ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 года N 256-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 30.12.2014 N 698-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 479-п.
____________________________________________________________________
В постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 698-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления развития образования и науки" до 2020 года" внести следующие изменения:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 21 июня 2016 года N 256-п
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ" ДО 2020 ГОДА
Ответственный исполнитель программы | Департамент образования и науки Тюменской области |
Соисполнители программы | Главное управление строительства Тюменской области |
Цели программы | - Достижение результатов нового качества образования |
Задачи программы | - Реализация прав детей и молодежи, взрослого населения на получение общедоступного и качественного общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения на основе модернизации образовательной практики в соответствии с федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами - Реализация социальных функций системы образования - Развитие кадрового потенциала системы образования и науки - Развитие современной инфраструктуры системы образования и науки |
Сроки реализации программы | 2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Увеличение (сохранение) доли обучающихся по программам дошкольного и профессионального образования, соответствующим требованиям федеральных государственных стандартов, до 100% в 2020 году, по программам общего образования - до 90% в 2020 году. |
Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Достижение целей и задач государственной политики в сфере образования осуществляется в ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Особое внимание уделено достижению ключевых показателей в сфере образования, в том числе установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Развитие системы образования основывается и на региональных актах, определяющих правовые, организационные и экономические основы образования, а также стратегические направления реформирования и концепции развития образовательных учреждений:
- План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
- Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством Российской Федерации от 28 мая 2014 года N 3241п-П8;
- План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг, утвержденный распоряжением Правительства Тюменской области от 6 марта 2013 года N 306-рп.
Полномочия органов государственной власти в сфере образования определены:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Региональная система образования продолжает участвовать на условиях бюджетного софинансирования в таких федеральных программах и проектах, как:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, представляющая комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием, модернизацию всех уровней образования;
- "Доступная среда" - проект направлен на увеличение числа образовательных организаций, в которых создаются все необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов, других маломобильных групп населения (МГН) и детей, не имеющих отклонений в развитии, развитие системы информационно-методического и кадрового обеспечения в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
- Проект по предоставлению субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы образования. В рамках данного проекта продолжается реализация мероприятий по взаимодействию с частными инвесторами, осуществляющими застройку новых жилых микрорайонов с целью своевременного создания образовательной инфраструктуры, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
При любом сценарии социально-экономического и политического развития общества главным залогом его конкурентоспособности и прогрессивности является качество человеческого капитала. Это позволяет рассматривать образование как потенциальный локомотив развития социальной сферы, одну из приоритетных точек социально-экономического роста области.
В целях достижения целей государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы реализуются общесистемные задачи, призванные обеспечить эффективность и качество образования:
- планомерный переход на федеральные государственные образовательные стандарты,
- оптимизация сети образовательных организаций,
- подготовка и повышение квалификации педагогических работников,
- развитие профессиональной компетентности руководящих кадров,
- совершенствование системы непрерывного образования, включая развитие системы дополнительного профессионального образования.
Однако, не менее важным является решение вопросов, имеющих региональную специфику и актуальных на планируемый перспективный период развития областной системы образования:
- обеспечение доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (до 3-х лет);
- поступательное развитие системы поддержки талантливых детей и молодежи;
- внедрение инклюзивного образования;
- создание для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, условий жизни и обучения, приближенных к семейным;
- качественная реализация программ воспитания и социализации обучающихся как обязательной части примерной образовательной программы и достижение метапредметных и личностных результатов образования;
- развитие механизмов общественной открытости, возможностей участия общественности в управлении образованием и расширение спектра электронных сервисов и услуг;
- повышение профессионального уровня педагогических работников, реализующих в массовой практике интенсивные технологии обучения и развития детей и молодежи;
- создание условий для всестороннего дополнительного образования детей;
- вовлечение образовательных организаций всех уровней в программы профессиональной ориентации обучающихся;
- развитие сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей;
- повышение имиджа рабочих профессий и привлекательности программ профессиональной подготовки с учетом требований работодателей и перспектив социально-экономического развития области;
- внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций.
В рамках вышеназванных общесистемных и региональных задач осуществляется поиск и нарабатывается опыт развития эффективных механизмов и инструментов организационной и педагогической практики. Это позволило выработать так называемый "региональный стандарт педагогических технологий", который был сформулирован в ходе профессионально-общественных обсуждений и стал новой ступенью развития сотрудничества в сфере образования. В данном "стандарте" обозначено содержание приоритетных (инвариантных) подходов к трем ведущим аспектам организации образовательной деятельности:
- организация образовательной среды (образовательного пространства в стенах учреждения и за его пределами),
- выбор и использование в штатном режиме всеми педагогами продуктивных педагогических методов, техник и технологий,
- реализация эффективных механизмов управления как в части организации образовательного процесса, так и в части непрерывного методического сопровождения работы педагогов.
"Стандартизированность" заключается в соблюдении единых характеристик, которыми должны обладать ключевые аспекты деятельности. В то же время выбор конкретных мер, элементов, способов воздействия осуществляется самостоятельно каждым муниципальным образованием и образовательным учреждением, исходя из сложившихся условий и задач, которые необходимо решить педагогическим коллективам для достижения общей цели. Это позволяет избежать искусственной унификации, не обезличивает учреждения и их коллективы, не противоречит их разнообразию и опыту, напротив, стимулирует инициативу, продуктивное творчество и усиливает меру ответственности за конечный результат.
Ключевые позиции содержания "регионального стандарта" заключаются в следующем.
1) Оформление и организация образовательного пространства.
- общие характеристики:
- актуальность всех элементов образовательной среды (информативность, регулярное обновление, применение "здесь и сейчас", активное использование цифровых образовательных ресурсов),
- открытость (доступность в использовании и создании всеми участниками образовательного процесса),
- мобильность (легко и быстро изменяется, трансформируется под конкретные нужды учебно-воспитательного процесса),
- оптимальность (целесообразность, имеет творческий потенциал, малозатратность, сдержанность (неисбыточность) в наполнении содержанием),
- безопасность (психологическая комфортность, соответствие возрастным требованиям, нормам, содействие здоровьесбережению).
- ключевые аспекты/объекты преобразования образовательной среды:
- зонирование и оформление пространства урочной и внеурочной деятельности (кабинеты, зоны отдыха, библиотечные центры, столовые, спортивные залы и площадки, санузлы),
- режим деятельности (регламент времени, место проведения занятий с учетом климата, характер досуговых мероприятий),
- корпоративная культура (внешний вид окружающего пространства и участников образовательного процесса, традиции, стиль).
2) Инвариант педагогических методов, техник и технологий.
- общие характеристики:
- минимизация фронтально-лекционных форм работы (с учетом мобильного изменения "геометрии" учебных кабинетов, активное использование пространства вне аудиторий),
- командно-групповые техники обучения, "вынуждающие" (мотивирующие) детей работать вместе и максимально вкладываться в достижение результата каждому, по мере способностей,
- целесообразные и психологически комфортные методы (ориентированные на достижение ясной цели, развитие конкретных компетенций в соответствующие периоды обучения, учитывающие психофизиологические особенности детей, то есть способы и темп восприятия, состояние здоровья, возраст),
- продуктивно-деятельные (проектные) технологии (постоянно сменяемые виды деятельности с учетом особенностей детей, создающие конкретный образовательный продукт, измеримый результат работы, а также позволяющие реализовывать воспитательные возможности при решении образовательных задач, формировать "культуру переживания"),
- стимулирующие развитие интереса приемы (интерактивные, доступные, игровые, повышающие двигательную активность и социализацию, ориентированные на собственный опыт ребенка, на задачи "из жизни"),
- организация способов деятельности детей, позволяющих проявить самостоятельность и творчество (конкурсный состязательный характер внеурочных занятий, с элементами самопрезентации, стимулирующих активное участие в жизни социума).
- ключевые аспекты/объекты преобразования педагогических технологий:
- формирование и корректировка содержания учебных программ и воспитательных планов (общеобразовательные предметные, элективные курсы, факультативы, дополнительное образование, внеурочная деятельность, досуг),
- подбор и конкретизация системы методов и технологий (инструментов) обучения и воспитания с учетом выявленных проблемных зон, поставленных задач и практического взаимодействия с коллегами,
- организация родительского всеобуча.
3) Механизмы и инструменты управления образовательным учреждением.
- общие характеристики: