(с изменениями на 19 июля 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 08.02.2019 N 36-п, от 01.07.2019 N 215-п, от 02.08.2019 N 269-п, от 30.09.2019 N 341-п, от 05.11.2019 N 415-п, от 06.12.2019 N 443-п, от 06.04.2020 N 178-п, от 29.06.2020 N 422-п, от 30.07.2020 N 477-п, от 14.12.2020 N 768-п, от 17.12.2020 N 775-п, от 19.03.2021 N 138-п, от 22.10.2021 N 669-п, от 10.12.2021 N 832-п, от 11.02.2022 N 49-п, от 01.07.2022 N 454-п, от 28.12.2022 N 1013-п, от 27.01.2023 N 25-п, от 31.08.2023 N 560-п, от 10.11.2023 N 719-п, от 08.12.2023 N 810-п, от 27.04.2024 N 276-п, от 19.07.2024 N 483-п)
1. Утвердить государственную программу Тюменской области "Развитие образования и науки" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Тюменской области:
от 27.04.2015 N 173-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 19.10.2015 N 485-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 30.11.2015 N 541-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 18.12.2015 N 576-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 15.03.2016 N 83-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 01.04.2016 N 127-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 04.05.2016 N 174-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 21.06.2016 N 256-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 16.09.2016 N 407-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 08.12.2016 N 534-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 28.12.2016 N 628-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 21.02.2017 N 68-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 15.08.2017 N 413-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 08.12.2017 N 626-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 18.12.2017 N 652-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 17.04.2018 N 143-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 05.06.2018 N 203-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п";
от 08.11.2018 N 430-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 698-п".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тюменской области, координирующего и контролирующего деятельность Департамента образования и науки Тюменской области.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2019 года.
Губернатор области
А.В.МООР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ"
(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 08.12.2023 N 810-п, от 27.04.2024 N 276-п, от 19.07.2024 N 483-п)
Система образования Тюменской области нацелена на обеспечение высоких образовательных результатов и совершенствование оценки качества образования в соответствии с современными требованиями государства и общества.
В области созданы необходимые условия для обеспечения доступности современного образования независимо от места жительства, состояния здоровья и социального статуса детей и их родителей. В качестве первоочередных решены вопросы обеспечения материально-технических условий функционирования образовательных организаций.
Дошкольное образование
По состоянию на 01.10.2023 в Тюменской области услуги дошкольного образования оказывают 497 организаций (93 - муниципальных, 33 структурных подразделения ДОУ, 29 - частных, 8 - комплексов "начальная школа - детский сад"; 334 организаций, имеющих в своем составе структурные подразделения, отделения дошкольного образования). В области обеспечена 100% доступность дошкольного образования.
Несмотря на устойчивый рост детского населения, Тюменская область стала одним из первых субъектов, обеспечивших полную доступность дошкольного образования детям в возрасте от 1,5 до 7 лет. Из более чем 10 тыс. дополнительно созданных за пять лет мест в детских садах - 4,3 тыс. мест для детей до 3-х лет. При этом в г. Тюмени остается часть детей, преимущественно раннего возраста (до 3 лет), обеспеченных местом в детском саду не по месту жительства семьи в связи с неравномерностью формирования потребности в разных районах города. Так, наиболее остро нуждаются в местах жители новых микрорайонов г. Тюмени, тогда как в детских садах, расположенных в ранее построенных микрорайонах, имеются свободные места для детей всех возрастов.
Общее образование
В системе организаций общего образования функционирует 465 ед. (193 юридическое лицо, 272 структурных подразделений), из них 440 дневных школ (36 начальных, 67 основных, 337 средних школ), 16 специальных (коррекционных) учреждений, 2 вечерние школы, 7 негосударственных организаций.
Активно развивается работа по ранней профориентации школьников на специальности, востребованные на региональном рынке труда. В штатном формате работают профильные классы, классы с углубленной дополнительной подготовкой по общеобразовательным предметам, используется материальный и кадровый ресурс социальной сферы и организаций профессионального образования для проведения уроков вне школы, реализуется межведомственное взаимодействие.
Внедряется практика междисциплинарного изучения предметов естественнонаучного цикла на базе комплексов "НаукоЛаб" (94 школ), функционируют межшкольные классы по IT-программированию (АйтиЛабы) и образовательной робототехнике (РобоЛабы) - 56 классов в 20 муниципалитетах. Во взаимодействии с ТИУ, технопарком "Кванториум" реализуются программы дополнительного образования научно-технической направленности и кружки научно-технического творчества. В первом Национальном рейтинге научно-технологического развития регионов Тюменская область вошла в топ-15, заняв 13 место.
Более 100 тыс. обучающихся активно используют образовательные платформы (Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс). Во взаимодействии с Тюменским индустриальным университетом, технопарком "Кванториум" реализуются программы дополнительного образования научно-технической направленности и кружки научно-технического творчества, работает школа инженерного резерва.
Активно выстраивается система подготовки высококвалифицированных кадров инженерного профиля и выявления детей с техническим мышлением. Областная специализированная физико-математическая школа наряду с физико-математическим, реализует и химико-биологическое направление как ответ на потребности региона в реализации инвестиционных проектов в части развития кластера биоинженерной направленности.
На базе ФМШ открыта научно-учебная лаборатория "НейроТех", целью которой является обеспечить развитие обучающихся в направлении нейросетевых технологий и искусственного интеллекта. В результате работы лаборатории увеличилось число участников в мероприятиях (олимпиад, хакатонов, др.) по данному направлению, а также количество завершенных успешных детских проектов в рамках научно-учебной лаборатории "НейроТех". Программы научно-технической направленности реализуются также на базе учреждений дополнительного образования и развивающих центров (Центр прототипирования (fab-lab), Школа конструктора, IT-парк, Школа инженерного резерва, Региональный ресурсный центр по развитию образовательной робототехники и прототипированию Тюменской области, Клуб робототехники и прототипирования "RoboCraft", SolidWorks, 3D-моделирования, Центр личностного и предпрофессионального развития молодежи, Центры молодежного инновационного творчества).
Реализуется проект корпоративного взаимодействия "Школа - ВУЗ - предприятие", направленный на раннюю профориентацию школьников и закрепление специалистов в региональном секторе экономики. В рамках проекта в области функционирует 12 корпоративных классов с участием ведущих предприятий региона (Роснефть-классы, СИБУР-классы, НОВАТЭК-классы, Мостострой - 11) и 122 агрокласса. В образовательную программу корпоративных классов включено углубленное изучение отдельных предметов, стажировки и практики, совместные разработки проектов и их реализация.
В Центре опережающей профессиональной подготовки реализуется проект "Первая профессия для школьников", в рамках которой уже более 6 тысяч человек получили профессию, обучаясь в школе.
Совершенствуется система работы с одаренными детьми. С 2022 года действует Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Новое поколение", который обеспечивает вовлечение школьников образовательных организаций региона в мероприятия по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт".
Одаренные и талантливые школьники образовательных организаций региона, являющиеся победителями или призерами региональных, окружных, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий получают возможность участвовать в интенсивных профильных образовательных программах на основании решения Экспертного совета и приглашения Образовательного Фонда "Талант и успех". Победители и призеры олимпиад всероссийского и международного уровней ежегодно получают единовременное денежное поощрение.
Все организации с 2021 года имеют доступ к высокоскоростному Интернету, позволяющему совершенно на ином качественном уровне использовать цифровые инструменты обучения, использовать сетевые и дистанционные формы обучения, что особенно актуально в условиях сельской отдаленной местности и для детей особых категорий.
Профессиональное образование
Стабильно функционирует сеть профессиональных образовательных организаций - 12 ГАПОУ ТО, подведомственных Департаменту образования и науки Тюменской области, 3 - частных ПОО (Тюменский нефтепроводный профессиональный колледж, Тюменский колледж экономики, управления и права, Многопрофильный технологический колледж), отделения в 5-х вузах (Тюменский государственный университет, Тюменский индустриальный университет, Тюменский государственный институт культуры, Тюменский медицинский университет, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет).
Система профессионального образования перепрофилирована с учетом потребности рынка труда и перспективных направлений развития экономики региона. Регион в десятке лучших по синхронизации СПО с экономикой региона. Подготовка соответствует запросу работодателей, ориентирована на обеспечение промышленного роста (более 140 направлений подготовки), построена на отраслевом принципе и максимально практикоориентирована. Обучение, в том числе, проходит на базе предприятий.