Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2013 года N 157-п


О внесении изменений в постановление
Правительства Новосибирской области от 02.08.2011 N 331-п


__________________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 05.03.2015 N 81-п

__________________________


Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 02.08.2011 N 331-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы» следующие изменения:

изложить долгосрочную целевую программу «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы», утвержденную постановлением Правительства Новосибирской области от 02.08.2011 N 331-п, в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 15.04.2013 N 157-п


«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 02.08.2011 N 331-п»

Долгосрочная целевая программа Новосибирской области
«Совершенствование организации школьного питания
в Новосибирской области на 2012-2016 годы»


I. Паспорт программы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 28.06.2011 N 282-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы» и разработке проекта долгосрочной целевой программы»

Основные разработчики программы

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Руководитель программы

Никонов В.А. - министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области  во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, на территории которых реализуются мероприятия программы (по согласованию); государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования»; государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области кадетская школа-интернат - «Сибирский авиационный кадетский корпус им. А.И. Покрышкина»;
государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области казачья кадетская школа-интернат «Казачий кадетский корпус им. Героя Российской Федерации Олега Куянова»; государственное автономное образовательное учреждение Новосибирской области «Общеобразовательная школа-интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля»; организации, определяемые на конкурсной основе
в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Цель и задачи программы

Цель программы: создание эффективной комплексной системы организации качественного, полноценного горячего питания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Новосибирской области.
Задачи:
1. Развитие системы централизованного производства и организации горячего питания школьников.
2. Модернизация материально-технической базы пунктов питания общеобразовательных учреждений.
3. Повышение квалификации и профессионализма специалистов, занятых в сфере организации питания школьников.
4. Формирование культуры здорового питания школьников.

Сроки (этапы) реализации программы

2012-2016 годы
(этапы не выделяются)

Объемы финансирования
(с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий программы)

Общий объем финансирования программы - 1 712 937,4 тыс. руб., из них:

областной бюджет Новосибирской области - 1 472 797,2 тыс. руб.;

местные бюджеты (на условиях софинансирования) - 240 140,2 тыс. руб.;

в том числе по годам:

2012 год - 119 060,0 тыс. руб.:

областной бюджет - 114 060,0 тыс. руб.;

местные бюджеты - 5 000,0 тыс. руб.;

2013 год - 433 385,7 тыс. руб.:

областной бюджет - 374 284,3 тыс. руб.;

местные бюджеты - 59 101,4 тыс. руб.;

2014 год -  393 232,3 тыс. руб.;

областной бюджет - 334 684,3 тыс. руб.;

местные бюджеты - 58 548,0 тыс. руб.;

2015 год - 393 525,5 тыс. руб.:

областной бюджет - 334 284,3 тыс. руб.;

местные бюджеты - 59 241,2 тыс. руб.;

2016 год - 373 733,9 тыс. руб.:

областной бюджет - 315 484,3 тыс. руб.;

местные бюджеты - 58 249,6 тыс. руб.

Важнейшие целевые индикаторы.
Ожидаемые
конечные результаты реализации программы, выраженные
в количественно измеримых показателях

1. Охват школьников горячим питанием к 2016 году составит 90% (значение индикатора в 2011 году составляет 85,5%).
2. Удельный вес обучающихся, воспитанников, получающих горячее двухразовое питание, в 2016 году составит 55%* (значение индикатора в 2011 году - 29,2%).
3. Доля общеобразовательных учреждений, соответствующих современным нормативным требованиям по организации  горячего питания**,
в 2016 году составит 100% (значение индикатора
в 2011 году составляет 45%).
4. Охват бесплатным горячим питанием школьников из многодетных и малоимущих семей к 2016 году составит 100% (значение индикатора в 2011 году - 100%).
5. Доля общеобразовательных учреждений, включенных
в систему централизованного производства питания,
в 2016 году составит 45% (в 2011 году значение индикатора - 5,8%).
6. Доля общеобразовательных учреждений, использующих современные технологии расчетов по школьному питанию, в 2016 году составит 45% (показатель 2011 года - 0,3%).
7. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих современно оснащенные залы для приема пищи, в 2016 году составит 100% (показатель 2011 года - 75%).
8. Доля пунктов питания общеобразовательных учреждений, оснащенных технологическим оборудованием, позволяющим организовать рациональное горячее питание школьников, в 2016 году составит 45% (показатель 2011 года - 7%).

9. Доля специалистов общеобразовательных учреждений, задействованных в организации питания школьников, имеющих квалификацию для работы на современном технологическом оборудовании, в 2016 году составит 100% (значение индикатора в 2011 году составляет 5,8%).
10. Количество педагогических работников (учителей, руководителей образовательных учреждений), прошедших повышение квалификации по вопросам формирования культуры здорового питания школьников, составит в 2016 году 750 человек (в 2011 году данный показатель составляет 250 человек).
11. Охват школьников образовательными программами, направленными на формирование культуры здорового питания, в 2016 году составит 75% от общего количества школьников (в 2011 году этот показатель - 7,5%).


*Пункт 6.8 СанПиН  N 2.4.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

**СанПиН N 2.4.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

II. Обоснование необходимости разработки программы


Согласно требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, общеобразовательные учреждения обязаны обеспечивать регулярное питание обучающихся, воспитанников дважды в день (п.6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08).

С 2007 года мероприятия по организации горячего питания в школах проводились в соответствии с задачами комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирской области. Данные мероприятия были направлены на улучшение материально-технического состояния пищеблоков общеобразовательных учреждений: ремонт, обновление холодильного и технологического оборудования, замену мебели, ревизию и ремонт систем вентиляции и т.д.

В результате реализованных действий к началу 2010-2011 учебного года в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области горячее питание школьников организовано в 1042 государственных и муниципальных школах  (97,6% от общего количества школ), из них 359 - городских и 683 сельских школ.

Горячее питание обеспечивается в 975 общеобразовательных учреждениях Новосибирской области самостоятельно, в 62 - через комбинаты школьного питания.

Охват горячим одноразовым питанием составляет 85,5% от общего количества школьников и превышает средний по России показатель, который составляет 70-75%.

Двухразовым горячим питанием в школах Новосибирской области пользуются 70872 человека, что составляет 29,2% от общего количества обучающихся и воспитанников.

Организация горячего питания в школах Новосибирской области представлена следующими видами:

школьные столовые, работающие на сырье - 585 (56,1% общеобразовательных учреждений от общего количества школ, имеющих пищеблоки);

школьные столовые, работающие на полуфабрикатах - 312 (30%);

школьные столовые, работающие и на сырье, и на полуфабрикатах - 45 (4,3%);

школьные буфеты-раздаточные - 59 (5,7%);

школьные буфеты - 41 (3,9 %).

В 25 школах отсутствуют пищеблоки - 2,4 % от общего количества школ - это вечерние и малокомплектные школы с численностью обучающихся менее 26 детей.

На основании изложенного выявлены основные проблемы в организации школьного питания:

1. Преобладание в структуре организации школьного питания государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, самостоятельно организующих весь цикл приготовления блюд, имеет ряд серьезных недостатков:

сложности соблюдения нормативных требований в части обработки и хранения необработанного сырья;

невозможность обеспечить все пункты школьного питания полным комплектом современного технологического оборудования, сохраняющего в процессе приготовления все полезные свойства продуктов;

трудности, связанные с обеспечением специализации и высокого уровня профессионализма работников, задействованных в организации питания школьников.

Комплексным решением данной группы проблем можно рассматривать внедрение модели организации питания, построенной на широком применении принципов централизации и индустриализации. Данная модель была апробирована в двух районах города Новосибирска (Калининском и Ленинском) и показала свою эффективность через увеличение охвата обучающихся общеобразовательных учреждений города Новосибирска полноценным горячим питанием на 15%.

В городе Новосибирске в 2008-2009 годах были созданы два комбината питания. Муниципальное автономное учреждение «Комбинат питания» с мощностью 10 тысяч рационов в день,  находящийся на территории Калининского района, обслуживает в шести районах города 52 образовательных учреждения. Муниципальное учреждение «Комбинат питания» с мощностью 4 тысячи рационов в день, находящийся в Ленинском районе, обслуживает 10 школ.

Опыт создания муниципальных комбинатов питания позволил организовать горячее питание в общеобразовательных учреждениях, которые ранее имели только буфетную продукцию.

В настоящее время полностью соответствуют требованиям современных правил и норм только пищеблоки зданий школ, построенных в 2010-2011 годах (школа в селе Завьялово Искитимского района, школа-интернат в городе Куйбышеве, пристройка к средней школе города Каргата, школа в рабочем поселке Коченево).

2. Другой проблемой, препятствующей более широкому внедрению системы организации полноценного горячего питания, соответствующего современным нормативным требованиям, является устаревшее оборудование школьных пищеблоков, не позволяющее качественно осуществить полный цикл приготовления пищи, а также недостаточное оснащение обеденных залов, столовых общеобразовательных учреждений (мебелью, инвентарем и пр.).

Питание обучающихся и воспитанников осуществляется за счет средств родительской оплаты, иногда с привлечением продукции, выращенной на пришкольных участках. Использование продукции, выращенной на пришкольных участках, позволяет уменьшить стоимость школьного питания на 10-20%. Тем не менее существующая практика ценообразования не позволяет учитывать в цене готовых блюд всю совокупность затрат на приготовление блюд. Включение в цену предлагаемых блюд всей совокупности расходов привело бы к ее серьезному росту и снижению востребованности горячего питания. Таким образом, с развитием системы централизованного производства и организации горячего питания школьников поставлена задача оптимизировать затраты на приготовление пищи, тем самым уменьшая стоимость школьного питания.

3. Квалификация специалистов, связанных с организацией приготовления школьной еды является недостаточной для того, чтобы работать на современном оборудовании, которым будут оснащаться школьные пищеблоки и комбинаты питания. Данную проблему предстоит решить через организацию обучающих курсов, курсов повышения квалификации специалистов.

4. На формирование культурно-поведенческой нормы по здоровьесбережению работают школьные программы здоровья, частью которых являются подпрограммы по формированию культуры питания. В ряде школ области на протяжении 5 лет работает образовательная программа «Разговор о правильном питании», разработанная и рекомендованная Институтом возрастной физиологии Российской академии образования. Целью программы является формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, и, в первую очередь, о важности правильного питания. Методические пособия направляются в школы бесплатно по заявительному принципу и рассчитаны на учащихся 1-6 классов. Данным проектом охвачено только 7,5% школьников. Практика реализации таких программ будет расширена в рамках реализации программы.

Достижение цели программы возможно за счет новых современных моделей организации питания, повышения профессиональных компетенций работников, связанных с организацией питания школьников, и системной реализации действий по формированию культуры здорового питания.

В настоящее время наиболее перспективной, апробированной и получившей положительную оценку в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся (в Кемеровской области, Алтайском крае, Республике Хакасии и др.) является модель производства полуфабрикатов высокой степени готовности.

Преимущества данной модели заключаются в следующем:

гарантированное качество, безопасность и высокая пищевая ценность кулинарной продукции;

возможность составления рациона питания с учетом всех гигиенических требований и рекомендаций;

централизованный отбор, завоз, контроль качества и безопасности продуктов;

отсутствие необходимости первичной обработки продуктов в столовых общеобразовательных учреждений;

организация производственного контроля приготовления пищи, в том числе лабораторно-инструментального, в необходимых объемах;

участие квалифицированных специалистов в организации питания школьников;

соблюдение особых требований к режиму транспортировки и хранения полуфабрикатов.

Централизация производства полуфабрикатов и готовых блюд может стать основой для совершенствования организации школьного питания в районах и городах Новосибирской области.

Опыт реализации такой организационной модели существует не только в регионах, участвовавших в федеральном эксперименте по совершенствованию питания школьников, но и в городе Новосибирске.

Вместе с тем задача централизации производства школьного питания должна решаться с учетом современного производственного контроля, наличия у поставщиков сырья независимой аналитической оценки качества продукции и во взаимосвязи с вопросом транспортировки продуктов, доставки полуфабрикатов и готовой продукции в общеобразовательные учреждения.


III. Цели, задачи и целевые индикаторы программы


Цель программы: создание эффективной комплексной системы организации качественного, полноценного горячего питания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Новосибирской области.

Задачи:

1. Развитие системы централизованного производства и организации горячего питания школьников.

2. Модернизация материально-технической базы пунктов питания общеобразовательных учреждений.

3. Повышение квалификации и профессионализма специалистов, занятых в сфере организации питания школьников.

4. Формирование культуры здорового питания школьников.

Цель, задачи и целевые индикаторы программы представлены в приложении N 1 к программе.

Целевые индикаторы, позволяющие оценить степень достижения целей и решения задач программы:

1. Охват школьников горячим питанием.

2. Удельный вес обучающихся, воспитанников, получающих горячее двухразовое питание.

3. Доля общеобразовательных учреждений, соответствующих современным нормативным требованиям по организации горячего питания.

4. Охват бесплатным горячим питанием школьников из многодетных и малоимущих семей.

5. Доля общеобразовательных учреждений, включенных в систему централизованного производства питания.

6. Доля общеобразовательных учреждений, использующих современные технологии расчетов по школьному питанию.

7. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих современно оснащенные залы для приема пищи.

8. Доля пунктов питания общеобразовательных учреждений, оснащенных технологическим оборудованием, позволяющим организовать рациональное горячее питание школьников.

9. Доля специалистов общеобразовательных учреждений, задействованных в организации питания школьников, имеющих квалификацию для работы на современном технологическом оборудовании.

10. Количество педагогических работников (учителей, руководителей образовательных учреждений), прошедших повышение квалификации по вопросам формирования культуры здорового питания школьников.

11. Охват школьников образовательными программами, направленными на формирование культуры здорового питания.

Методика расчета целевых индикаторов приведена в приложении N 7 к программе.

IV. Система мероприятий программы

Система программных мероприятий состоит из перечня конкретных, увязанных с целью и задачами программы мероприятий, и представлена в приложении N 2 к программе.

Мероприятия по задаче 1 «Развитие системы централизованного производства и организации горячего питания школьников».

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»