Решение для управления процессами
производственной безопасности

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 июня 2011 года N 282-рп

г. Новосибирск


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы
 «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы»
и разработке проекта долгосрочной целевой программы

     


В соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации», в целях сохранения и укрепления здоровья детей Новосибирской области через реализацию комплекса мер по организации здорового питания в общеобразовательных учреждениях:

1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012 - 2016 годы».

2. Создать рабочую группу по разработке проекта долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - Программа) в составе согласно приложению.

3. Рабочей группе до 01.07.2011 разработать проект Программы.

4. Определить заказчиком-координатором Программы министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Никонов В.А.).

5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Новосибирской области - министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Никонова В.А.

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Новосибирской области
                                             от 28.06.2011 N 282-рп


КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы
«Совершенствование организации школьного питания
в Новосибирской области на 2012-2016 годы»          

Разработка Программы обусловлена необходимостью внедрения современных подходов к организации школьного питания. Действие программы направлено на совершенствование организации школьного питания, создание условий для 100% охвата обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений горячим питанием, переоснащение технологическим оборудованием школьных пищеблоков, формирование культуры питания у школьников.

Модернизации в сфере организации питания подлежат государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения Новосибирской области (далее - общеобразовательные учреждения).


I. Цели и задачи Программы


Цель Программы: создание эффективной комплексной системы организации качественного, полноценного горячего питания в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области

Задачи Программы:

1. Развитие системы централизованного производства и организации горячего питания школьников, соответствующего современным нормативным требованиям.

2. Модернизация материально-технической базы пунктов питания общеобразовательных учреждений.

3. Повышение квалификации и профессионализма специалистов, занятых в сфере организации питания школьников.

4. Формирование культуры здорового питания школьников.

II. Система целевых индикаторов


Решение поставленных задач будет характеризоваться следующими целевыми показателями.

Основные целевые индикаторы:

охват школьников горячим питанием к 2016 году составит 100% (значение индикатора в 2011 году составляет - 85,5%);

удельный вес обучающихся и воспитанников, получающих горячее двухразовое питание, в 2016 году составит 55% (значение индикатора в 2011 году - 29,2%);

доля общеобразовательных учреждений, соответствующих современным нормативным требованиям по организации горячего питания, к 2016 году составит 100% (значение индикатора в 2011 году составляет - 45%).

Целевые индикаторы:

охват бесплатным горячим питанием школьников из многодетных и малоимущих семей в 2016 году составит 100% (значение индикатора в 2011 году - 100%);

доля общеобразовательных учреждений, включенных в систему централизованного производства  питания в 2016 году составит 45% (в 2011 году значение индикатора - 5,8%);

доля базовых школьных столовых в общем количестве общеобразовательных учреждений в 2016 году составит 5% (по состоянию на 2011 год - отсутствуют);

доля общеобразовательных учреждений, использующих современные технологии расчетов по школьному питанию, составит в 2016 году 45% (показатель 2011 года - 0,3%);

доля общеобразовательных учреждений, имеющих современно оснащенные залы для приема пищи, в 2016 году составит 100% (показатель 2011 года - 75%);

доля специалистов общеобразовательных учреждений, задействованных в организации питания школьников, имеющих квалификацию для работы на современном технологическом оборудовании, в 2016 году составит 100% (значение индикатора в 2011 году составляет 5,8%);

количество педагогических работников (учителей, руководителей образовательных учреждений), прошедших повышение квалификации по вопросам формирования культуры здорового питания школьников, в 2016 году составит 750 человек (в 2011 году данный показатель составляет 250 человек);

охват школьников образовательными программами, направленными на формирование культуры здорового питания, в 2016 году составит 75% от общего количества школьников (в 2011 году этот показатель - 7,5%).

III. Анализ проблемы


Согласно требованиям СанПиН 2.4.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, школы обязаны обеспечивать регулярное питание обучающихся и воспитанников дважды в день.

С 2007 года мероприятия по организации горячего питания в школах проводились в соответствии с задачами комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирской области. Данные мероприятия были направлены на улучшение материально-технического состояния пищеблоков общеобразовательных учреждений: ремонт, обновление холодильного и технологического оборудования, замена мебели, ревизия и ремонт систем вентиляции и т.д.

В результате реализованных действий к началу 2010-2011 учебного года в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области горячее питание школьников организовано в 1042 государственных и муниципальных школах  (97,6% от общего количества школ), из них 359 - городских и 683 - сельских.

Горячее питание обеспечивается в 975 общеобразовательных учреждениях Новосибирской области самостоятельно, в 62 - через комбинаты школьного питания.

Охват горячим одноразовым питанием составляет 85,5% от общего количества школьников и превышает средний по России показатель, который составляет 70-75%.

Двухразовым горячим питанием в школах Новосибирской области пользуются 70872 человека, что составляет 29,2% от общего количества обучающихся и воспитанников.

Организация горячего питания в школах Новосибирской области представлена следующими видами:

школьные столовые, работающие на сырье - 585 (56,1% общеобразовательных учреждений от общего количества школ, имеющих пищеблоки)

школьные столовые, работающие на полуфабрикатах - 312 (30%);

школьные столовые, работающие и на сырье, и на полуфабрикатах - 45 (4,3%);

школьные буфеты-раздаточные - 59 (5,7%);

школьные буфеты - 41 (3,9%).

В 25 школах отсутствуют пищеблоки - 2,4% от общего количества школ - это вечерние и малокомплектные школы с численностью обучающихся менее 26 детей.

На основании изложенного выявлены основные проблемы в организации школьного питания:

1. Преобладание в структуре организации школьного питания общеобразовательных учреждений, самостоятельно организующих весь цикл приготовления блюд, имеет ряд серьезных недостатков:

сложности соблюдения нормативных требований в части обработки и хранения необработанного сырья;

невозможность обеспечить все пункты школьного питания полным комплектом современного технологического оборудования, сохраняющего в процессе приготовления все полезные свойства продуктов;

трудности, связанные с обеспечением специализации и высокого уровня профессионализма работников, задействованных в организации питания школьников.

Комплексным решением данной группы проблем можно рассматривать внедрение модели организации питания, построенной на широком применении принципов централизации и индустриализации. Данная модель была апробирована в двух районах г. Новосибирска и показала свою эффективность.

В городе Новосибирске в 2008-2009 годах были созданы два комбината питания. Муниципальное автономное учреждение «Комбинат питания» с мощностью 10 тысяч рационов в день,  находящееся на территории Калининского района, обслуживает в шести районах города 52 образовательных учреждения. Муниципальное учреждение «Комбинат питания» с мощностью 4 тысячи рационов в день, находящееся в Ленинском районе, обслуживает 10 школ.

Опыт создания муниципальных комбинатов питания позволил организовать горячее питание в общеобразовательных учреждениях, которые ранее имели только буфетную продукцию.

В настоящее время полностью соответствуют требованиям современных правил и норм только пищеблоки зданий школ, построенных недавно (школа в селе Завьялово Искитимского района, школа-интернат в городе Куйбышеве, пристройка к средней школе города Каргата, школа в районном поселке Коченево).

Реконструкция и дооснащение каждой школьной столовой полным комплектом необходимого оборудования (в рамках Программы) потребует значительных средств.

2. Другой проблемой, препятствующей более широкому внедрению системы организации полноценного горячего питания, соответствующего современным нормативным требованиям, является устаревшее оборудование школьных пищеблоков, не позволяющее качественно осуществить полный цикл приготовления пищи, а также недостаточное оснащение обеденных залов, столовых общеобразовательных учреждений (мебелью, инвентарем и пр.).

Питание обучающихся и воспитанников осуществляется за счет средств родительской оплаты, иногда с привлечением продукции, выращенной на пришкольных участках. Использование продукции, выращенной на пришкольных участках позволяет уменьшить стоимость школьного питания на 10-20 %. Тем не менее существующая практика ценообразования не позволяет учитывать в цене готовых блюд всю совокупность затрат на приготовление блюд. Включение в цену предлагаемых блюд всей совокупности расходов привело бы к ее серьезному росту и снижению востребованности горячего питания. Таким образом, с развитием системы централизованного производства и организации горячего питания школьников поставлена задача оптимизировать затраты на приготовление пищи, тем самым уменьшая стоимость школьного питания.

3. Квалификация специалистов, связанных с организацией приготовления школьной еды является достаточно низкой для того, чтобы работать на современном оборудовании, которым будут оснащаться школьные пищеблоки и комбинаты питания. Данную проблему предстоит решить через организацию обучающих курсов, курсов повышения квалификации специалистов.

4. На формирование культурно-поведенческой нормы по здоровьесбережению работают программы здоровья, частью которых являются подпрограммы по формированию культуры питания. В ряде школ области на протяжении 5 лет работает образовательная программа «Разговор о правильном питании», разработанная и рекомендованная Институтом возрастной физиологии Российской академии образования. Целью программы является формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь, о важности правильного питания. Методические пособия направляются в школы бесплатно по заявительному принципу и рассчитаны на учащихся 1-6 классов. Данным проектом охвачено только 7,5% школьников. Практика реализации таких программ будет расширена в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - Программа).

Достижение цели Программы возможно за счет новых современных моделей организации питания, повышения профессиональных компетенций работников, связанных с организацией питания школьников, и системной реализации действий по формированию культуры здорового питания.

В настоящее время наиболее перспективной, апробированной и получившей положительную оценку в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся (в Кемеровской области, Алтайском крае, Республике Хакасии и др.) является модель производства полуфабрикатов высокой степени готовности.

Преимущества данной модели заключаются в следующем:

гарантированное качество, безопасность и высокая пищевая ценность кулинарной продукции;

возможность составления рациона питания с учетом всех гигиенических требований и рекомендаций;

централизованный отбор, завоз, контроль качества и безопасности продуктов;

отсутствие необходимости первичной обработки продуктов в столовых общеобразовательных учреждений;

организация производственного контроля приготовления пищи, в том числе лабораторно-инструментального, в необходимых объемах;

участие квалифицированных специалистов в организации питания школьников;

соблюдение особых требований к режиму транспортировки и хранения полуфабрикатов.

Централизация производства полуфабрикатов и готовых блюд может стать основой для совершенствования организации школьного питания в районах и городах Новосибирской области.

Опыт реализации такой организационной модели существует не только в регионах, участвовавших в федеральном эксперименте по совершенствованию питания школьников, но и в городе Новосибирске.

Вместе с тем задача централизации производства школьного питания должна решаться с учетом современного производственного контроля, наличия у поставщиков сырья независимой аналитической оценки качества продукции и во взаимосвязи с вопросом транспортировки продуктов, доставки полуфабрикатов и готовой продукции в общеобразовательные учреждения.

Кроме того, организация приготовления пищи на базе комбинатов питания и обеспечение здорового питания для школьников повлечет за собой необходимость профессионализации и повышения квалификации кадров, задействованных в организации питания и непосредственном приготовлении пищи для обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

IV. Обоснование необходимости решения проблемы
в рамках программно-целевого подхода

Необходимость достижения цели создания эффективной комплексной системы организации качественного, полноценного горячего питания в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области в рамках программно-целевого подхода обусловлена масштабом проблемы: по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (информационное письмо N 02/3159 от 14.03.2011 «Об организации питания школьников общеобразовательных учреждений Новосибирской области») только в шести районах области относительно благополучная ситуация.

Программно-целевой подход повысит эффективность использования бюджетных средств, направляемых на организацию питания школьников за счет создания эффективной системы питания в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области с современной материально-технической базой, внедрением новых технологий производства, формированием культуры здорового питания.

V. Механизмы реализации Программы, система управления

Разработка Программы будет осуществляться в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»;

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

СанПиН 2.4.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45.

Механизм реализации Программы основан на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления Новосибирской области, государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников программных мероприятий.