ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 августа 2011 года N 331-п
Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Совершенствование организации школьного питания
в Новосибирской области на 2012-2016 годы»
(с изменениями на 25 декабря 2014 года)
__________________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 05.03.2015 N 81-п
__________________________
____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 16.07.2012 N 345-п;
постановлением Правительства области от 15.04.2013 N 157-п;
постановлением Правительства области от 05.11.2013 N 469-п;
постановлением Правительства области от 25.12.2014 N 525-п
____________________________________
В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации», в целях создания эффективной комплексной системы организации качественного, полноценного горячего питания в общеобразовательных организациях Новосибирской области Правительство Новосибирской области (В редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.12.2014 N 525-п, - см. предыдущую редакцию)
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - Программа).
2. Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области (Голубенко В.Ю.) при подготовке проекта областного бюджета Новосибирской области на 2012 и последующие годы предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию Программы.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 05.11.2013 N 469-п, - см. предыдущую редакцию)
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Шевченко В.В.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.12.2014 N 525-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
Долгосрочная целевая программа Новосибирской области
«Совершенствование организации школьного питания
в Новосибирской области на 2012-2016 годы»
(В редакции, введенной постановлением Правительства области
от 25.12.2014 N 525-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 28.06.2011 N 282-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы» и разработке проекта долгосрочной целевой программы» |
Основные разработчики программы | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в 2012-2013 гг., управление социального питания Новосибирской области в 2014-2016 гг. |
Руководитель программы | В.А. Никонов - министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в 2012-2013 гг. С.И. Лош - начальник управления социального питания Новосибирской области в 2014-2016 гг. |
Исполнители основных мероприятий | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, на территории которых реализуются мероприятия программы (по согласованию); государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования»; государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области кадетская школа-интернат - «Сибирский авиационный кадетский корпус им. А.И. Покрышкина»; государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области казачья кадетская школа-интернат «Казачий кадетский корпус имени Героя Российской Федерации Олега Куянова»; государственное автономное образовательное учреждение Новосибирской области «Общеобразовательная школа-интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля»; организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - в 2012-2013 гг. Управление социального питания Новосибирской области во взаимодействии c министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, на территории которых реализуются мероприятия программы (по согласованию); государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования»; государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области кадетская школа-интернат - «Сибирский авиационный кадетский корпус им. А.И. Покрышкина»; государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области казачья кадетская школа-интернат «Казачий кадетский корпус имени Героя Российской Федерации Олега Куянова»; государственное автономное образовательное учреждение Новосибирской области «Общеобразовательная школа-интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля»; организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - в 2013 г.; организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - в 2014-2016 гг. |
Цель и задачи программы | Цель программы: создание эффективной комплексной системы организации качественного, полноценного горячего питания в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Новосибирской области. Задачи: 1. Развитие системы централизованного производства и организации горячего питания школьников. 2. Модернизация материально-технической базы пунктов питания общеобразовательных организаций. 3. Повышение квалификации и профессионализма специалистов, занятых в сфере организации питания школьников. 4. Формирование культуры здорового питания школьников. |
Сроки (этапы) реализации программы | 2012-2016 годы |
Объемы финансирования | Общий объем финансирования программы - 1 492 304,65 тыс. руб., из них: |
Важнейшие целевые индикаторы. | 1. Охват обучающихся горячим питанием к 2016 году составит 86,5% (значение индикатора в 2011 году - 85,5%). |
Электронный адрес размещения программы в сети Интернет | Официальный сайт Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области -http://www.nso.ru ; сайт министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - http://www.minobr.nso.ru |
*Пункт 6.8 СанПиН N 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
**СанПиН N 2.4.5.2409-08«Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 25.12.2014 N 525-п, - см. предыдущую редакцию)
Согласно требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, общеобразовательные организации обязаны обеспечивать регулярное питание обучающихся, воспитанников дважды в день ( СанПиН 2.4.5.2409-08).
С 2007 года мероприятия по организации горячего питания в школах проводились в соответствии с задачами комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирской области. Данные мероприятия были направлены на улучшение материально-технического состояния пищеблоков общеобразовательных организаций: ремонт, обновление холодильного и технологического оборудования, замену мебели, ревизию и ремонт систем вентиляции и т.д.
В результате реализованных действий к началу 2010-2011 учебного года в общеобразовательных организациях Новосибирской области горячее питание школьников организовано в 1042 государственных и муниципальных школах (97,6% от общего количества школ), из них 359 - городских и 683 сельских школ.
Горячее питание обеспечивается в 975 общеобразовательных организациях Новосибирской области самостоятельно, в 62 - через комбинаты школьного питания.
Охват горячим одноразовым питанием составляет 85,5% от общего количества школьников и превышает средний по России показатель, который составляет 70-75%.
Двухразовым горячим питанием в школах Новосибирской области пользуются 70872 человека, что составляет 29,2% от общего количества обучающихся и воспитанников.
Организация горячего питания в школах Новосибирской области представлена следующими видами:
школьные столовые, работающие на сырье - 585 (56,1% общеобразовательных организаций от общего количества школ, имеющих пищеблоки);
школьные столовые, работающие на полуфабрикатах - 312 (30%);
школьные столовые, работающие и на сырье, и на полуфабрикатах - 45 (4,3%);
школьные буфеты-раздаточные - 59 (5,7%);
школьные буфеты - 41 (3,9 %).
В 25 школах отсутствуют пищеблоки - 2,4 % от общего количества школ - это вечерние и малокомплектные школы с численностью обучающихся менее 26 детей.
На основании изложенного выявлены основные проблемы в организации школьного питания:
1. Преобладание в структуре организации школьного питания государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Новосибирской области, самостоятельно организующих весь цикл приготовления блюд, имеет ряд серьезных недостатков:
сложности соблюдения нормативных требований в части обработки и хранения необработанного сырья;
невозможность обеспечить все пункты школьного питания полным комплектом современного технологического оборудования, сохраняющего в процессе приготовления все полезные свойства продуктов;
трудности, связанные с обеспечением специализации и высокого уровня профессионализма работников, задействованных в организации питания школьников.
Комплексным решением данной группы проблем можно рассматривать внедрение модели организации питания, построенной на широком применении принципов централизации и индустриализации. Данная модель была апробирована в двух районах города Новосибирска (Калининском и Ленинском) и показала свою эффективность через увеличение охвата обучающихся общеобразовательных организаций города Новосибирска полноценным горячим питанием на 15%.
В городе Новосибирске в 2008-2009 годах были созданы два комбината питания. Муниципальное автономное учреждение «Комбинат питания» с мощностью 10 тысяч рационов в день, находящийся на территории Калининского района, обслуживает в шести районах города 52 образовательных организации. Муниципальное учреждение «Комбинат питания» с мощностью 4 тысячи рационов в день, находящийся в Ленинском районе, обслуживает 10 школ.
Опыт создания муниципальных комбинатов питания позволил организовать горячее питание в общеобразовательных организациях, которые ранее имели только буфетную продукцию.
В настоящее время полностью соответствуют требованиям современных правил и норм только пищеблоки зданий школ, построенных в 2010-2011 годах (школа в селе Завьялово Искитимского района, школа-интернат в городе Куйбышеве, пристройка к средней школе города Каргата, школа в рабочем поселке Коченево).
2. Другой проблемой, препятствующей более широкому внедрению системы организации полноценного горячего питания, соответствующего современным нормативным требованиям, является устаревшее оборудование школьных пищеблоков, не позволяющее качественно осуществить полный цикл приготовления пищи, а также недостаточное оснащение обеденных залов, столовых общеобразовательных организаций (мебелью, инвентарем и пр.).
Питание обучающихся и воспитанников осуществляется за счет средств родительской оплаты, иногда с привлечением продукции, выращенной на пришкольных участках. Использование продукции, выращенной на пришкольных участках, позволяет уменьшить стоимость школьного питания на 10-20%. Тем не менее существующая практика ценообразования не позволяет учитывать в цене готовых блюд всю совокупность затрат на приготовление блюд. Включение в цену предлагаемых блюд всей совокупности расходов привело бы к ее серьезному росту и снижению востребованности горячего питания. Таким образом, с развитием системы централизованного производства и организации горячего питания школьников поставлена задача оптимизировать затраты на приготовление пищи, тем самым уменьшая стоимость школьного питания.
3. Квалификация специалистов, связанных с организацией приготовления школьной еды является недостаточной для того, чтобы работать на современном оборудовании, которым будут оснащаться школьные пищеблоки и комбинаты питания. Данную проблему предстоит решить через организацию обучающих курсов, курсов повышения квалификации специалистов.
4. На формирование культурно-поведенческой нормы по здоровьесбережению работают школьные программы здоровья, частью которых являются подпрограммы по формированию культуры питания. В ряде школ области на протяжении 5 лет работает образовательная программа «Разговор о правильном питании», разработанная и рекомендованная Институтом возрастной физиологии Российской академии образования. Целью программы является формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, и, в первую очередь, о важности правильного питания. Методические пособия направляются в школы бесплатно по заявительному принципу и рассчитаны на учащихся 1-6 классов. Данным проектом охвачено только 7,5% школьников. Практика реализации таких программ будет расширена в рамках реализации программы.
Достижение цели программы возможно за счет новых современных моделей организации питания, повышения профессиональных компетенций работников, связанных с организацией питания школьников, и системной реализации действий по формированию культуры здорового питания.
В настоящее время наиболее перспективной, апробированной и получившей положительную оценку в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся (в Кемеровской области, Алтайском крае, Республике Хакасии и др.) является модель производства полуфабрикатов высокой степени готовности.
Преимущества данной модели заключаются в следующем:
гарантированное качество, безопасность и высокая пищевая ценность кулинарной продукции;
возможность составления рациона питания с учетом всех гигиенических требований и рекомендаций;
централизованный отбор, завоз, контроль качества и безопасности продуктов;
отсутствие необходимости первичной обработки продуктов в столовых общеобразовательных организаций;
организация производственного контроля приготовления пищи, в том числе лабораторно-инструментального, в необходимых объемах;
участие квалифицированных специалистов в организации питания школьников;
соблюдение особых требований к режиму транспортировки и хранения полуфабрикатов.
Централизация производства полуфабрикатов и готовых блюд может стать основой для совершенствования организации школьного питания в районах и городах Новосибирской области.
Опыт реализации такой организационной модели существует не только в регионах, участвовавших в федеральном эксперименте по совершенствованию питания школьников, но и в городе Новосибирске.
Вместе с тем задача централизации производства школьного питания должна решаться с учетом современного производственного контроля, наличия у поставщиков сырья независимой аналитической оценки качества продукции и во взаимосвязи с вопросом транспортировки продуктов, доставки полуфабрикатов и готовой продукции в общеобразовательные организации.
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 25.12.2014 N 525-п, - см. предыдущую редакцию)
Цель программы: создание эффективной комплексной системы организации качественного, полноценного горячего питания в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Новосибирской области.
Задачи:
1. Развитие системы централизованного производства и организации горячего питания школьников.
2. Модернизация материально-технической базы пунктов питания общеобразовательных организаций.
3. Повышение квалификации и профессионализма специалистов, занятых в сфере организации питания школьников.
4. Формирование культуры здорового питания школьников.
Цель, задачи и целевые индикаторы программы представлены в приложении N 1 к программе.