Городская целевая программа "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2011 годы"
"1. Паспорт Программы
Наименование Программы | Городская целевая программа "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2011 годы" (далее - Программа) | |||||
Основание для разработки Программы | Закон города Москвы от 16 июня 1999 года N 21 "О промышленной деятельности в городе Москве". Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". | |||||
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент науки и промышленной политики города Москвы. | |||||
Государственные Заказчики Программы | Префектуры административных округов города Москвы | |||||
Разработчики Программы | Департамент науки и промышленной политики города Москвы. | |||||
Региональное объединение работодателей "Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей)". | ||||||
Основные исполнители Программы | Органы исполнительной власти города Москвы (в рамках полномочий по решению вопросов в сфере промышленности). | |||||
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации Программы - 2010-2011 годы. | |||||
Выполнение Программы осуществляется на основе ежегодного Плана реализации Программы (далее - План Программы), принимаемого Объединенной коллегией по промышленной политике при Департаменте науки и промышленной политики города Москвы не позднее января месяца планируемого года и утверждаемого приказом Департамента науки и промышленной политики города Москвы. | ||||||
Цель Программы | Сохранение и развитие кадрового и производственно-технологического потенциала промышленности города Москвы на основе интенсификации освоения инновационной продукции, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности промышленного производства. | |||||
Основные задачи | 1. Обеспечение условий для развития инновационно-активных организаций промышленности в сфере высокотехнологичных производств и традиционных для мегаполиса производств по выпуску экспортоориентированной продукции, а также импортозамещающей продукции для городского хозяйства и населения. | |||||
2. Повышение конкурентоспособности промышленного производства и увеличение производимой инновационной продукции. | ||||||
3. Сохранение социально и экономически значимых для города Москвы организаций промышленности, в том числе обеспечивающих рабочие места для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов). | ||||||
4. Увеличение доли импортозамещающей продукции, производимой московскими товаропроизводителями, в том числе в общем объеме закупок в рамках государственного заказа для нужд города Москвы. | ||||||
5. Разработка и осуществление мероприятий по развитию инновационной и иной инфраструктуры научно-промышленного комплекса города Москвы, создание условий для привлечения инвестиций в их развитие. | ||||||
6. Обеспечение потребности в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах организаций промышленности при активном участии работодателей в процессе профессиональной подготовки кадров. | ||||||
7. Увеличение спроса на промышленную продукцию (услуги) обрабатывающих производств московских товаропроизводителей. | ||||||
8. Снижение энергоемкости промышленной продукции (услуг) и повышение экологической эффективности производства. | ||||||
9. Создание условий для развития конкуренции в обрабатывающих производствах города Москвы на основе использования конкурентных процедур при предоставлении бюджетных ассигнований. | ||||||
Программные мероприятия | Наименование | Ожидаемый результат | ||||
1. Реализация мер, направленных на стабилизацию промышленной деятельности и повышение конкурентоспособности промышленных производств | - Сохранение производств, обеспечивающих выпуск на уровне не ниже предыдущего года необходимой для города Москвы продукции потребительского спроса и производственно-технического назначения. | |||||
Сохранение рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) на предприятиях, применяющих труд инвалидов, на уровне 1500 рабочих мест, в том числе 650 - в 2010 году. | ||||||
- Восстановление нормальных условий функционирования организаций, пострадавших в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, непредвиденных расходов по восстановлению объектов социального значения (теплотрассы, котельные, подключение к объектам энергоснабжения и т.п.). | ||||||
Обеспечение промышленной (техногенной) безопасности, антитеррористической защищенности объектов промышленности и населения. | ||||||
- Привлечение инвестиций (не менее 5 рублей на 1 рубль бюджетных средств). | ||||||
- Прирост налоговых отчислений в бюджет города Москвы не менее чем на 5% по завершению реализации проекта. | ||||||
- Увеличение доли продаж новой конкурентоспособной (инновационной) продукции в общем объеме продаж - не менее 10% по завершению реализации проекта. | ||||||
- Создание не менее 50 новых рабочих мест для высокотехнологичных производств. | ||||||
- Снижение совокупного удельного потребления топливно-энергетических ресурсов по проектам (мероприятиям) повышения энергетической и экологической эффективности не менее чем на 5 процентов в течение срока реализации проекта (мероприятия), но не более 3 лет, выраженное в тоннах условного топлива на единицу производства продукции в натуральном выражении (или на себестоимость продукции) относительно показателей базового года. | ||||||
2. Совершенствование территориального размещения научно- | - Формирование отраслевых схем развития и размещения инженерной и иной инфраструктуры для обеспечения инновационного развития научно-промышленного потенциала города Москвы (по 19 территориям промышленных зон). | |||||
3. Развитие инфраструктуры промышленной деятельности | - Оценка потребности в квалифицированных рабочих, инженерных и управленческих кадрах в разрезе востребованных специальностей (не менее чем по 120 организациям). | |||||
- Закрепление на производстве не менее 1000 чел. ежегодно. | ||||||
- Формирование банка данных предприятий, готовых предоставить рабочие места выпускникам и аспирантам образовательных учреждений высшего профессионального образования, зарекомендовавшим себя положительными результатами научно-исследовательских работ, для развития инновационных производств и выделение субсидий на частичное возмещение затрат по их трудоустройству. | ||||||
- Рост числа организаций промышленности и науки - участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в рамках реализации плана выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий (ежегодный прирост не менее 5 процентов по отношению к предыдущему году). | ||||||
- Повышение степени информированности организаций промышленности о системе размещения государственных заказов в городе Москве. | ||||||
- Рост числа договоров о намерениях, соглашений, контрактов организаций промышленности и науки - участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий с региональными и зарубежными компаниями (ежегодный прирост не менее 5 процентов по отношению к предыдущему году). | ||||||
- Привлечение различных групп влияния (политиков, финансистов, предпринимателей, ученых) к участию в формировании и реализации промышленной политики на основе проведения не менее 12 коммуникативных мероприятий с общим охватом более 500 организаций промышленности и науки. | ||||||
- Расширение аудиторий в различных средствах массовой информации по вопросам реализации промышленной политики города Москвы на основе проведения не менее 12 передач на ТВ с общей зоной охвата аудитории до 40% от экономически активного населения города Москвы. | ||||||
- Продвижение товаров московских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, рост объемов продаж не менее 10 процентов ежегодно. | ||||||
- Предоставление экспортно-ориентированным организациям практических рекомендаций при выходе на новые рынки по результатам анализа конкурентной среды, действующих в разных странах ограничений на торговлю, а также информации о потенциальных партнерах на международных рынках (не менее 40 организациям). | ||||||
- Демонстрация научно-технического и инновационного потенциала города Москвы, включая конкурентные преимущества продуктовых и технологических инноваций, как по научным и технологическим критериям, так и по критериям социальной значимости и экономической эффективности (не менее 100 организаций). | ||||||
- Количество подготовленных проектов методических документов по совершенствованию механизмов планирования, управления и контроля реализации программы - не менее 10. | ||||||
- Количество подготовленных аналитических материалов о ходе выполнения Программы и итогам работы промышленности в городе Москве - не менее 6. | ||||||
- Количество подготовленных обзоров нормативной правовой базы Российской Федерации и города Москвы в области регулирования промышленной деятельности - не менее 2. | ||||||
- Количество подготовленных прогнозов по показателям промышленной деятельности в городе Москве в целом, отдельным видам производств, а также потребности в квалифицированных рабочих, инженерных и управленческих кадрах - не менее 14. | ||||||
- Количество убыточных и неэффективных организаций из числа социально и экономически значимых, по которым подготовлены предложения по финансовому оздоровлению и другим мерам по ликвидации убыточности - не менее 20. | ||||||
- Количество законопроектов в области промышленной деятельности и размещения объектов промышленности и науки, по которым подготовлены предложения, - не менее 2 законопроектов. | ||||||
Финансовое обеспечение Программы | Общий объем финансирования из бюджета города Москвы по отдельным разделам и статьям расходов - 4685,3 млн.руб. млн.руб. | |||||
Источники финансирования | 2010 год | 2011 год | Всего | |||
Бюджет города Москвы, всего | 2931,9 | 1753,4 | 4685,3 | |||
в т.ч. по отдельным статьям расходов: | ||||||
городские целевые программы, финансируемые из бюджета города Москвы (139 0412 5222800) | 2000,0 | 1753,4* | 3753,4 | |||
________________ | ||||||
Из них по направлениям мероприятий: | ||||||
- субсидии производителям товаров, работ и услуг (139 0412 5222800 006) | 1618,0 | 1382,4 | 3000,4 | |||
- оплата работ (товаров, услуг) по государственным контрактам (139 0412 5222800 812) | 382,0 | 371,0 | 753,0 | |||
Бюджетные инвестиции в строительство объектов промышленности (139 0412 1021003 003) | 931,9 | 0,0 | 931,9 | |||
Средства бюджета города Москвы, предусматриваемые префектурам административных округов города Москвы | Определяются в составе программ социально-экономического развития административных округов города Москвы на очередной финансовый год** | |||||
________________ | ||||||
Иные источники, всего | 8370,0 | 11300,0 | 19670,0 | |||
В т.ч.: | ||||||
- привлеченные участниками Программы кредиты российских коммерческих банков, финансовых институтов | 6100,0 | 5400,0 | 11500,0 | |||
- собственные средства организаций - участников Программы | 970,0 | 900,0 | 1870,0 | |||
- средства федерального бюджета в форме бюджетных инвестиций (без учета взносов в уставные капиталы), предусматриваемые организациям промышленности и науки, расположенным в городе Москве, в рамках федеральных целевых программ | 1300,0 | 5000,0*** | 6300,0 | |||
________________ | ||||||
Итого по программе | 11301,9 | 13053,4 | 24355,3 | |||
Ожидаемые результаты реализации | Прогнозные значения целевых индикаторов Программы за период ее реализации (по обрабатывающим производствам) | |||||
Программы | Целевые индикаторы | 2010 год | 2011 год | Итого за 2010-2011 годы | ||
1. Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году, не менее | 100,5 | 103,0 | 103,5 | |||
2. Темп роста прибыли организаций, в % к предыдущему году, не менее | 98,5 | 101,0 | 99,5 | |||
3. Темп роста среднемесячной заработной платы, в % к предыдущему году, не менее | 111,0 | 112,0 | 124,3 | |||
4. Темп роста выработки на одного работающего, определенной по объему отгруженной продукции собственного производства, в % к предыдущему году, не менее | 112,6 | 113,3 | 127,6 | |||
5. Доля продаж инновационной продукции в общем объеме продаж, в % не менее | 4,0 | 7,0 | 7,0 (в конце | |||
6. Темп роста налоговых поступлений, в % к предыдущему году, не менее | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |||
Ежегодная оценка результатов реализации проектов и мероприятий, получивших финансовую поддержку в рамках Программы, определяется по результатам их мониторинга с учетом полученных значений аналитических показателей, предусмотренных соответствующими направлениями программных мероприятий с учетом их целей. | ||||||
Система организации управления и контроля за исполнением Программы | Управление Программой осуществляет Департамент науки и промышленной политики города Москвы. Организационно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение Программы осуществляет организация, определенная на конкурсной основе. | |||||
Департамент финансов города Москвы; | ||||||
Департамент экономической политики и развития города Москвы; | ||||||
Главное управление государственного финансового контроля города Москвы; | ||||||
Контрольно-счетная палата Москвы. | ||||||
Департамент науки и промышленной политики города Москвы ежегодно представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы до 1 марта отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. | ||||||
Внесение изменений в Программу осуществляется в порядке, предусмотренном правовыми актами города Москвы. |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и оценка сложившейся ситуации
По состоянию на 2008 год в состав промышленности города Москвы входят 1183 крупных и средних организаций (в том числе 1085 - по обрабатывающим производствам).
В группу крупных и средних организаций промышленности включены 240 предприятий ОПК, входящих в реестр организаций ОПК Российской Федерации. В составе крупных и средних организаций обрабатывающих производств более 150 осуществляют технологические инновации, 210 крупных и средних организаций промышленности являются социально и экономически значимыми для города Москвы и/или Российской Федерации.
Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств в 2008 году составила 663,3 тыс.чел., что составляет 12,3% от экономически активного населения города Москвы. На предприятиях промышленности города Москвы трудятся около 3 тыс. лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).
Доминирующая роль обрабатывающих производств позволяет оценивать промышленность города Москвы как полигон для отработки механизмов модернизации экономики, структурной перестройки промышленности в направлении ее перевода на инновационный путь развития.
Целенаправленная политика поддержки организаций промышленности, последовательно проводимая Правительством Москвы в 2000-е годы, обеспечила динамичное развитие промышленного комплекса. Так, по обрабатывающим производствам за период 2004-2008 годов среднегодовой темп роста промышленного производства составил 114,1% при среднероссийском уровне 106,4%; темпы роста налоговых поступлений в бюджет составили в среднем 116,6%; рост выработки на одного работающего - в среднем 33%. Значительный вклад в достижение указанных темпов внесли Комплексные программы промышленной деятельности в городе Москве, действовавшие в период с 1998 года, в рамках которых, начиная с 2004 года, значительное внимание уделялось реализации среднесрочных и долгосрочных проектов, направленных на техническое перевооружение, модернизацию и расширение действующих производств, создание новых производственных мощностей, обеспечивающих повышение конкурентоспособности промышленности города Москвы и ее структурную перестройку. Основной формой поддержки в рамках Программы 2004-2006 годов был бюджетный кредит, предоставлявшийся на срок до 5 лет, что обусловило пролонгированный характер итогов их реализации и обеспечило достаточно высокие результаты Программы к 2009 году, несмотря на разразившийся мировой финансово-экономический кризис.
В рамках Программы в 2007-2009 годах завершен ряд проектов по развитию перспективных для города Москвы производств, получивших финансовую поддержку из бюджета города Москвы в период 2004-2006 годов.
В 2007 году были завершены проекты:
- по расширению производственного комплекса ЗАО "Микояновский мясокомбинат" и повышению его мощности на основе технического перевооружения производства (начат в 2004 году). На его реализацию привлечено около 1,7 млрд.руб. внебюджетных средств. В результате реализации проекта мощности комбината увеличены более чем в 1,5 раза (со 110 тыс.т продукции в год в 2003 году до 167,7 тыс.т в 2007 году); снижена себестоимость и расширен ассортимент выпускаемой продукции; выручка от продаж выросла на 53,7%; налоговые платежи в бюджет города Москвы выросли на 45,8%; численность работающих увеличилась на 765 чел. Доля комбината на рынке мясопродуктов Российской Федерации составила около 5%, на московском - более 18% и продолжает увеличиваться;
- по расширению производства пластин фосфида галлия на ЗАО "Элма-Малахит", начатый в 2004 году. Реализация проекта обеспечила рост объема производства в 1,4 раза, рост прибыли в 2 раза, рост налоговых отчислений в городской бюджет - в 2 раза, стабильную численность занятых. Более 80% продукции предприятия поставляется в США, Китай, Японию и другие страны Юго-Восточной Азии в результате значительного увеличения объема выпуска экспортной продукции по результатам проекта;
- по созданию опытно-наработочных производств новых видов полимерных материалов для городского хозяйства на ОАО "Институт пластмасс им.Г.С.Петрова", реализация которого обеспечила внедрение результатов научных разработок в производство, отработку промышленных технологий промышленного изготовления новых материалов, серийный выпуск инновационной продукции. Созданы мощности по производству смолы ТФ-82. Мощности по выпуску полисульфонов увеличились с 3 т/год в 2005 году до 5 т/год в 2007 году. Это позволило за время реализации проекта достигнуть увеличения выпуска георешетки, лент вспененных для текстильной промышленности, синтетических полимеров, отвердителей и другой продукции, выпускаемой предприятием для нужд экономики города Москвы;
- по расширению производства систем профильных карнизов на специализированном предприятии ООО "Знамя Труда", применяющем труд инвалидов. Предприятием вложено 75 млн.руб. собственных средств на приобретение оборудования и создание рабочих мест. В результате реализации проекта выручка от продаж увеличилась на 15,4%, прибыль от продаж - на 63,9%, среднемесячная заработная плата - на 78,4%, доля инновационной продукции в общем объеме продаж - на 42,5%. Стоимость основных фондов выросла практически в 2 раза. Предприятию удалось занять порядка 30-40% рынка карнизов города Москвы и Подмосковья.
В 2008 году завершен ряд проектов, включая:
- проект по техническому перевооружению производства асфальтно-бетонных смесей ЗАО "Союз-Лес", обеспечивший рост объема производства продукции почти в 2 раза, достижение доли инновационной продукции в общем объеме продаж более 50%, создание 43 новых рабочих мест. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 200 млн.руб. внебюджетных средств;
- проект по техническому перевооружению ГУП НПЦ "Спурт" в целях выполнения комплекса работ по увеличению производства спецтехники, обеспечивший рост объема производства продукции в 1,5 раза, достижение доли инновационной продукции в общем объеме продаж более 90%, создание 8 новых и модернизацию 96 рабочих мест, энергосбережение по электрической энергии в размере 50 тыс. кВт час, экономию потребления теплоэнергии в размере 400 Гкал, сокращение сроков разработки изделий в 2-2,5 раза, сроков внедрения на серийных заводах - в 1,5 раза, повышение качества выпускаемых изделий. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 45 млн.руб. собственных средств. Реализация проекта позволила предприятию в 2008 году выполнить государственный заказ на поставку продукции в объеме около 561,3 млн.руб. Разработанные предприятием комплексы цифровых средств КВ-УКВ диапазона вытеснили импортные аналоги из поставляемой продукции в интересах Министерства обороны Российской Федерации;
- проект ОАО "Оптрон" по модернизации конструкций и техническому перевооружению производства с организацией промышленного выпуска специализированных объектно-ориентированных регуляторов частоты для асинхронных электроприводов механизмов металлорежущих станков, обеспечивший рост объема выпуска продукции в рамках проекта в 1,8 раза, модернизацию 8 рабочих мест, прирост налоговых платежей в городской бюджет - более 54 млн.руб. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 60 млн.руб. внебюджетных средств;
- проект модернизации производства на ОАО "Хлебозавод N 28" (2006-2008 годы), обеспечивший рост объема производства продукции более чем в 1,5 раза, модернизацию 28 рабочих мест. За время реализации проекта предприятием привлечено в реализацию проекта более 203 млн.руб. внебюджетных средств. Запланированные показатели реализации проекта достигнуты.
В 2008 году завершен первый этап реализации проекта по организации литейно-прокатного производства на базе Ярцевского имущественного комплекса ЗАО "Ярцевский завод "Двигатель" в Смоленской области (срок реализации 2003-2010 годы). Введены в опытно-промышленную эксплуатацию мощности, обеспечивающие выпуск 220 тыс. тонн мелкосортного проката, 5 тыс. тонн отливок из чугуна, а также другой сопутствующей продукции для строительного комплекса города Москвы.
Завершен проект создания производства по рециклингу отработанного ацетона и технологических жидкостей, а также утилизации шламовых отходов металлообработки и отработанной смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) на ФГУП ММПП "Салют" (срок реализации 2004-2009 годы). Запущен участок переработки шлама, который производит очистку шлама от масел и СОЖ (переводит его из II класса опасных отходов в IV класс) и обеспечивает его хранение на площадке для металлургических производств. Запущен участок по переработке СОЖ. Участок рециклинга ацетона производительностью 450 кг в смену начал функционировать во 2-м полугодии 2009 года. Создание указанных производств позволило снизить количество образующихся на заводе отходов ацетона в 20 раз, технологических жидкостей - примерно в 5 раз и в такое же количество раз снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу воздуха при утилизации таких отходов. Помимо повышения экологизации производственной деятельности предприятия, реализация данного проекта обеспечила создание 8 новых рабочих мест. Чистая прибыль в рамках реализации проекта за период его реализации составила 4,9 млн.руб.
Завершены проекты создания специализированного производства по переработке изношенных автопокрышек и организации производства железнодорожных переездов на основе резиновой крошки на ОАО "Тушинский машиностроительный завод", которые позволили решить важную для города Москвы задачу, обеспечили за время реализации проектов дополнительный объем выпуска продукции в размере 160,9 млн.руб., чистую прибыль в размере 9,6 млн.руб., создание 28 новых рабочих мест.
До конца 2009 года планируется завершение еще более 20 проектов, включая проекты ФГУП НПП "Пульсар", ФГУП ММПП "Салют", ОАО "НИИВК им.М.А.Карцева" и другие, направленные на выполнение мероприятий по энергосбережению, обеспечившие более 5% экономии электроэнергии на основе создания автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии, модернизации энергетического и теплового оборудования, лифтового хозяйства и т.п.
Эти и другие проекты, получившие финансовую поддержку в рамках Программы и находящиеся в стадии выполнения, обеспечили высокие значения аналитических показателей, предусмотренных Программой, в 2007-2008 годах.
Так, увеличение объемов продаж продукции в среднем по участникам Программы, прогнозируемое за 2007-2009 годы не менее чем на 30%, фактически за 2007-2008 годы составило 40,37%; увеличение выработки в расчете на одного работника, прогнозируемое на 7% ежегодно, фактически обеспечено в 2007 году - на 20,5%, в 2008 году - на 12,3%; увеличение числа новых квалифицированных рабочих мест, прогнозируемое не менее чем на 5% ежегодно, фактически составило в 2007 году - 5,3%, в 2008 году - 5,1%. Участниками Программы создано более 1800 и модернизировано более 1750 рабочих мест. Стоимость основных производственных фондов в среднем по участникам Программы за 2007-2008 годы к уровню 2006 года в среднем увеличилась на 45,7%, доля инновационной продукции в объеме продаж - на 40,5%. В период 2007-2008 годов 11 предприятий-участников Программы из разряда убыточных перешли в разряд прибыльных. Создано и оснащено 5 ресурсных центров по подготовке кадров на базе организаций промышленности города Москвы (ОАО "Станкоагрегат", ЗАО "Медведково", НУЦ "Электроника" (ФГУП "ТОРИЙ"), ОАО "ММП им.В.В.Чернышева, "Центр деревообработки" МКПП(р)). Проведено обучение и повышение квалификации более 3000 работников организаций промышленности города Москвы, в т.ч. более 850 чел. в форме целевой контрактной подготовки.