Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2016 года N 534-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 30.12.2014 N 698-П

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 479-п.
____________________________________________________________________

В постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 698-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления развития образования и науки" до 2020 года" внести следующие изменения:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ






Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 8 декабря 2016 года N 534-п

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ" ДО 2020 ГОДА

Ответственный исполнитель программы

Департамент образования и науки Тюменской области

Соисполнители программы

Главное управление строительства Тюменской области
Департамент по спорту Тюменской области
Департамент имущественных отношений Тюменской области
Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области

Цели программы

- Достижение результатов нового качества образования
- Создание и эффективное использование образовательной инфраструктуры

Задачи программы

- Реализация прав детей и молодежи, взрослого населения на получение общедоступного и качественного общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения на основе модернизации образовательной практики в соответствии с федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами

- Реализация социальных функций системы образования

- Развитие кадрового потенциала системы образования и науки

- Развитие современной инфраструктуры системы образования и науки

Сроки реализации программы

2015 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам)

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования программы 92 713 469,5 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год - 18 967 455,5 тыс. рублей;
2016 год - 15 982 729,0 тыс. рублей;
2017 год - 14 679 286,0 тыс. рублей;
2018 год - 14 361 333,0 тыс. рублей;
2019 год - 14 361 333,0 тыс. рублей;
2020 год - 14 361 333,0 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Увеличение (сохранение) доли обучающихся по программам дошкольного и профессионального образования, соответствующим требованиям федеральных государственных стандартов, до 100% в 2020 году, по программам общего образования - до 90% в 2020 году.

Переход обучающихся 1 - 4 классов и 10 - 11 (12) классов в общеобразовательных организациях на обучение в одну смену, удержание существующего односменного режима обучения в общеобразовательных организациях.

Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Достижение целей и задач государственной политики в сфере образования осуществляется в ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Особое внимание уделено достижению ключевых показателей в сфере образования, в том числе установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Развитие системы образования основывается и на региональных актах, определяющих правовые, организационные и экономические основы образования, а также стратегические направления реформирования и концепции развития образовательных учреждений:

- План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

- Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством Российской Федерации от 28 мая 2014 года N 3241п-П8;

- План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг, утвержденный распоряжением Правительства Тюменской области от 6 марта 2013 года N 306-рп.

Полномочия органов государственной власти в сфере образования определены:

- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Законом Тюменской области от 05.07.2013 N 63 "О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области";

- Постановлением Правительства Тюменской области от 30.05.2005 N 55-п "Об утверждении Положения о Департаменте образования и науки Тюменской области".

Региональная система образования продолжает участвовать на условиях бюджетного софинансирования в таких федеральных программах и проектах, как:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, представляющая комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием, модернизацию всех уровней образования;

- "Доступная среда" - проект направлен на увеличение числа образовательных организаций, в которых создаются все необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов, других маломобильных групп населения (МГН) и детей, не имеющих отклонений в развитии, развитие системы информационно-методического и кадрового обеспечения в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

- Проект по предоставлению субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы образования. В рамках данного проекта продолжается реализация мероприятий по взаимодействию с частными инвесторами, осуществляющими застройку новых жилых микрорайонов с целью своевременного создания образовательной инфраструктуры, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

При любом сценарии социально-экономического и политического развития общества главным залогом его конкурентоспособности и прогрессивности является качество человеческого капитала. Это позволяет рассматривать образование как потенциальный локомотив развития социальной сферы, одну из приоритетных точек социально-экономического роста области.

В целях достижения целей государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы реализуются общесистемные задачи, призванные обеспечить эффективность и качество образования:

- планомерный переход на федеральные государственные образовательные стандарты,

- оптимизация сети образовательных организаций,

- подготовка и повышение квалификации педагогических работников,

- развитие профессиональной компетентности руководящих кадров,

- совершенствование системы непрерывного образования, включая развитие системы дополнительного профессионального образования.

Однако, не менее важным является решение вопросов, имеющих региональную специфику и актуальных на планируемый перспективный период развития областной системы образования:

- обеспечение доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (до 3-х лет);

- поступательное развитие системы поддержки талантливых детей и молодежи;

- внедрение инклюзивного образования;

- создание для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, условий жизни и обучения, приближенных к семейным;

- качественная реализация программ воспитания и социализации обучающихся как обязательной части примерной образовательной программы и достижение метапредметных и личностных результатов образования;

- развитие механизмов общественной открытости, возможностей участия общественности в управлении образованием и расширение спектра электронных сервисов и услуг;

- повышение профессионального уровня педагогических работников, реализующих в массовой практике интенсивные технологии обучения и развития детей и молодежи;

- создание условий для всестороннего дополнительного образования детей;

- вовлечение образовательных организаций всех уровней в программы профессиональной ориентации обучающихся;

- развитие сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей;

- повышение имиджа рабочих профессий и привлекательности программ профессиональной подготовки с учетом требований работодателей и перспектив социально-экономического развития области;

- внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций.

В рамках вышеназванных общесистемных и региональных задач осуществляется поиск и нарабатывается опыт развития эффективных механизмов и инструментов организационной и педагогической практики. Это позволило выработать так называемый "региональный стандарт педагогических технологий", который был сформулирован в ходе профессионально-общественных обсуждений и стал новой ступенью развития сотрудничества в сфере образования. В данном "стандарте" обозначено содержание приоритетных (инвариантных) подходов к трем ведущим аспектам организации образовательной деятельности:

- организация образовательной среды (образовательного пространства в стенах учреждения и за его пределами),

- выбор и использование в штатном режиме всеми педагогами продуктивных педагогических методов, техник и технологий,

- реализация эффективных механизмов управления как в части организации образовательного процесса, так и в части непрерывного методического сопровождения работы педагогов.

"Стандартизированность" заключается в соблюдении единых характеристик, которыми должны обладать ключевые аспекты деятельности. В то же время выбор конкретных мер, элементов, способов воздействия осуществляется самостоятельно каждым муниципальным образованием и образовательным учреждением, исходя из сложившихся условий и задач, которые необходимо решить педагогическим коллективам для достижения общей цели. Это позволяет избежать искусственной унификации, не обезличивает учреждения и их коллективы, не противоречит их разнообразию и опыту, напротив, стимулирует инициативу, продуктивное творчество и усиливает меру ответственности за конечный результат.

Ключевые позиции содержания "регионального стандарта" заключаются в следующем.

1) Оформление и организация образовательного пространства.

- общие характеристики:

- актуальность всех элементов образовательной среды (информативность, регулярное обновление, применение "здесь и сейчас", активное использование цифровых образовательных ресурсов),

- открытость (доступность в использовании и создании всеми участниками образовательного процесса),

- мобильность (легко и быстро изменяется, трансформируется под конкретные нужды учебно-воспитательного процесса),

- оптимальность (целесообразность, имеет творческий потенциал, малозатратность, сдержанность (неисбыточность) в наполнении содержанием),

- безопасность (психологическая комфортность, соответствие возрастным требованиям, нормам, содействие здоровьесбережению).

- ключевые аспекты/объекты преобразования образовательной среды:

- зонирование и оформление пространства урочной и внеурочной деятельности (кабинеты, зоны отдыха, библиотечные центры, столовые, спортивные залы и площадки, санузлы),

- режим деятельности (регламент времени, место проведения занятий с учетом климата, характер досуговых мероприятий),

- корпоративная культура (внешний вид окружающего пространства и участников образовательного процесса, традиции, стиль).

2) Инвариант педагогических методов, техник и технологий.

- общие характеристики:

- минимизация фронтально-лекционных форм работы (с учетом мобильного изменения "геометрии" учебных кабинетов, активное использование пространства вне аудиторий),

- командно-групповые техники обучения, "вынуждающие" (мотивирующие) детей работать вместе и максимально вкладываться в достижение результата каждому, по мере способностей,

- целесообразные и психологически комфортные методы (ориентированные на достижение ясной цели, развитие конкретных компетенций в соответствующие периоды обучения, учитывающие психофизиологические особенности детей, то есть способы и темп восприятия, состояние здоровья, возраст),

- продуктивно-деятельные (проектные) технологии (постоянно сменяемые виды деятельности с учетом особенностей детей, создающие конкретный образовательный продукт, измеримый результат работы, а также позволяющие реализовывать воспитательные возможности при решении образовательных задач, формировать "культуру переживания"),

- стимулирующие развитие интереса приемы (интерактивные, доступные, игровые, повышающие двигательную активность и социализацию, ориентированные на собственный опыт ребенка, на задачи "из жизни"),

- организация способов деятельности детей, позволяющих проявить самостоятельность и творчество (конкурсный состязательный характер внеурочных занятий, с элементами самопрезентации, стимулирующих активное участие в жизни социума).

- ключевые аспекты/объекты преобразования педагогических технологий:

- формирование и корректировка содержания учебных программ и воспитательных планов (общеобразовательные предметные, элективные курсы, факультативы, дополнительное образование, внеурочная деятельность, досуг),

- подбор и конкретизация системы методов и технологий (инструментов) обучения и воспитания с учетом выявленных проблемных зон, поставленных задач и практического взаимодействия с коллегами,

- организация родительского всеобуча.

3) Механизмы и инструменты управления образовательным учреждением.

- общие характеристики:

- переход с обще-урочного на проблемно-акцентированный контроль деятельности детей (тематическая, промежуточная аттестация) и педагогов (проверка и анализ качества преподавания уроков и реализации внеурочной работы с учетом решения единых актуальных задач, единых требований к детям и взаимного дополнения педагогических приемов),

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»