ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 года N 353
(с изменениями на 26 марта 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2015 года на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 17 июня 2014 года N 489
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 марта 2014 года N 208.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 10 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" и статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 16.05.2007 N 230-42 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить программу "Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" на 2013-2016 годы (далее - Программа) согласно приложению.
2. Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы (далее - исполнители мероприятий Программы), в части, касающейся реализации мероприятий Программы.
3. Исполнителям мероприятий Программы:
3.1. Обеспечить реализацию мероприятий Программы.
3.2. Один раз в полгода до 15-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности отчеты о выполнении мероприятий Программы.
3.3. В порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий Программы.
4. Контроль за выполнением постановления остается за Губернатором Санкт-Петербурга.
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
ПРОГРАММА
"Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" на 2013-2016 годы
(с изменениями на 26 марта 2014 года)
Одним из основных направлений политики любого государства является деятельность по предупреждению правонарушений, заключающаяся в реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий, проводимых государственными органами и общественными организациями для устранения причин и условий, их порождающих. Проблема противодействия правонарушениям для такого крупного промышленно-экономического, культурного и туристического мегаполиса, как Санкт-Петербург, население которого приближается к 5 млн. человек, стоит на одном из первых мест по актуальности. Среди условий эффективности планирования и непосредственного осуществления деятельности по предупреждению, предотвращению и пресечению противоправных деяний на первый план выдвигается качественное взаимодействие правоохранительных органов, органов государственной власти субъекта и институтов гражданского общества, координация их усилий в этом направлении.
В Санкт-Петербурге комплексная многоуровневая система профилактики правонарушений создана и развивается с 2007 года, ее основы урегулированы Законом Санкт-Петербурга от 16.05.2007 N 230-42 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге". Опыт построения этой системы, взаимодействия ее субъектов, реализации профилактических мероприятий в ее рамках и их влияния на состояние криминогенной ситуации в Санкт-Петербурге является определяющим в планировании дальнейшей деятельности по укреплению правопорядка и общественной безопасности, осуществляемой органами государственной власти и правоохранительными органами. Индикаторами эффективности такой практики выступают как данные официальной статистики о криминогенной обстановке и ее тенденциях, показателях деятельности указанных органов, так и общественное мнение по данной проблеме. При этом объективность общественного мнения находится в прямой зависимости от степени вовлеченности гражданского общества в обеспечение правопорядка и информированности в этом сегменте.
Целенаправленная работа по повышению безопасности граждан в Санкт-Петербурге продолжается. Значительные усилия предпринимаются по снижению уровня преступности, предупреждению социальных конфликтов и других правонарушений. Деятельность правоохранительных органов и Правительства Санкт-Петербурга по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью позволила стабилизировать уровень безопасности населения в целом.
В период действия Программы "Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2009 N 310, наблюдались позитивные тенденции в развитии криминогенной ситуации. По данным ГУ МВД на территории Санкт-Петербурга в 2011 году общее количество преступлений составило 59318, что на 7,8% ниже, чем за аналогичный период предыдущего года (далее - АППГ); на 81,8% снизилось количество экологических преступлений; на 26,9% - убийств и покушений на убийство; на 17,4% - квартирных краж; на 22,5% - мошеннических деяний; на 26,3% - грабежей; на 44,4% - бандитизма; на 11% уменьшилось количество хулиганских действий. Раскрываемость изнасилований и покушений на изнасилование увеличилась на 6,8%; грабежей - на 4,5%; хищений либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств - на 17,5%. Совершения террористических актов на территории Санкт-Петербурга не допущено. Статистика показывает значительное снижение количества правонарушений и повышение раскрываемости совершенных преступлений на территориях создаваемых "зон безопасности". "Зона безопасности" представляет собой участок территории с массовым нахождением граждан, оборудованный современными системами видеонаблюдения с более высоким разрешением, устройствами экстренной связи. В настоящее время на территории 13 районов Санкт-Петербурга действуют 25 "зон безопасности". Работу на данном направлении необходимо продолжать и в последующие годы.
Помимо этого, реализация программных мероприятий привела к положительному социальному эффекту. На территории Санкт-Петербурга зафиксированы позитивные тенденции возвращения доверия населения и респондентов из числа специалистов к правоохранительным органам.
Таким образом, мероприятия, проводимые в рамках программ по профилактике правонарушений, позволили создать масштабную организационную, информационную и материально-техническую базу, достаточную для выполнения блоков программных мероприятий. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры и положительные изменения, существенного оздоровления оперативной обстановки и качественного улучшения деятельности на отдельных направлениях противодействия преступности добиться не удалось и криминальная обстановка в Санкт-Петербурге остается достаточно сложной.
По итогам 2011 года отмечается увеличение количества преступлений, совершенных подростками, на 14,5% по сравнению с 2010 годом, а также числа их участников на 19% по сравнению с 2010 годом. Несмотря на то, что число зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении детей и подростков, в 2011 году сократилось на 28% по сравнению с 2010 годом и составило 2054 эпизода, более 75% из них - насильственного характера. Наиболее часто дети становятся жертвами преступлений против жизни и здоровья (33%), а именно: нанесения телесных повреждений различной степени тяжести, убийства. В 22% случаев несовершеннолетние становятся жертвами грабежей и разбоев. Непоправимую травму наносят преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что составляет 11% от общего числа совершенных в их отношении преступлений (изнасилования, насильственные действия сексуального характера, развратные действия). Зачастую неправомерные действия в отношении детей и подростков можно было бы предотвратить, если бы соблюдались элементарные правила безопасного поведения.
Сотрудниками правоохранительных органов, исполнительных органов государственной власти систематически проводится профилактическая работа в образовательных учреждениях по формированию законопослушного и безопасного поведения детей. Однако, учитывая значительное омоложение подростковой преступности, а также уменьшающийся возраст детей, становящихся жертвой преступления, формы и методы профилактической работы требуют пересмотра.
Необходимо доводить доступную информацию до несовершеннолетних, эффективнее использовать вербальные методы. Активная и целенаправленная пропаганда культурного, спортивного, правового, нравственного и военно-патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи в средствах массовой информации, организация размещения в местах массового скопления людей социальной рекламы о вреде употребления алкоголя, наркотиков, иных психоактивных веществ и табакокурения будут способствовать как профилактике правонарушений на территории Санкт-Петербурга в целом, так и увеличению процента охвата несовершеннолетних и молодежи в части, касающейся усиления их социальной защиты, правового воспитания, организации спортивной, досуговой работы.
По итогам 2011 года наблюдается снижение раскрытий преступлений участковыми уполномоченным полиции Санкт-Петербурга. Участковыми уполномоченным полиции Санкт-Петербурга лично раскрыто 8641 (-1091 к АППГ) преступление. В 2011 году из 270 убийств на "бытовой почве" совершено 71 (+2) преступление. Одно из основных направлений деятельности участковых уполномоченных полиции - профилактика рецидивной преступности. В 2011 году на территории Санкт-Петербурга наблюдался рост преступлений, совершенных лицами, ранее судимыми, который составил 8026 (+660) преступлений. Вновь совершили преступление ранее судимые, состоящие на учете участковых уполномоченных полиции, - 1501 (+133 к АППГ).
По линии предотвращения краж и угонов транспортных средств на улицах Санкт-Петербурга за 2011 год зарегистрировано 6182 (+696) кражи транспортных средств. Свыше 90% хищений транспортных средств совершается с уличных неохраняемых стоянок. Увеличилось количество преступных посягательств на транспортные средства, совершаемых с территории, прилегающей к крупным торговым комплексам и станциям метро, в дневное время. Квалифицированные кражи транспортных средств, как правило, совершаются в составе организованных преступных групп, имеющих хорошую техническую оснащенность. Предметом преступного посягательства являются в большинстве случаев автомобили иностранного производства последних годов выпуска, на которых преступники скрываются с места преступления.
Ухудшилась ситуация и по линии предупреждения преступлений, совершенных гражданами иностранных государств. В 2011 году по данным Управления Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на миграционный учет было поставлено 1547023 иностранных граждан, из которых 48% составили граждане СНГ. Основаниями постановки на учет явились: туризм - 42,7%, частное приглашение - 24,6%, рабочая виза - 7,1%.
Кроме этого, по примерным оценкам нелегально в регионе находятся более 1,5 миллионов иностранных граждан.
В отношении иностранных граждан в 2011 году было совершено 792 (+127) преступления, из них раскрыто только 53,8%. Иностранными гражданами совершено 2379 (+203) преступлений, из которых подавляющее большинство совершается гражданами СНГ (93,6% от совершенных).
Увеличилось и количество выявленных на территории мегаполиса преступлений по линии незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (в 2011 году - 9528, +27,7%). За 12 месяцев 2011 года возбуждено 6286 (+64) уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, по которым не установлены лица, совершившие преступление. Из общего количества нераскрытых преступлений в сегменте незаконного оборота наркотиков 5828 (+68,9%) уголовных дел возбуждены по факту сбыта неустановленным лицом.
В Санкт-Петербурге, как и в целом по Российской Федерации, сохраняется террористическая угроза в местах массового пребывания граждан, отмечается повышенный рост активности экстремистски настроенных групп и организаций. В связи с этим вопросы противодействия террористическим проявлениям остаются одними из первоочередных в работе правоохранительных органов. Повышенное внимание должно быть уделено прежде всего обеспечению безопасности на объектах жизнеобеспечения и социальной сферы.
Сложившаяся ситуация в сфере укрепления правопорядка и общественной безопасности является следствием таких факторов, как отставание нормативно-правовой базы правоохранительной деятельности от потребностей правоохранительной практики; проблемы материально-технического обеспечения правоохранительных органов и других органов и учреждений, осуществляющих деятельность в данной сфере; недостаточный уровень привлечения подростков и молодежи к досуговой и внеурочной деятельности.
Завершение реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации и значительное сокращение штатной численности сотрудников органов внутренних дел обусловливает необходимость более тесного скоординированного взаимодействия всех субъектов превенции правонарушений, что невозможно без решения проблемы противодействия преступности программно-целевым методом.
Защита прав и свобод человека и гражданина, предупреждение беспризорности и безнадзорности, профилактика правонарушений граждан, в том числе несовершеннолетних, охрана собственности и общественного порядка, противодействие экстремизму, борьба с преступностью, повышение уровня культурного и правового воспитания граждан являются неотъемлемым условием нормального функционирования общества и соответствуют приоритетным направлениям и задачам программы "Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" на 2013-2016 годы (далее - Программа).
Вышеизложенные проблемы требуют более действенного осуществления комплексных целевых мероприятий по укреплению правопорядка и безопасности на территории Санкт-Петербурга. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 N 313-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", а органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять региональные программы по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности. Программно-целевой метод позволит направить имеющиеся ресурсы на создание необходимых условий, обеспечивающих профилактику правонарушений, безопасность граждан и общественный порядок в Санкт-Петербурге.
Основной целью Программы является совершенствование многоуровневой системы профилактики правонарушений и, как следствие, создание условий для надлежащей защиты прав и свобод граждан, пресечения противоправной деятельности, укрепления безопасности и общественного порядка, снижения уровня преступности и стабилизации криминогенной обстановки на территории Санкт-Петербурга. Достижение заданной основной цели основывается на детальном анализе организационных и правовых проблем деятельности органов и учреждений системы по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге, выявлении перспективных направлений модернизации указанной системы и разработке комплекса предложений, направленных на совершенствование и обновление законодательства, правоприменительной практике в рассматриваемой сфере и имеет первостепенное значение для решения актуальных задач обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, создания условий для успешной реализации социальной, экономической, научно-технической политики Санкт-Петербурга.
Достижение поставленной цели требует решения следующих приоритетных задач, определивших логику построения системы мероприятий Программы:
совершенствования нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга по профилактике правонарушений с учетом системно-правового анализа международных нормативных правовых актов, законодательных актов федерального значения и субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных документов, регулирующих деятельность органов и учреждений, привлекаемых к профилактике правонарушений и преступлений;
организации непрерывного мониторинга криминогенной ситуации и социальных проблем в Санкт-Петербурге в целях дальнейшего определения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и принятия необходимых мер по их минимизации;
улучшения организационных основ деятельности государственных органов по противодействию правонарушениям на основе позитивного опыта, полученного путем последовательного ретроспективного анализа развития отечественных институтов по профилактике правонарушений;
повышения эффективности деятельности государственных органов по профилаткие правонарушений путем изучения положительного опыта организации функционирования системы по превенции противоправных деяний в зарубежных странах;
качественного улучшения форм и методов образовательной деятельности по подготовке специалистов, занимающихся общей и специальной превенцией правонарушений;
оказания содействия в развитии материально-технической базы правоохранительных и других органов, участвующих в профилактической деятельности;
оптимизации системы информационно-методического обеспечения деятельности государственных органов и общественных организаций по обеспечению охраны общественного порядка, общественной безопасности на территории Санкт-Петербурга;
вовлечения в предупреждение правонарушений большего количества организаций всех форм собственности, а также общественных организаций, стимулирования и поддержки гражданских инициатив правоохранительной направленности;
повышения уровня скоординированного межведомственного взаимодействия, направленного на усиление профилактики правонарушений и преступлений;
формулирования действенных рекомендаций по устранению противоречий в правоприменительной деятельности компетентных органов, в задачи которых входит профилактика правонарушений;
снижения темпов прироста регистрируемых преступлений, повышения их раскрываемости за счет сосредоточения усилий правоохранительных органов на приоритетных направлениях противодействия преступности;
повышения уровня профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи, в том числе экстремистских проявлений;
устранения причин и условий, способствующих терроризму и экстремизму, снижения возможности проведения террористических актов и их негативных последствий;
усиления контроля за миграционными потоками, снижения количества незаконных мигрантов;
обеспечения профилактики правонарушений, связанных с пьянством, алкоголизмом и незаконным оборотом спиртосодержащей продукции;
создания системы мероприятий в целях профилактики новых преступлений со стороны лиц, ранее совершавших преступления;
содействия социальной адаптации осужденных, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и несовершеннолетних, прибывших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, профилактики рецидивной преступности;
обеспечения профилактики правонарушений в области безопасности дорожного движения;
повышения оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушениях за счет наращивания сил правопорядка и технических средств контроля за ситуацией в общественных местах;
повышения уровня культурного, спортивного, правового, нравственного и военно-патриотического воспитания граждан;
дальнейшего снижения "правового нигилизма" населения, создания системы стимулов для законопослушного образа жизни;
разработки комплекса перспективных мер, направленных на повышение доверия населения к деятельности органов, нормативно закрепленные задачи которых связаны с профилактикой правонарушений, формирования более позитивного общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и общественных формирований правоохранительной направленности;
оптимизации бюджетных затрат на обеспечение комплексной безопасности Санкт-Петербурга.