ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2015 года N 270-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 22.12.2014 N 653-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 451-п.
____________________________________________________________________
В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 653-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления развития культуры" до 2020 года" внести следующие изменения:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 22 июня 2015 года N 270-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ" ДО 2020 ГОДА
Государственный заказчик - координатор Департамент культуры Тюменской области Тюмень, 2015
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ" ДО 2020 ГОДА
Дата и номер принятия правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 698-рп |
Дата и номер правового акта об утверждении Программы | Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 653-п |
Государственный заказчик-координатор Программы | Департамент культуры Тюменской области |
Государственный заказчик Программы | Главное управление строительства Тюменской области Департамент информационной политики Тюменской области |
Разработчик Программы | Департамент культуры Тюменской области |
Цель Программы | Удовлетворение потребностей населения в услугах культуры |
Задачи Программы | 1. Развитие библиотечного дела с учетом многофункциональности и специализации в культурно-просветительской работе с населением; 2. Совершенствование деятельности музеев с применением традиционных и инновационных форм работы; 3. Сохранение и развитие профессиональных искусств, традиционной народной культуры, народного самодеятельного творчества и обеспечение доступа населения к информационным ресурсам; 4. Сохранение и развитие народных художественных промыслов; 5. Обеспечение развития и модернизации системы среднего профессионального и дополнительного образования в сфере культуры и искусства; 6. Расширение услуг, предоставляемых учреждениями культуры, для увеличения числа детей, вовлеченных в культурно-массовые и творческие мероприятия. |
Сроки реализации Программы | 2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (с разбивкой по годам) | Общий объем средств на реализацию Программы - 11 229 719 тыс. руб., из них: - областной бюджет - 9 595 415 тыс. руб., - внебюджетные источники - 1 634 304 тыс. руб. Средства на реализацию Программы по годам распределяются следующим образом: 2015 год - 2 713 390 тыс. руб.: - областной бюджет - 2 460 731 тыс. руб.; - внебюджетные источники - 252 659 тыс. руб.; 2016 год - 1 635 849 тыс. руб.: - областной бюджет - 1 375 610 тыс. руб.; - внебюджетные источники - 260 239 тыс. руб.; 2017 год - 1 719 729 тыс. руб.: - областной бюджет - 1 451 683 тыс. руб.; - внебюджетные источники - 268 046 тыс. руб.; 2018 год - 1 711 885 тыс. руб.: - областной бюджет - 1 435 797 тыс. руб.; - внебюджетные источники - 276 088 тыс. руб.; 2019 год - 1 720 167 тыс. руб.: - областной бюджет - 1 435 797 тыс. руб.; - внебюджетные источники - 284 370 тыс. руб.; 2020 год - 1 728 699 тыс. руб.: - областной бюджет - 1 435 797 тыс. руб. - внебюджетные источники - 292 902 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Увеличение объема расходов одного жителя на услуги культуры в год до 221,5 руб. в 2020 году за счет расширения спектра услуг, предоставляемых учреждениями культуры, и вовлечения населения в культурную жизнь региона |
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА, ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КОТОРЫЙ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
Структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе и выдвигают требования существенного повышения эффективности деятельности органов управления, государственных и муниципальных учреждений.
Идеологические, культурные и социально-экономические трансформации российского общества наложили свой отпечаток на национальную культурную политику, которой в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп, отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний.
Исходя из стратегических целей и задач, определенных Концепцией, выстраивается и реализуется культурная политика Тюменской области одним из приоритетных направлений которой является обеспечение равных возможностей доступа к ценностям культуры и культурной деятельности.
Основным механизмом реализации культурной политики на территории области является государственная программа Тюменской области "Основные направления развития культуры" (далее - Программа).
Департамент культуры Тюменской области, как орган государственной власти управления отраслью, обеспечивает в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в сфере культуры и искусства на территории региона.
Деятельность Департамента культуры Тюменской области направлена на выполнение задач, определенных Программой, в соответствии с предусмотренными полномочиями и действующим законодательством:
- "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014);
- Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 06.04.2015);
- Указ Президента РФ от 12.11.1993 N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" (ред. от 07.06.2013);
- Постановление Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 "О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства" (ред. от 24.12.2014);
- Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (ред. от 02.07.2013, с изм. от 01.12.2014);
- Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (ред. от 25.12.2012, с изм. от 01.12.2014);
- Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (ред. от 23.02.2011, с изм. от 01.12.2014);
- Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (ред. от 05.05.2014);
- Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" (ред. от 07.06.2013);
- Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 330 "О государственной политике в сфере культуры и искусства в Тюменской области" (ред. от 07.05.2015);
- Постановление Правительства Тюменской области от 17.01.2011 N 2-п "Об утверждении Положения о Департаменте культуры Тюменской области" (ред. от 15.12.2014);
- Распоряжение Правительства Тюменской области от 10.12.2007 N 1421-рп "О Совете по вопросам культуры и искусства" (вместе с "Положением о Совете по вопросам культуры и искусства") (ред. от 10.12.2013);
- Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2007 N 348-п "О порядке предоставления субсидий из регионального фонда софинансирования расходов и иных межбюджетных трансфертов" (вместе с "Порядком предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам") (ред. от 20.04.2015).
Продолжающие происходить в современном российском обществе фундаментальные изменения затронули все стороны социальных отношений: политическую систему, экономическую сферу, образ и уровень жизни граждан, национальные отношения, а также саму психологию личности.
Сегодня сфера досуга (свободного времени) попала в зону внимания властей всех уровней. Свободное время человека - большая ценность. И первыми это поняли бизнесмены, для которых досуг стал товаром. Получившие широкое распространение кинокомплексы, ночные клубы, торгово-развлекательные центры постепенно стали ориентироваться на полное подчинение свободного времени отдельного человека и целой семьи.
Еще один распространенный вариант проведения досуга - Интернет. Игры, блоги, социальные сети поглотили свободное время сотен тысяч россиян. Эта форма досуга может приводить к формированию зависимости, которая деформирует личность, особенно хрупкую психику ребенка или подростка, ограничивает духовные контакты взрослых.
Очевидно, что такой способ проведения досуга как посещение кинотеатров, торгово-развлекательных центров и увеселительных заведений не развивает творческий потенциал человека.
И наоборот. Преобладание в досуге человека услуг культурно-досуговых центров, театров, музеев и других учреждений культуры создает условия для творческого развития личности.
Таким образом, именно выбор человека, потребителя и ценителя благ, становится критерием оценки уровня экономического и социокультурного развития территории.
Подтверждением роста востребованности услуг культуры является положительная динамика расходов жителя на услуги, оказываемые учреждениями культуры области.
Социологические исследования, проводимые Департаментом информационной политики Тюменской области, позволяют отслеживать изменения в оценке качества и доступности услуг культуры. Так, в 2014 году 81% опрошенных респондентов заявили, что они в той или иной степени удовлетворены качеством услуг, предоставляемых в сфере культуры (2013 год - 77,9%). Причем, 49% - полностью удовлетворены, 32% - скорее удовлетворены, чем нет. Общая оценка удовлетворенности качеством услуг, предоставляемых в сфере культуры в регионе, составляет 3,9 балла по пятибалльной шкале.
Реализация культурных запросов населения осуществляется посредством предоставления услуг учреждениями культуры.
Тюменская область в настоящее время имеет развитую инфраструктуру культуры. Об этом свидетельствует уровень обеспеченности объектами культуры, а также количество посадочных мест в них соответствует нормативу, установленному Распоряжением Правительства Российской Федерации (от 19.10.1999 N 1683-р).
________________
<*> включая структурные подразделения
Основными источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного и федерального бюджетов.
В 2014 году за счет средств областного бюджета финансирование в целом по Программе составило 2 229 937 тыс. руб. (98% от уточненного объема ассигнований).
Итоги развития отрасли за 2014 год характеризуются достигнутыми значениями показателей эффективности реализации Программы. По итогам реализации Программы в 2014 году не выполнено 3 показателя эффективности реализации программы, а именно:
- количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения (94% от плана);
- количество выпускников профильных учреждений среднего профессионального образования (91% от плана);
- количество зарегистрированных пользователей библиотек до 14 лет (включительно) (96% от плана).
Невыполнение показателя "Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения" обусловлено сокращением расходов на комплектование библиотечных фондов (в 2014 году не поступали средства из федерального бюджета, в 2013 году поступило 3 289 тыс. руб.), с удорожанием стоимости книжной продукции и увеличением численности населения Тюменской области.
Отклонение фактического значения показателя "Количество выпускников профильных учреждений среднего профессионального образования" от планового связано с допустимым отсевом учащихся (до 10%). Кроме этого, на численность контингента выпускников повлияли социальные факторы - обучающиеся находятся в академическом отпуске (служба в армии, рождение ребенка и т.п.).
Значение показателя "Количество зарегистрированных пользователей библиотек до 14 лет (включительно)" за 2013 год уточнено с 237,15 тыс. чел на 219,0 тыс. чел. Корректировка значения показателя связана с пересчетом показателей по Абатскому и Аромашевскому районам в связи с выявленными ошибками в методике расчета показателей. Поэтому плановое значение показателя 2014 года и последующих периодов завышено по отношению к уточненному значению 2013 года. По итогам 2014 года количество зарегистрированных пользователей до 14 лет (включительно) составило 227 тыс. чел., что выше уровня 2013 года на 4%.
Остальные показатели эффективности реализации Программы соответствуют плановым значениям или их превышают.
По итогам 2014 года оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области реализация программы "Основные направления развития культуры Тюменской области" до 2020 года признана эффективной.
Библиотечное обслуживание населения в Тюменской области осуществляют 493 библиотеки. Сеть библиотек соответствует нормативному уровню, рекомендованному Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной сферы.
Результативность мероприятий по совершенствованию библиотечного обслуживания населения характеризуется показателями "количество зарегистрированных пользователей" и "количество посещений". Значения данных показателей свидетельствуют о том, что, несмотря на изменения в образе жизни и на освоение новых видов носителей информации, услуги библиотек продолжают быть востребованы населением.
Количество зарегистрированных пользователей библиотек
Количество зарегистрированных пользователей за 2014 год составило 524,8 тыс. человек, что на 1,8% или на 9,5 тыс. человек больше, чем за 2013 год.
С ростом пользователей библиотек наблюдается и увеличение количества посещений.
Количество посещений библиотек
Значения данных показателей характеризуют не только востребованность библиотечных услуг, но и эффективность реализации мероприятий по продвижению чтения. Ведь именно расширение читательской аудитории, повышение качества и разнообразия круга чтения являются одной из целей Национальной программы поддержки и развития чтения.
Динамика количественного состава библиотечного фонда Тюменской области