ЗАКОН

 ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 марта 2020 года N 23


Об утверждении стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года

Принят
областной Думой
12 марта 2020 года


Статья 1


Утвердить Стратегию социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года согласно приложению к настоящему Закону.



Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Тюменской области
А.В.МООР


     г. Тюмень

     24 марта 2020 года

     N 23



Приложение
к Закону Тюменской области "Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития Тюменской области
до 2030 года"


СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА



Основные положения


Стратегия социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного управления в Тюменской области на долгосрочный период, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, Уральского федерального округа, а также сформулированы меры и механизмы их достижения на основе эффективного использования потенциала, ресурсов и конкурентных преимуществ Тюменской области.


Стратегия разработана на основании Закона Тюменской области от 25.02.2015 N 13 "О стратегическом планировании социально-экономического развития Тюменской области", постановления Правительства Тюменской области от 17.08.2015 N 384-п "О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Тюменской области" и во исполнение плана подготовки документов стратегического планирования Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.10.2014 N 517-п, с учетом следующих нормативных правовых актов:


Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683);


указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606, от 07.05.2018 N 204;


Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);


Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р);


Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р);


Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (распоряжение Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп);


других документов федерального уровня (перечень приведен в приложении 7).


Стратегия является основой для разработки государственных программ Тюменской области, схемы территориального планирования Тюменской области, плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Тюменской области.



1. Анализ социально-экономического развития Тюменской области



1.1. Оценка достигнутых целей и уровня социально-экономического развития Тюменской области


Тюменская область входит в состав Уральского федерального округа (УФО). Площадь территории Тюменской области <1> составляет 160,1 тыс. кв. километров, что сопоставимо с площадями Пермского, Приморского, Алтайского краев, в 1,9 раза превышает площадь Австрии, в 4 раза - площадь Швейцарии, Нидерландов.


________________


<1> Здесь и далее данные приводятся по Тюменской области без автономных округов.


Численность населения области на начало 2019 года составила 1 518,7 тыс. человек (4 место по УФО и 30 место среди субъектов Российской Федерации соответственно). Средняя плотность населения на 01.01.2019 - 9,5 человека на кв. км.


Решение задач, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп, способствовало росту экономики Тюменской области.


По итогам 2017 года валовой региональный продукт (ВРП) вырос в 1,3 раза к уровню 2007 года в сопоставимых ценах. По итогам 2018 года инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах увеличились в 1,7 раза к уровню 2007 года, индекс промышленного производства за аналогичный период увеличился в 3,1 раза.


В структуре ВРП Тюменской области наибольшая доля добавленной стоимости приходится на промышленность, ключевую роль в которой играют обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. Существенный вклад в формирование ВРП области вносят оптовая и розничная торговля, деятельность профессиональная, научная и техническая, транспортировка и хранение, строительство, сельское хозяйство (табл. 1 и табл. 2). Развитие высокотехнологичного производства, кластеров <2> и усиление сервисных видов экономической деятельности в перспективе позволит обеспечить более углубленную диверсификацию экономики региона.


________________


<2> Кластер - группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга (Портер М., Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. - 608 с.: ил.).


Таблица 1 - Структура валового регионального продукта Тюменской области по видам экономической деятельности в 2007 и 2015 годах, % к итогу за соответствующий год

Вид экономической деятельности

(в соответствии с ОКВЭД)

2007 год

2015 год

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4,6

4,9

Промышленность

9,0

32,2

в том числе:

добыча полезных ископаемых

1,4

14,4

обрабатывающие производства

5,2

14,7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2,4

3,1

Строительство

5,9

7,0

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

53,4

14,7

Гостиницы и рестораны

1,2

1,2

Транспорт и связь

11,8

11,1

Финансовая деятельность

0,5

0,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

6,0

18,6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

2,9

3,4

Образование

1,8

3,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2,2

2,7

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0,7

0,7


Таблица 2 - Структура валового регионального продукта Тюменской области по видам экономической деятельности в 2016 и 2017 годах, % к итогу за соответствующий год

Вид экономической деятельности

(в соответствии с ОКВЭД2)

2016 год

2017 год

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

4,1

3,7

Промышленность

31,7

35,3

в том числе:

     добыча полезных ископаемых

14,6

15,4

     обрабатывающие производства

13,9

16,9

     обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

2,8

2,6

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

0,4

0,4

Строительство

7,3

8,1

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

15,3

13,6

Транспортировка и хранение

10,6

9,2

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

1,2

1,2

Деятельность в области информации и связи

1,8

1,5

Деятельность финансовая и страховая

0,4

0,4

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

4,9

5,1

Деятельность профессиональная, научная и техническая

10,8

10,5

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

2,2

2,1

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

3,3

3,0

Образование

3,2

3,0

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

2,7

2,6

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

0,2

0,3

Предоставление прочих видов услуг

0,3

0,4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»