ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2015 года N 541-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 30.12.2014 N 698-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 479-п.
____________________________________________________________________
В постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 698-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления развития образования и науки" до 2020 года" внести следующие изменения:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 30 ноября 2015 года N 541-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ" ДО 2020 ГОДА
г. Тюмень 2014 г.
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ" ДО 2020 ГОДА
Дата и номер принятия правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 698-рп "О разработке прогноза социально-экономического развития области и проекта закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Дата и номер нормативного правового акта об утверждении Программы | Постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 698-п |
Государственный заказчик-координатор Программы | Департамент образования и науки Тюменской области |
Государственный заказчик Программы | Главное управление строительства Тюменской области |
Разработчик Программы | Департамент образования и науки Тюменской области |
Цели Программы | - Достижение результатов нового качества образования - Эффективное использование образовательной инфраструктуры |
Задачи Программы | - Реализация прав детей и молодежи, взрослого населения на получение общедоступного и качественного дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения на основе модернизации образовательной практики в соответствии с федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами. - Развитие общественно-государственной системы воспитания детей и молодежи, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, духовно-нравственного развития. - Реализация социальных функций системы образования. - Организация комплексной оздоровительной работы в образовательных организациях. - Развитие кадрового потенциала системы образования и науки. - Формирование эффективных моделей управления образованием, обеспечивающих реализацию общественного заказа и устойчивое развитие образования как открытой системы. - Эффективное использование современной комплексной инфраструктуры системы образования и науки. |
Сроки реализации Программы | 2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования программы 132015856,0 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 19150635,0 тыс. рублей; 2016 год - 21290645,0 тыс. рублей; 2017 год - 22893644,0 тыс. рублей; 2018 год - 22893644,0 тыс. рублей; 2019 год - 22893644,0 тыс. рублей; 2020 год - 22893644,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | · Увеличение доли: - обучающихся по программам дошкольного образования, соответствующим требованиям федеральных государственных стандартов, до 100% в 2020 году; - обучающихся по программам общего образования, соответствующим требованиям федеральных государственных стандартов, до 90% в 2020 году; · Сохранение доли обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, соответствующим требованиям федеральных государственных стандартов, на уровне 100%; · Увеличение удельного веса: - числа дошкольных образовательных организаций, имеющих все виды благоустройства (водоснабжение, центральное отопление, канализацию), в общем числе дошкольных образовательных организаций, до 98,6% в 2020 году; - числа общеобразовательных организаций, имеющих все виды благоустройства (водоснабжение, центральное отопление, канализацию), в общем числе общеобразовательных организаций, до 96% в 2020 году; · Сохранение удельного веса числа профессиональных образовательных организаций, имеющих все виды благоустройства (водоснабжение, центральное отопление, канализацию), в общем числе организаций профессионального образования, на уровне 100%. |
Введение
Государственная программа разработана в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития Тюменской области, в том числе направленными на обеспечение условий для развития и модернизации региональной системы образования.
Система образования среди других отраслей социальной сферы региона наиболее мобильна и в большей степени способна не только адаптироваться к требованиям быстро меняющейся социальной среды, но и работать на опережение, создавая фундамент для успешного развития в будущем. При любом сценарии социально-экономического и политического развития общества главным залогом его конкурентоспособности и прогрессивности является качество человеческого потенциала. Это позволяет рассматривать образование как потенциальный локомотив развития социальной сферы, одну из приоритетных точек роста в социально-экономическом развитии области.
На основе программно-целевого подхода к реализации государственной программы Тюменской области "Основные направления развития образования и науки" в системе образования в течение последних лет были реализованы следующие направления:
- обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального положения и состояния здоровья обучающихся;
- модернизация организационно-правовых и финансовых принципов управления, укрепление и развитие материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий;
- ориентация системы образования на запросы общества и потребности регионального рынка труда.
Поставленные цели и задачи реализованы в полном объеме. В качестве первоочередных решались вопросы обеспечения материально-технических и организационно-правовых и финансовых условий функционирования образовательных учреждений. Это было обусловлено ситуацией социально-экономической нестабильности, демографическим спадом и другими негативными факторами общественного развития, которые требовали принятия оперативных управленческих решений и их четкого исполнения.
Благодаря структурированию программы по формальному образовательно-уровневому принципу обеспечивалась высокая эффективность административного регулирования и быстрое достижение положительных, востребованных сообществом результатов реформирования. Это позволило системе образования успешно преодолеть период социально-экономического спада, продолжая стабильное прогрессивное развитие.
В настоящее время многие проблемы решены, регион вышел на новую ступень инновационного развития. Вследствие этого система регионального образования также требует качественных изменений по ряду позиций, чтобы в полной мере соответствовать перспективным потребностям и новым вызовам социально-экономического развития общества.
В частности, эффективность управления сегодня во многом зависит от соблюдения содержательной и технологической преемственности в управленческой и педагогической практике, мобильного реагирования на изменения в организации образовательного процесса на разных ступенях образования, от комплексного подхода к решению ключевых отраслевых задач, от своевременности нормативно-правового обеспечения. Это предполагает переход от принципа целевых установок по уровням образования (дошкольное, общее, профессиональное) к определению единых по содержанию задач, реализуемых совместными усилиями на всех уровнях образования, обеспечивая тем самым комплексный подход, синхронизацию действий и объединение ресурсов, а главное, достижение результата, ожидаемого обществом от системы образования в целом.
В дополнение к целям и задачам, решаемым в предыдущем периоде, в настоящее время предстоит переход от приоритета институциональных реформ и развития инфраструктуры, как условий современной образовательной среды, к достижению образовательных результатов нового качества. Главным мерилом эффективности сферы образования становится успешное развитие и социализация личности на протяжении всей жизни. Для этого уже сегодня необходимо акцентировать внимание на формировании у детей и молодежи системы современных социальных и технологических компетенций, обеспечивающих непрерывное развитие и успешное жизнеустройство на основе духовно-нравственной зрелости, высокого уровня конкурентоспособности, гражданской активности и позитивных жизненных устремлений.
Организационно-правовой основой реализации данных установок государственной политики в Тюменской области в сфере образования должна стать государственная программа Тюменской области "Основные направления развития образования и науки" до 2020 года", обеспечивающая преемственность развития регионального образования и направленная на решение актуальных вопросов стратегического характера.
Данная государственная программа, основанная на комплексном (сквозном) подходе к постановке и решению задач, объединяющем все уровни и субъекты образования, как равноправных партнеров образовательной практики, в качестве ключевых приоритетов развития предусматривает:
- реализацию принципов опережающего проектного управления;
- смещение акцента с реформирования организационно-финансовых основ функционирования образовательной системы на обновление содержания и технологий обучения и воспитания с учетом единства всех субъектов образования (дети, педагоги, семья, общество);
- новые требования к результатам образовательной деятельности, способным противостоять вызовам постоянно меняющейся культурной, социальной, технологической среды современного общества и противостоять негативным влияниям;
- осуществление и учет не только результатов развития личности, ее социализации, но и формирования человеческого капитала экономики знаний, сбережения и развития культуры и "человека культуры".
При этом необходимым условием эффективной реализации государственной программы является отражение ее целевых установок, организационных подходов, содержательных приоритетов и ключевых мероприятий в отраслевых муниципальных программах и программах развития каждого образовательного учреждения.
Таким образом, настоящая государственная программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное настоящим и перспективным потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Успешная реализация государственной программы посредством достижения стратегических целей и задач, определенных нормативными правовыми актами в сфере образования, принятыми на федеральном и областном уровнях, позволит добиться успешного развития региональной образовательной системы.
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА, ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КОТОРЫЙ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Развитие системы образования основывается на федеральных и региональных актах, определяющих правовые, организационные и экономические основы образования, а также стратегические направления реформирования и концепции развития образовательных учреждений.
Государственная программа подготовлена с учетом целей и задач, представленных в следующих правовых актах:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством Российской Федерации от 28 мая 2014 года N 3241п-П8;
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61;
Приоритетные направления государственной политики в сфере образования в Тюменской области определены следующими правовыми актами:
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25 мая 2009 года N 652-рп;
Комплексом мер по модернизации общего образования Тюменской области в 2013 году и период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Тюменской области от 18 марта 2013 года N 312-рп;
Планом мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг, утвержденным распоряжением Правительства Тюменской области от 6 марта 2013 года N 306-рп.
Полномочия органов государственной власти в сфере образования определены:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Согласно положениям федеральных и региональных актов, определяющим направления долгосрочного перспективного социально-экономического развития, полномочия органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, главной целью, поставленной перед отраслью образования, является повышение качества жизни населения, обеспечение доступности качественного и непрерывного образования, соответствующего тенденциям развития современного общества и региональной экономики.
Региональная образовательная система прошла несколько масштабных этапов модернизации, в ходе которой были сформированы и реализуются организационно-управленческие, правовые и финансовые механизмы, обеспечивающие доступное качественное образование, а именно:
· своевременная разработка и принятие правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, на региональном и муниципальным уровнях;
· программно-целевой метод управления, ориентированный на бюджетирование по результатам деятельности;
· отраслевая система оплаты труда и нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, включая финансирование реализации государственного стандарта образования в негосударственных учреждениях;
· комплексный мониторинг результативности работы и эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов учреждений, по итогам которого осуществляется:
- структурная и организационно-правовая реорганизация учреждений,
- формирование и рациональное использование кадрового резерва,
- укрепление материально-технического состояния,
- развитие информационно-образовательной среды;
· внедрение региональной системы оценки качества образования;
· создание органов государственно-общественного управления и независимой оценки качества образования;
· введение единой диагностики уровня развития профессиональных компетенций педагогов в целях формирования индивидуальной траектории непрерывного повышения квалификации педагогов;
· повышение социального статуса педагогов.
Благодаря полномасштабному и комплексному внедрению вышеназванных механизмов за сравнительно короткий период удалось достичь значимых эффектов в развитии отрасли:
- повышение качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями;