(с изменениями на 15 ноября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 03.06.2019 N 156-п, от 14.08.2019 N 280-п, от 04.10.2019 N 345-п, от 05.11.2019 N 414-п, от 06.12.2019 N 445-п, от 24.01.2020 N 33-п, от 02.03.2020 N 107-п, от 20.07.2020 N 456-п, от 14.12.2020 N 769-п, от 26.02.2021 N 89-п, от 28.05.2021 N 311-п, от 11.08.2021 N 460-п, от 03.12.2021 N 776-п, от 20.12.2021 N 871-п, от 10.02.2022 N 45-п, от 28.12.2022 N 1029-п, от 13.06.2023 N 349-п, от 08.12.2023 N 800-п, от 29.07.2024 N 502-п, от 15.11.2024 N 840-п)
1. Утвердить государственную программу Тюменской области "Развитие культуры" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Тюменской области:
от 22.06.2015 N 270-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 653-п";
от 30.11.2015 N 544-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 653-п";
от 30.12.2015 N 652-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 653-п";
от 27.10.2016 N 475-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 653-п";
от 08.12.2016 N 538-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 653-п";
от 11.01.2017 N 1-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 653-п";
от 31.01.2017 N 41-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 653-п";
от 30.08.2017 N 431-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 653-п";
от 29.11.2017 N 577-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 653-п";
от 18.12.2017 N 653-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 653-п".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тюменской области, координирующего и контролирующего деятельности Департамента культуры Тюменской области.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2019.
Губернатор области
А.В.МООР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ"
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 15.11.2024 N 840-п)
Культура в Тюменской области является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
Государственная культурная политика с 2013 года, в том числе в рамках национального проекта "Культура" с 2019 года, была нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Достижение указанных целей обеспечивалось в том числе за счет модернизации инфраструктуры культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.
Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению. Создаются различные организационные механизмы и инструменты реализации государственной культурной политики: межведомственные координационные органы, фонды культурного развития, проектные офисы. Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2021 N 287 "О создании Президентского фонда культурных инициатив" создан Президентский фонд культурных инициатив, основной целью деятельности которого является обеспечение всесторонней поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, для повышения доступности организаций культуры.
Посещаемость культурных мероприятий в 2023 году возросла по сравнению с уровнем 2013 года более чем в 2 раза и составила 32 133 тыс. посещений. Число посещений культурных мероприятий в расчете на одного человека в 2023 году составило в среднем 20 посещений против 10 в 2013 году.
В 2023 году сфера культуры включала 1 103 государственных и муниципальных учреждений культуры.
Увеличилась доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, с 60,7 процента в 2013 году до 71,1 процента в 2023 году. К 2030 году значение этого показателя ожидается на уровне 72,2 процента.
В период с 2013 по 2023 год вырос консолидированный бюджет сферы культуры Тюменской области. В абсолютных значениях расходы на культуру увеличились за рассматриваемый период более чем в 1,7 раз - с 4 685 млн рублей в 2013 году до 7 830 млн рублей в 2023 году. В расчете на душу населения расходы на культуру составили 4 868 рублей в 2023 году.
Заметную роль уровень развития цифровых технологий сыграл в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие организации сферы культуры перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2023 году составило 3 226,29 тыс. единиц.
В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры.
Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:
отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;
недостаточный уровень обеспеченности населения организациями культуры;
низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;
здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;
низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры (отсутствие доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимого финансирования, технического и программного обеспечения);
недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры, в фондах музеев и библиотек;
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области, в том числе:
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации о национальных целях развития);
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 N 2501-р;
Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральным законом от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
Стратегическая цель - устойчивый рост уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона.