Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 161-ПП (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 19.06.2012 N 287-ПП)

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 мая 2011 года N 231-ПП


Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 24 февраля 2010 года N 161-ПП

     

Городская целевая программа "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2011 годы"



"1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Городская целевая программа "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2011 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон города Москвы от 16 июня 1999 года N 21 "О промышленной деятельности в городе Москве". Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Закон города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве".

Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 года N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве".

Постановление Правительства Москвы от 24 июня 2008 года N 567-ПП "О Плане действий по развитию частно-государственного партнерства в городе Москве на 2008-2011 годы".

Распоряжение Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 1393-РП "О Плане работы Правительства Москвы на второе полугодие 2009 года".

Государственный заказчик - координатор Программы

Департамент науки и промышленной политики города Москвы.

Персональный руководитель Программы - руководитель Департамента науки и промышленной политики города Москвы Балашов Е.Б.

Государственные Заказчики Программы

Префектуры административных округов города Москвы

Разработчики Программы

Департамент науки и промышленной политики города Москвы.

Автономная некоммерческая организация "Московский центр структурных преобразований промышленности" (АНО "МЦСПП").

Региональное объединение работодателей "Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей)".

Основные исполнители Программы

Органы исполнительной власти города Москвы (в рамках полномочий по решению вопросов в сфере промышленности).

Организации различной организационно-правовой формы и формы собственности, отнесенные к участникам Программы.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2010-2011 годы.

1 этап - 2010 год.

2 этап - 2011 год.

Выполнение Программы осуществляется на основе ежегодного Плана реализации Программы (далее - План Программы), принимаемого Объединенной коллегией по промышленной политике при Департаменте науки и промышленной политики города Москвы не позднее января месяца планируемого года и утверждаемого приказом Департамента науки и промышленной политики города Москвы.

Цель Программы

Сохранение и развитие кадрового и производственно-технологического потенциала промышленности города Москвы на основе интенсификации освоения инновационной продукции, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности промышленного производства.

Основные задачи

1. Обеспечение условий для развития инновационно-активных организаций промышленности в сфере высокотехнологичных производств и традиционных для мегаполиса производств по выпуску экспортоориентированной продукции, а также импортозамещающей продукции для городского хозяйства и населения.

2. Повышение конкурентоспособности промышленного производства и увеличение производимой инновационной продукции.

3. Сохранение социально и экономически значимых для города Москвы организаций промышленности, в том числе обеспечивающих рабочие места для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).

4. Увеличение доли импортозамещающей продукции, производимой московскими товаропроизводителями, в том числе в общем объеме закупок в рамках государственного заказа для нужд города Москвы.

5. Разработка и осуществление мероприятий по развитию инновационной и иной инфраструктуры научно-промышленного комплекса города Москвы, создание условий для привлечения инвестиций в их развитие.

6. Обеспечение потребности в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах организаций промышленности при активном участии работодателей в процессе профессиональной подготовки кадров.

7. Увеличение спроса на промышленную продукцию (услуги) обрабатывающих производств московских товаропроизводителей.

8. Снижение энергоемкости промышленной продукции (услуг) и повышение экологической эффективности производства.

9. Создание условий для развития конкуренции в обрабатывающих производствах города Москвы на основе использования конкурентных процедур при предоставлении бюджетных ассигнований.

Программные мероприятия

Наименование

Ожидаемый результат

1. Реализация мер, направленных на стабилизацию промышленной деятельности и повышение конкурентоспособности промышленных производств

- Сохранение производств, обеспечивающих выпуск на уровне не ниже предыдущего года необходимой для города Москвы продукции потребительского спроса и производственно-технического назначения.

- Рост выручки от продаж не менее чем на 5% ежегодно.

- Рост налоговых поступлений не менее чем на 3-4% ежегодно.

Сохранение рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) на предприятиях, применяющих труд инвалидов, на уровне 1500 рабочих мест, в том числе 650 - в 2010 году.

- Восстановление нормальных условий функционирования организаций, пострадавших в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, непредвиденных расходов по восстановлению объектов социального значения (теплотрассы, котельные, подключение к объектам энергоснабжения и т.п.).

Обеспечение промышленной (техногенной) безопасности, антитеррористической защищенности объектов промышленности и населения.

- Привлечение инвестиций (не менее 5 рублей на 1 рубль бюджетных средств).

- Прирост налоговых отчислений в бюджет города Москвы не менее чем на 5% по завершению реализации проекта.

- Увеличение доли продаж новой конкурентоспособной (инновационной) продукции в общем объеме продаж - не менее 10% по завершению реализации проекта.

- Создание не менее 50 новых рабочих мест для высокотехнологичных производств.

- Снижение совокупного удельного потребления топливно-энергетических ресурсов по проектам (мероприятиям) повышения энергетической и экологической эффективности не менее чем на 5 процентов в течение срока реализации проекта (мероприятия), но не более 3 лет, выраженное в тоннах условного топлива на единицу производства продукции в натуральном выражении (или на себестоимость продукции) относительно показателей базового года.

2. Совершенствование территориального размещения научно-
промышленного комплекса города Москвы и его инфраструктуры

- Формирование отраслевых схем развития и размещения инженерной и иной инфраструктуры для обеспечения инновационного развития научно-промышленного потенциала города Москвы (по 19 территориям промышленных зон).

3. Развитие инфраструктуры промышленной деятельности

- Оценка потребности в квалифицированных рабочих, инженерных и управленческих кадрах в разрезе востребованных специальностей (не менее чем по 120 организациям).

- Обучение и повышение квалификации по наиболее востребованным специальностям не менее 3000 человек ежегодно.

- Закрепление на производстве не менее 1000 чел. ежегодно.

- Формирование банка данных предприятий, готовых предоставить рабочие места выпускникам и аспирантам образовательных учреждений высшего профессионального образования, зарекомендовавшим себя положительными результатами научно-исследовательских работ, для развития инновационных производств и выделение субсидий на частичное возмещение затрат по их трудоустройству.

- Рост числа организаций промышленности и науки - участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в рамках реализации плана выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий (ежегодный прирост не менее 5 процентов по отношению к предыдущему году).

- Повышение степени информированности организаций промышленности о системе размещения государственных заказов в городе Москве.

- Рост числа договоров о намерениях, соглашений, контрактов организаций промышленности и науки - участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий с региональными и зарубежными компаниями (ежегодный прирост не менее 5 процентов по отношению к предыдущему году).

- Привлечение различных групп влияния (политиков, финансистов, предпринимателей, ученых) к участию в формировании и реализации промышленной политики на основе проведения не менее 12 коммуникативных мероприятий с общим охватом более 500 организаций промышленности и науки.

- Расширение аудиторий в различных средствах массовой информации по вопросам реализации промышленной политики города Москвы на основе проведения не менее 12 передач на ТВ с общей зоной охвата аудитории до 40% от экономически активного населения города Москвы.

- Продвижение товаров московских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, рост объемов продаж не менее 10 процентов ежегодно.

- Предоставление экспортно-ориентированным организациям практических рекомендаций при выходе на новые рынки по результатам анализа конкурентной среды, действующих в разных странах ограничений на торговлю, а также информации о потенциальных партнерах на международных рынках (не менее 40 организациям).

- Демонстрация научно-технического и инновационного потенциала города Москвы, включая конкурентные преимущества продуктовых и технологических инноваций, как по научным и технологическим критериям, так и по критериям социальной значимости и экономической эффективности (не менее 100 организаций).

- Количество подготовленных проектов методических документов по совершенствованию механизмов планирования, управления и контроля реализации программы - не менее 10.

- Количество подготовленных аналитических материалов о ходе выполнения Программы и итогам работы промышленности в городе Москве - не менее 6.

- Количество подготовленных обзоров нормативной правовой базы Российской Федерации и города Москвы в области регулирования промышленной деятельности - не менее 2.

- Количество подготовленных прогнозов по показателям промышленной деятельности в городе Москве в целом, отдельным видам производств, а также потребности в квалифицированных рабочих, инженерных и управленческих кадрах - не менее 14.

- Количество убыточных и неэффективных организаций из числа социально и экономически значимых, по которым подготовлены предложения по финансовому оздоровлению и другим мерам по ликвидации убыточности - не менее 20.

- Количество законопроектов в области промышленной деятельности и размещения объектов промышленности и науки, по которым подготовлены предложения, - не менее 2 законопроектов.

Финансовое обеспечение Программы

Общий объем финансирования из бюджета города Москвы по отдельным разделам и статьям расходов - 4685,3 млн.руб.

млн.руб.

Источники финансирования

2010 год

2011 год

Всего

Бюджет города Москвы, всего

2931,9

1753,4

4685,3

в т.ч. по отдельным статьям расходов:

городские целевые программы, финансируемые из бюджета города Москвы (139 0412 5222800)

2000,0

1753,4*

3753,4

________________
     * В соответствии с Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 2011 год" от 08.12.2010 N 53.

Из них по направлениям мероприятий:

- субсидии производителям товаров, работ и услуг (139 0412 5222800 006)

1618,0

1382,4

3000,4

- оплата работ (товаров, услуг) по государственным контрактам (139 0412 5222800 812)

382,0

371,0

753,0

Бюджетные инвестиции в строительство объектов промышленности (139 0412 1021003 003)

931,9

0,0

931,9

Средства бюджета города Москвы, предусматриваемые префектурам административных округов города Москвы

Определяются в составе программ социально-экономического развития административных округов города Москвы на очередной финансовый год**

________________
     ** В 2011 году - в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.02.2011 N 38-ПП.

Иные источники, всего

8370,0

11300,0

19670,0

В т.ч.:

- привлеченные участниками Программы кредиты российских коммерческих банков, финансовых институтов

6100,0

5400,0

11500,0

- собственные средства организаций - участников Программы

970,0

900,0

1870,0

- средства федерального бюджета в форме бюджетных инвестиций (без учета взносов в уставные капиталы), предусматриваемые организациям промышленности и науки, расположенным в городе Москве, в рамках федеральных целевых программ

1300,0

5000,0***

6300,0

________________
     *** Экспертная оценка, исходя из состава проектов организаций промышленности и науки города Москвы в составе федеральных целевых программ на 2010-2016 годы. Объемы финансирования уточняются ежегодно в соответствии с федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом результатов мониторинга фактического предоставления финансовой поддержки организациям промышленности и науки в рамках федеральных целевых программ.

Итого по программе

11301,9

13053,4

24355,3

Ожидаемые результаты реализации

Прогнозные значения целевых индикаторов Программы за период ее реализации (по обрабатывающим производствам)

Программы

Целевые индикаторы

2010 год

2011 год

Итого за 2010-2011 годы

1. Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году, не менее

100,5

103,0

103,5

2. Темп роста прибыли организаций, в % к предыдущему году, не менее

98,5

101,0

99,5

3. Темп роста среднемесячной заработной платы, в % к предыдущему году, не менее

111,0

112,0

124,3

4. Темп роста выработки на одного работающего, определенной по объему отгруженной продукции собственного производства, в % к предыдущему году, не менее

112,6

113,3

127,6

5. Доля продаж инновационной продукции в общем объеме продаж, в % не менее

4,0

7,0

7,0 (в конце
периода реализации)

6. Темп роста налоговых поступлений, в % к предыдущему году, не менее

100,0

100,0

100,0

Ежегодная оценка результатов реализации проектов и мероприятий, получивших финансовую поддержку в рамках Программы, определяется по результатам их мониторинга с учетом полученных значений аналитических показателей, предусмотренных соответствующими направлениями программных мероприятий с учетом их целей.

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

Управление Программой осуществляет Департамент науки и промышленной политики города Москвы. Организационно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение Программы осуществляет организация, определенная на конкурсной основе.

Контроль за ходом выполнения Программы и целевым расходованием бюджетных средств осуществляют:

Департамент науки и промышленной политики города Москвы;

Департамент финансов города Москвы;

Департамент экономической политики и развития города Москвы;

Главное управление государственного финансового контроля города Москвы;

Контрольно-счетная палата Москвы.

Департамент науки и промышленной политики города Москвы ежегодно представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы до 1 марта отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год.

Внесение изменений в Программу осуществляется в порядке, предусмотренном правовыми актами города Москвы.

     

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и оценка сложившейся ситуации


По состоянию на 2008 год в состав промышленности города Москвы входят 1183 крупных и средних организаций (в том числе 1085 - по обрабатывающим производствам).

В группу крупных и средних организаций промышленности включены 240 предприятий ОПК, входящих в реестр организаций ОПК Российской Федерации. В составе крупных и средних организаций обрабатывающих производств более 150 осуществляют технологические инновации, 210 крупных и средних организаций промышленности являются социально и экономически значимыми для города Москвы и/или Российской Федерации.

Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств в 2008 году составила 663,3 тыс.чел., что составляет 12,3% от экономически активного населения города Москвы. На предприятиях промышленности города Москвы трудятся около 3 тыс. лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).

Доминирующая роль обрабатывающих производств позволяет оценивать промышленность города Москвы как полигон для отработки механизмов модернизации экономики, структурной перестройки промышленности в направлении ее перевода на инновационный путь развития.

Целенаправленная политика поддержки организаций промышленности, последовательно проводимая Правительством Москвы в 2000-е годы, обеспечила динамичное развитие промышленного комплекса. Так, по обрабатывающим производствам за период 2004-2008 годов среднегодовой темп роста промышленного производства составил 114,1% при среднероссийском уровне 106,4%; темпы роста налоговых поступлений в бюджет составили в среднем 116,6%; рост выработки на одного работающего - в среднем 33%. Значительный вклад в достижение указанных темпов внесли Комплексные программы промышленной деятельности в городе Москве, действовавшие в период с 1998 года, в рамках которых, начиная с 2004 года, значительное внимание уделялось реализации среднесрочных и долгосрочных проектов, направленных на техническое перевооружение, модернизацию и расширение действующих производств, создание новых производственных мощностей, обеспечивающих повышение конкурентоспособности промышленности города Москвы и ее структурную перестройку. Основной формой поддержки в рамках Программы 2004-2006 годов был бюджетный кредит, предоставлявшийся на срок до 5 лет, что обусловило пролонгированный характер итогов их реализации и обеспечило достаточно высокие результаты Программы к 2009 году, несмотря на разразившийся мировой финансово-экономический кризис.

В рамках Программы в 2007-2009 годах завершен ряд проектов по развитию перспективных для города Москвы производств, получивших финансовую поддержку из бюджета города Москвы в период 2004-2006 годов.

В 2007 году были завершены проекты:

- по расширению производственного комплекса ЗАО "Микояновский мясокомбинат" и повышению его мощности на основе технического перевооружения производства (начат в 2004 году). На его реализацию привлечено около 1,7 млрд.руб. внебюджетных средств. В результате реализации проекта мощности комбината увеличены более чем в 1,5 раза (со 110 тыс.т продукции в год в 2003 году до 167,7 тыс.т в 2007 году); снижена себестоимость и расширен ассортимент выпускаемой продукции; выручка от продаж выросла на 53,7%; налоговые платежи в бюджет города Москвы выросли на 45,8%; численность работающих увеличилась на 765 чел. Доля комбината на рынке мясопродуктов Российской Федерации составила около 5%, на московском - более 18% и продолжает увеличиваться;

- по расширению производства пластин фосфида галлия на ЗАО "Элма-Малахит", начатый в 2004 году. Реализация проекта обеспечила рост объема производства в 1,4 раза, рост прибыли в 2 раза, рост налоговых отчислений в городской бюджет - в 2 раза, стабильную численность занятых. Более 80% продукции предприятия поставляется в США, Китай, Японию и другие страны Юго-Восточной Азии в результате значительного увеличения объема выпуска экспортной продукции по результатам проекта;

- по созданию опытно-наработочных производств новых видов полимерных материалов для городского хозяйства на ОАО "Институт пластмасс им.Г.С.Петрова", реализация которого обеспечила внедрение результатов научных разработок в производство, отработку промышленных технологий промышленного изготовления новых материалов, серийный выпуск инновационной продукции. Созданы мощности по производству смолы ТФ-82. Мощности по выпуску полисульфонов увеличились с 3 т/год в 2005 году до 5 т/год в 2007 году. Это позволило за время реализации проекта достигнуть увеличения выпуска георешетки, лент вспененных для текстильной промышленности, синтетических полимеров, отвердителей и другой продукции, выпускаемой предприятием для нужд экономики города Москвы;

- по расширению производства систем профильных карнизов на специализированном предприятии ООО "Знамя Труда", применяющем труд инвалидов. Предприятием вложено 75 млн.руб. собственных средств на приобретение оборудования и создание рабочих мест. В результате реализации проекта выручка от продаж увеличилась на 15,4%, прибыль от продаж - на 63,9%, среднемесячная заработная плата - на 78,4%, доля инновационной продукции в общем объеме продаж - на 42,5%. Стоимость основных фондов выросла практически в 2 раза. Предприятию удалось занять порядка 30-40% рынка карнизов города Москвы и Подмосковья.

В 2008 году завершен ряд проектов, включая:

- проект по техническому перевооружению производства асфальтно-бетонных смесей ЗАО "Союз-Лес", обеспечивший рост объема производства продукции почти в 2 раза, достижение доли инновационной продукции в общем объеме продаж более 50%, создание 43 новых рабочих мест. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 200 млн.руб. внебюджетных средств;

- проект по техническому перевооружению ГУП НПЦ "Спурт" в целях выполнения комплекса работ по увеличению производства спецтехники, обеспечивший рост объема производства продукции в 1,5 раза, достижение доли инновационной продукции в общем объеме продаж более 90%, создание 8 новых и модернизацию 96 рабочих мест, энергосбережение по электрической энергии в размере 50 тыс. кВт час, экономию потребления теплоэнергии в размере 400 Гкал, сокращение сроков разработки изделий в 2-2,5 раза, сроков внедрения на серийных заводах - в 1,5 раза, повышение качества выпускаемых изделий. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 45 млн.руб. собственных средств. Реализация проекта позволила предприятию в 2008 году выполнить государственный заказ на поставку продукции в объеме около 561,3 млн.руб. Разработанные предприятием комплексы цифровых средств КВ-УКВ диапазона вытеснили импортные аналоги из поставляемой продукции в интересах Министерства обороны Российской Федерации;

- проект ОАО "Оптрон" по модернизации конструкций и техническому перевооружению производства с организацией промышленного выпуска специализированных объектно-ориентированных регуляторов частоты для асинхронных электроприводов механизмов металлорежущих станков, обеспечивший рост объема выпуска продукции в рамках проекта в 1,8 раза, модернизацию 8 рабочих мест, прирост налоговых платежей в городской бюджет - более 54 млн.руб. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 60 млн.руб. внебюджетных средств;

- проект модернизации производства на ОАО "Хлебозавод N 28" (2006-2008 годы), обеспечивший рост объема производства продукции более чем в 1,5 раза, модернизацию 28 рабочих мест. За время реализации проекта предприятием привлечено в реализацию проекта более 203 млн.руб. внебюджетных средств. Запланированные показатели реализации проекта достигнуты.

В 2008 году завершен первый этап реализации проекта по организации литейно-прокатного производства на базе Ярцевского имущественного комплекса ЗАО "Ярцевский завод "Двигатель" в Смоленской области (срок реализации 2003-2010 годы). Введены в опытно-промышленную эксплуатацию мощности, обеспечивающие выпуск 220 тыс. тонн мелкосортного проката, 5 тыс. тонн отливок из чугуна, а также другой сопутствующей продукции для строительного комплекса города Москвы.

Завершен проект создания производства по рециклингу отработанного ацетона и технологических жидкостей, а также утилизации шламовых отходов металлообработки и отработанной смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) на ФГУП ММПП "Салют" (срок реализации 2004-2009 годы). Запущен участок переработки шлама, который производит очистку шлама от масел и СОЖ (переводит его из II класса опасных отходов в IV класс) и обеспечивает его хранение на площадке для металлургических производств. Запущен участок по переработке СОЖ. Участок рециклинга ацетона производительностью 450 кг в смену начал функционировать во 2-м полугодии 2009 года. Создание указанных производств позволило снизить количество образующихся на заводе отходов ацетона в 20 раз, технологических жидкостей - примерно в 5 раз и в такое же количество раз снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу воздуха при утилизации таких отходов. Помимо повышения экологизации производственной деятельности предприятия, реализация данного проекта обеспечила создание 8 новых рабочих мест. Чистая прибыль в рамках реализации проекта за период его реализации составила 4,9 млн.руб.

Завершены проекты создания специализированного производства по переработке изношенных автопокрышек и организации производства железнодорожных переездов на основе резиновой крошки на ОАО "Тушинский машиностроительный завод", которые позволили решить важную для города Москвы задачу, обеспечили за время реализации проектов дополнительный объем выпуска продукции в размере 160,9 млн.руб., чистую прибыль в размере 9,6 млн.руб., создание 28 новых рабочих мест.

До конца 2009 года планируется завершение еще более 20 проектов, включая проекты ФГУП НПП "Пульсар", ФГУП ММПП "Салют", ОАО "НИИВК им.М.А.Карцева" и другие, направленные на выполнение мероприятий по энергосбережению, обеспечившие более 5% экономии электроэнергии на основе создания автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии, модернизации энергетического и теплового оборудования, лифтового хозяйства и т.п.

Эти и другие проекты, получившие финансовую поддержку в рамках Программы и находящиеся в стадии выполнения, обеспечили высокие значения аналитических показателей, предусмотренных Программой, в 2007-2008 годах.

Так, увеличение объемов продаж продукции в среднем по участникам Программы, прогнозируемое за 2007-2009 годы не менее чем на 30%, фактически за 2007-2008 годы составило 40,37%; увеличение выработки в расчете на одного работника, прогнозируемое на 7% ежегодно, фактически обеспечено в 2007 году - на 20,5%, в 2008 году - на 12,3%; увеличение числа новых квалифицированных рабочих мест, прогнозируемое не менее чем на 5% ежегодно, фактически составило в 2007 году - 5,3%, в 2008 году - 5,1%. Участниками Программы создано более 1800 и модернизировано более 1750 рабочих мест. Стоимость основных производственных фондов в среднем по участникам Программы за 2007-2008 годы к уровню 2006 года в среднем увеличилась на 45,7%, доля инновационной продукции в объеме продаж - на 40,5%. В период 2007-2008 годов 11 предприятий-участников Программы из разряда убыточных перешли в разряд прибыльных. Создано и оснащено 5 ресурсных центров по подготовке кадров на базе организаций промышленности города Москвы (ОАО "Станкоагрегат", ЗАО "Медведково", НУЦ "Электроника" (ФГУП "ТОРИЙ"), ОАО "ММП им.В.В.Чернышева, "Центр деревообработки" МКПП(р)). Проведено обучение и повышение квалификации более 3000 работников организаций промышленности города Москвы, в т.ч. более 850 чел. в форме целевой контрактной подготовки.