ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2010 года N 646-ПП
О направлениях корпоративной политики города Москвы
как акционера в сложившихся экономических условиях
По итогам внедрения в акционерных обществах с долей города Москвы принципов стратегического и оперативного планирования, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 576-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, и принципах стратегического и оперативного планирования, организации системы контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы", в целях дальнейшего развития и совершенствования системы корпоративного управления акционерными обществами, акции которых находятся в собственности города Москвы, и корпоративного контроля за результатами их финансово-хозяйственной деятельности Правительство Москвы
постановляет:
1. Установить, что:
1.1. В соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2006 года N 304-ПП "Об итогах деятельности хозяйственных обществ с долей города Москвы и утверждении Стандартов корпоративного поведения города Москвы как акционера" (приложения 2, 3), по результатам рассмотрения технико-экономических обоснований (далее - ТЭО) инвестиционных проектов акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, в сложившихся экономических условиях городом Москвой как акционером решения о сохранении в распоряжении акционерных обществ прибыли, полученной по итогам работы за 2009 и 2010 годы, и невыплате дивидендов принимаются при условии реинвестирования акционерным обществом указанной прибыли и направлении ее на реализацию проектов и программ, нацеленных на повышение капитализации акционерного общества либо на получение дополнительного экономического эффекта, в том числе для бюджета города Москвы.
1.2. Решения о сохранении в собственности города Москвы акций акционерных обществ, которые будут созданы в результате приватизации путем преобразования в открытые акционерные общества государственных унитарных предприятий города Москвы, принимаются при условии соблюдения критериев отсутствия на протяжении двух годовых отчетных периодов, предшествующих акционированию, последовательных убытков и отсутствия отрицательной динамики финансовых результатов по следующим показателям финансово-хозяйственной деятельности: стоимость чистых активов, выручка, прибыль.
Решения о приватизации акций вышеуказанных акционерных обществ не принимаются при наличии у юридического лица бизнес-плана, обосновывающего повышение экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, составленного и утвержденного в соответствии с требованиями приложений 4, 5, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 576-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, и принципах стратегического и оперативного планирования, организации системы контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы".
1.3. Если акционерным обществом с долей города Москвы не выполняются плановые показатели ТЭО, на основании которого принимались решения об участии города Москвы в акционерном обществе, и при этом не осуществлена корректировка ТЭО и установленных в нем показателей, решения о пролонгации договоров о предоставлении бюджетных кредитов и реструктуризации задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам не принимаются.
2. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы по акционерным обществам, реализующим инвестиционные проекты с участием города Москвы, в отношении которых орган исполнительной власти города Москвы, руководителем которого они являются, выступает уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 697-ПП "О дальнейшей реструктуризации городского портфеля акций в 2008-2010 годах, повышении эффективности управления принадлежащими городу Москве пакетами акций и организации продажи находящихся в собственности города Москвы акций открытых акционерных обществ через организаторов торгов на рынке ценных бумаг" (приложение 2), а также руководителям органов исполнительной власти города Москвы, инициировавшим реализацию проектов приобретения имущества в собственность города Москвы, обеспечивать исполнение проектов с участием города Москвы в соответствии с ТЭО, на основании которых принимались решения об их реализации, контроль за соблюдением показателей ТЭО и направлением расходования предоставленных в рамках реализации проектов средств бюджета города Москвы.
3. Утвердить:
3.1. Положение об Аттестационной комиссии, осуществляющей функции по аттестации, отбору и оценке эффективности деятельности лиц, не являющихся государственными служащими и привлекаемых в органы управления и контроля акционерных обществ, а также независимых директоров (приложение 1).
3.2. Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении контроля за деятельностью представителей интересов города Москвы, являющихся государственными служащими, в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (приложение 2).
3.3. Положение о порядке выплаты вознаграждений и компенсаций внешним директорам, осуществляющим функции представителей интересов города Москвы в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (приложение 3).
4. Департаменту имущества города Москвы:
4.1. Совместно с уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 697-ПП до 1 января 2011 года завершить работу по внедрению и применению в рамках корпоративных отношений принципов стратегического и оперативного планирования в акционерных обществах со 100% долей участия города Москвы в уставном капитале, а также в обществах с долей участия города Москвы в уставном капитале свыше 75%.
4.2. До 1 сентября 2011 года с учетом внесенных настоящим постановлением изменений в нормативные правовые акты города Москвы (п.6) внести необходимые изменения в типовые формы внутренних документов акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, и инициировать утверждение в установленном порядке новых редакций внутренних документов в акционерных обществах города Москвы с долей города Москвы в уставном капитале свыше 50% в соответствии с утвержденными типовыми формами.
4.3. Ежегодно до 1 августа, начиная с 2011 года, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об акционерных обществах запрашивать в акционерных обществах с долей города Москвы свыше 50% в уставном капитале годовой отчет, документы бухгалтерского учета и отчетности. В случае непредставления в установленном порядке акционерными обществами запрашиваемой информации инициировать процедуру смены единоличных или коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ с учетом мнения органа исполнительной власти города Москвы, за которым закреплены функции по координации и контролю за деятельностью акционерных обществ.
4.4. До 1 апреля 2011 года в целях обеспечения своевременной разработки прогноза социально-экономического развития города Москвы на период 2012-2014 годов подготовить и представить в Департамент экономической политики и развития города Москвы прогноз развития до 2014 года государственного сектора экономики в части акционерных обществ с долей города Москвы в уставном капитале свыше 75%.
4.5. Ежегодно до 1 апреля, начиная с 2012 года, осуществлять формирование и представление в Департамент экономической политики и развития города Москвы прогнозов развития государственного сектора экономики на очередной 3-летний плановый период в отношении акционерных обществ с долей участия города Москвы в уставном капитале свыше 50%.
4.6. Ежегодно до 1 ноября, начиная с 2011 года, вносить на рассмотрение Правительства Москвы сводные данные по результатам финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ с долей города Москвы в уставном капитале за предшествующий отчетный год.
4.7. Обеспечивать достоверное прогнозирование доходов от дивидендов при формировании бюджетных заданий и прогнозов социально-экономического развития города Москвы.
4.8. В случае, если акционерным обществом, доля города Москвы в уставном капитале которого составляет 75% и более, не внедрены принципы корпоративного управления, определенные постановлениями Правительства Москвы от 2 мая 2006 года N 304-ПП, от 3 июля 2007 года N 576-ПП и от 5 августа 2008 года N 697-ПП, а именно: не утверждены соответствующие корпоративной модели следующие внутренние и учредительные документы: устав, положения об общем собрании акционеров, о совете директоров, генеральном директоре, дивидендной политике, стратегическом планировании, об оперативном планировании, оперативный и стратегический план, с 1 сентября 2011 года не выдавать представителям интересов города Москвы в органах управления акционерных обществ директив голосовать "за" по вопросам увеличения уставного капитала путем размещения акций дополнительной эмиссии и одобрения крупных сделок, а также сделок, в отношении которых имеется заинтересованность и связанных с обременением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества акционерного общества.
4.9. В случае, если акционерным обществом с долей города Москвы не выполняются плановые показатели ТЭО, на основании которого принимались решения об участии города Москвы в акционерном обществе, и при этом не осуществлялась корректировка ТЭО и установленных в нем показателей, не выдавать представителям интересов города Москвы в органах управления акционерных обществ директив голосовать "за" по вопросам увеличения уставного капитала путем размещения акций дополнительной эмиссии и одобрения крупных сделок, а также сделок, в отношении которых имеется заинтересованность и связанных с обременением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества акционерного общества, реструктуризации бюджетных кредитов, ранее предоставленных акционерному обществу.
5. Управлению государственной службы и кадров Правительства Москвы в соответствии с предложениями Департамента имущества города Москвы по программе обучения и составу учебных групп, начиная с 2011 года, организовать краткосрочное повышение квалификации государственных гражданских служащих города Москвы по курсу, предусматривающему освоение норм корпоративного поведения представителей интересов города Москвы в органах управления и контроля акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, основных принципов стратегического, оперативного планирования и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы.
6. Внести изменения в нормативные правовые акты города Москвы согласно приложению 4 к настоящему постановлению.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Силкина В.Н.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в III квартале 2011 года.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Положение об Аттестационной комиссии, осуществляющей функции
по аттестации, отбору и оценке эффективности деятельности
лиц, не являющихся государственными служащими и
привлекаемых в органы управления и контроля
акционерных обществ, а также независимых директоров
1.1. Положение об Аттестационной комиссии, являющейся межведомственным коллегиальным органом, осуществляющим функции по аттестации, формированию резерва управленческих кадров, отбору и оценке эффективности деятельности лиц, не являющихся государственными служащими и привлекаемых в органы управления и контроля акционерных обществ, а также независимых директоров (далее - Положение) разработано в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 697-ПП "О дальнейшей реструктуризации городского портфеля акций в 2008-2010 годах, повышении эффективности управления принадлежащими городу Москве пакетами акций и организации продажи, находящихся в собственности города Москвы акций открытых акционерных обществ через организаторов торгов на рынке ценных бумаг".
1.2. Настоящее Положение определяет основные задачи, права и обязанности межведомственного коллегиального органа, осуществляющего функции по аттестации, формированию резерва управленческих кадров, отбору и оценке эффективности деятельности лиц, не являющихся государственными служащими и привлекаемых в органы управления и контроля акционерных обществ, а также независимых директоров.
1.3. Настоящее Положение не распространяется на выдвижение городом кандидатур для избрания на должности единоличных исполнительных органов, по которым сформирован резерв управленческих кадров в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 8 декабря 2008 года N 319-РМ "О формировании резерва управленческих кадров города Москвы", и распространяется только на выдвижение кандидатур для избрания на должности единоличных исполнительных органов в акционерные общества, по которым не имеется включенных в резерв кандидатур на должность единоличного исполнительного органа и не сформирован резерв в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 8 декабря 2008 года N 319-РМ.
2.1. В настоящем Положении применяются следующие термины и определения: Аттестация - комплекс мероприятий, направленный на проверку соответствия кандидата требованиям, установленным Положением о порядке проведения аттестации лиц, привлекаемых в органы управления и контроля акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 697-ПП.
2.2. Иные термины и определения (акционерное общество, реестр акционерных обществ, реестр аттестованных директоров, орган, ведущий реестр аттестованных директоров, аттестат директора, заявление на аттестацию, аттестационный экзамен, КПАЭ (компьютерная программа "Аттестационный экзамен"), кандидат, аттестованный директор, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, орган по управлению имуществом, Аттестационная комиссия), используемые в настоящем Положении, соответствуют принятым и применяемым в постановлениях Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 697-ПП и от 3 июля 2007 года N 576-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, и принципах стратегического и оперативного планирования, организации системы контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы".
3.1. Аттестационная комиссия является межведомственным коллегиальным рабочим органом Правительства Москвы, осуществляющим функции по аттестации, отбору и оценке эффективности деятельности лиц, привлекаемых в органы управления и контроля акционерных обществ.
3.2. Аттестационная комиссия создается с целью организации и проведения:
3.2.1. Процедуры отбора лиц, не являющихся государственными служащими, для привлечения в органы управления и контроля акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, а именно в советы директоров (наблюдательные советы), единоличные (коллегиальные) исполнительные органы, ревизионные комиссии, счетные комиссии, комиссии и комитеты при советах директоров акционерных обществ (далее - органы управления и контроля акционерных обществ).
3.2.2. Процедуры аттестации и проверки кандидатов для включения в Реестр аттестованных директоров в целях дальнейшего привлечения аттестованных лиц в органы управления и контроля акционерных обществ.
3.2.3. Процедуры оценки эффективности работы аттестованных директоров на должностях в органах управления и контроля акционерных обществ для целей оценки возможности дальнейшего привлечения аттестованных директоров на должности в соответствующем органе управления или контроля акционерного общества.
3.3. Регламент деятельности Аттестационной комиссии и ее рабочих органов утверждается общим собранием Аттестационной комиссии.
3.4. Деятельностью Аттестационной комиссии руководит председатель. Председателем Аттестационной комиссии является руководитель Департамента имущества города Москвы.
3.5. Рабочими органами Аттестационной комиссии являются: общее собрание Аттестационной комиссии, президиум Аттестационной комиссии, рабочие группы Аттестационной комиссии.
3.5.1. Общее собрание Аттестационной комиссии является органом Аттестационной комиссии, решения которого обладают наибольшей юридической силой по сравнению с решениями иных органов Аттестационной комиссии.
3.5.2. Президиум Аттестационной комиссии является постоянно действующим органом Аттестационной комиссии, принимающим в пределах своей компетенции, определенной настоящим Положением, решения по вопросам, связанным с текущей деятельностью Аттестационной комиссии.
3.5.3. Рабочие группы Аттестационной комиссии являются рабочими органами Аттестационной комиссии, формируемыми для решения отдельных вопросов и задач в соответствии с настоящим Положением.
3.6. Функции Аттестационной комиссии:
3.6.1. Проведение аттестации лиц, привлекаемых в органы управления и контроля акционерных обществ.
3.6.2. Формирование резерва управленческих кадров города Москвы в целях дальнейшего привлечения в органы управления и контроля акционерных общества.
3.6.3. Отбор и утверждение кандидатов - аттестованных директоров, для выдвижения на должности в органы управления и контроля акционерных обществ.
3.6.4. Оценка работы аттестованных директоров, привлеченных в органы управления и контроля акционерных обществ.
3.6.5. Формирование единой систематизированной централизованной системы учета аттестованных директоров.
3.7. Принципами деятельности Аттестационной комиссии являются:
3.7.1. Приоритет защиты интересов города Москвы, как акционера.
3.7.2. Повышение эффективности управления пакетами акций, принадлежащими городу Москве.
3.7.3. Повышение квалификации управленческих кадров, привлекаемых в органы управления и контроля акционерных обществ.
3.7.4. Повышение уровня раскрытия информации об акционерных обществах.
3.7.5. Обеспечение защиты конфиденциальной информации о физических и юридических лицах.
3.7.6. Формирование высококвалифицированного резерва управленческих кадров города Москвы.
3.7.7. Состав Аттестационной комиссии формируется на принципах независимости, с целью исключения возможности возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Аттестационной комиссией решения.
4.1. Постоянный состав Аттестационной комиссии утверждается правовым актом Департамента имущества города Москвы и формируется из числа представителей - сотрудников уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих функции координации деятельности представителей интересов города Москвы и аттестованных директоров в акционерных обществах, на основании представленных ими предложений, а также представителей Департамента имущества города Москвы.