 174,5 тысяч посадочных мест. Более 80% предприятий данной сферы расположены в городах области.


Планируется дальнейшее развитие туристического бизнеса в Тюменской области, что предполагает открытие предприятий, связанных с организацией отдыха, досуга, развлечений в комплексе с гостиничными и туристическими услугами, в том числе объектами общественного питания, как в областном центре, так и в городе Тобольске и муниципальных образованиях, расположенных вдоль федеральных трасс.


Объем оказанных бытовых услуг населению области в 1-м полугодии 2023 года вырос на 6% относительно аналогичного периода 2022 года и составил 6,4 млрд рублей.


Наблюдается рост объемов услуг по аренде, лизингу и прокату (на 31,6%), ремонту и строительству жилья и других построек (на 9,5%), услуг бань и душевых (на 7,2%), изготовлению и ремонту мебели (на 6,9%), техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (на 6%), услуг по ремонту и техобслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры (на 5%).


В структуре бытовых услуг наибольшую долю составляют услуги технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования - 45,0%, также ремонт, строительство жилья и других построек - 17,9% и услуги парикмахерских - 8,8%. Данное распределение соответствует общероссийскому соотношению.


Инфраструктура бытового обслуживания населения развивается за счет интеграции в крупные торговые объекты (услуги химчистки, ремонта швейных изделий, теле- и радиоэлектронной аппаратуры, бытовой техники, парикмахерские и другие), развития торгово-сервисных предприятий, продвижения сетевых форм бытового обслуживания. Имеет место совмещение услуг розничной торговли с оказанием бытовых услуг - прокат и ремонт электрооборудования и инструмента, изготовление штор, мелкий ремонт швейных изделий, обуви и т.д.


С целью удовлетворения спроса населения Тюменской области на бытовые услуги прогнозируется развитие отрасли путем обеспечения территориальной доступности услуг, повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг, в том числе за счет реализации мер государственной поддержки.


В целях выравнивания условий жизни городского и сельского населения, в областном бюджете ежегодно предусматриваются целевые субвенции на возмещение расходов организация и индивидуальным предпринимателям по оказанию социально значимых видов бытовых услуг в труднодоступных населенных пунктах.


II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Тюменской области "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей"


Программа разработана в соответствии с:


- Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";


- Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";


- Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";


- Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";


- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";


- Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20;


- Законом Тюменской области от 29.12.2005 N 439 "Об особенностях регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Тюменской области";


- Законом Тюменской области от 05.07.2001 N 354 "О регулировании торговой деятельности в Тюменской области";


- Законом Тюменской области от 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";


- Распоряжением Губернатора Тюменской области от 14.05.2003 N 360-р "О создании региональной конкурсной комиссии "100 лучших товаров России".


Приоритеты и цели государственной политики Тюменской области в сфере развития потребительского рынка и защиты прав потребителей определены в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, утвержденной Законом Тюменской области от 24.03.2020 N 23 (далее - Стратегия).


В рамках стратегического приоритета "Экономика. Устойчивое экономическое развитие" выделена задача "Потребительский сервис. Развитие потребительского сервиса, обеспечивающего удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах".


Программа также оказывает влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации, которые определены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»