Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2014 года N 305

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" *

(с изменениями на 31 марта 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1518 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.01.2016, N 0001201601080020);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 368 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2017, N 0001201704050016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 1180 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.10.2017, N 0001201710040004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 1673 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2017, N 0001201712310058);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 359 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.04.2019, N 0001201904020013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 396 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2020, N 0001202004080026);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 514 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2021, N 0001202104080013).

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 359. - См. предыдущую редакцию.


В целях обеспечения условий для развития в России конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной промышленности Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 359. - См. предыдущую редакцию)

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящем постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 года N 2057-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 46, ст.6376).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев



УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 305
(В редакции, введенной в действие
с 16 апреля 2021 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2021 года N 514
. -
См. предыдущую редакцию)


Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"

     

     

Паспорт государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"


Ответственный
исполнитель Программы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Соисполнители Программы

-

отсутствуют

Участники Программы

-

Министерство образования и науки Российской Федерации
(по 14 мая 2018 г.), Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство научных организаций
(по 14 мая 2018 г.), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная антимонопольная служба, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова", Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (по 31 декабря 2013 г.)

Подпрограммы Программы
(в том числе федеральная целевая программа)

-

подпрограмма 1 "Развитие производства лекарственных средств";
подпрограмма 2 "Развитие производства медицинских изделий";
подпрограмма 3 "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности";
федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (по 31 декабря 2017 г.)

Цель Программы

-

создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня

Задачи Программы

-

формирование научного, технологического и производственного потенциала фармацевтической промышленности;
формирование научного, технологического и производственного потенциала медицинской промышленности;
формирование кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской и фармацевтической промышленности (накопленным итогом);
индекс производительности труда к предыдущему году;
увеличение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства отрасли относительно уровня 2011 года (по 31 декабря 2019 г.);
объем экспорта лекарственных средств и медицинских изделий;
доля организаций, осуществивших технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей;
использование результатов интеллектуальной деятельности в сфере фармацевтической и медицинской промышленности;
объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства фармацевтической и медицинской продукции;
объем производства отечественных лекарственных средств, отечественных медицинских изделий (в денежном выражении), в том числе за счет коммерциализации созданных технологий;
доля стратегически значимых лекарственных средств, производство которых осуществляется по полному производственному циклу на территории Российской Федерации;
объем привлеченных внебюджетных средств

Срок реализации Программы

-

2013-2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на реализацию Программы составляет 147931625,9 тыс. рублей, в том числе: на 2013 год - 15176800 тыс. рублей;
на 2014 год - 14654044,7 тыс. рублей;
на 2015 год - 16598770,5 тыс. рублей;
на 2016 год - 16329756,5 тыс. рублей;
на 2017 год - 11636285,4 тыс. рублей;
на 2018 год - 11220019 тыс. рублей;
на 2019 год - 11354397 тыс. рублей;
на 2020 год - 11277968,3 тыс. рублей;
на 2021 год - 9977059,7 тыс. рублей;
на 2022 год - 9981529,4 тыс. рублей;
на 2023 год - 9862497,7 тыс. рублей;
на 2024 год - 9862497,7 тыс. рублей

Справочно:
объем налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации Программы (всего)

-

общий объем налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации Программы составляет 49364,8 тыс. рублей, в том числе: на 2017 год - 2394,4 тыс. рублей;
на 2018 год - 4212,1 тыс. рублей;
на 2019 год - 6355,8 тыс. рублей;
на 2020 год - 6202,1 тыс. рублей;
на 2021 год - 6865,9 тыс. рублей;
на 2022 год - 7408,1 тыс. рублей;
на 2023 год - 7963,2 тыс. рублей;
на 2024 год - 7963,2 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

создание и модернизация 24 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2024 года;
увеличение к 2024 году в 7 раз доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства фармацевтической и медицинской отрасли по отношению к 2011 году;
увеличение к 2024 году до 53 процентов доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);
увеличение к 2024 году до 40 процентов доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);

увеличение к 2024 году экспорта лекарственных средств и медицинских изделий не менее чем до 180 млрд. рублей;
увеличение к 2024 году до 56 процентов доли организаций, осуществляющих технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей;
увеличение доли стратегически значимых лекарственных средств, производство которых осуществляется по полному производственному циклу на территории Российской Федерации, до 93 процентов к 2024 году;
увеличение индекса производительности труда к предыдущему году;
выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по разработке лекарственных средств

         

     

Паспорт подпрограммы 1 "Развитие производства лекарственных средств"

Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

Министерство образования и науки Российской Федерации (по 14 мая 2018 г.), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство научных организаций (по 14 мая 2018 г.), Федеральная антимонопольная служба, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова"

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

формирование высокотехнологичной фармацевтической промышленности и связанной с ней научно-технологической сферы

Задачи подпрограммы

-

разработка лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний;
организация производства лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний;
совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

доля лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении;
объем экспорта лекарственных средств;
объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства лекарственных средств;
создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в фармацевтической промышленности (накопленным итогом);
динамика производства лекарственных средств в денежном выражении;
количество созданных научно-исследовательских центров по разработке и производству лекарственных средств мирового уровня;
количество выполненных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области фармацевтической промышленности (по 31 декабря 2019 г.)

Срок реализации подпрограммы

-

2013-2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета
на реализацию подпрограммы составляет 56196963,1 тыс. рублей,
в том числе: на 2016 год - 5199209,3 тыс. рублей;
на 2017 год - 2243741,3 тыс. рублей;
на 2018 год - 7750735,2 тыс. рублей;
на 2019 год - 7058642,6 тыс. рублей;
на 2020 год - 7063921,4 тыс. рублей;
на 2021 год - 4214366 тыс. рублей;
на 2022 год - 7057643,5 тыс. рублей;
на 2023 год - 7804351,9 тыс. рублей;
на 2024 год - 7804351,9 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

государственная регистрация и вывод на рынок 130 воспроизведенных лекарственных препаратов по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
государственная регистрация и вывод на рынок 7 инновационных лекарственных препаратов;
создание 7 научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств мирового уровня;
создание современного производства фармацевтических субстанций по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
создание современного производства импортозамещающих наркотических и психотропных лекарственных препаратов;
организация производства лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний;
совершенствование нормативно-правового регулирования в целях стимулирования инновационной активности, повышения качества и безопасности фармацевтической продукции, приоритетного развития отечественной отрасли фармацевтической промышленности, последовательной интеграции отечественной фармацевтической промышленности в систему международного разделения труда;
выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по разработке лекарственных средств

     

     

Паспорт подпрограммы 2 "Развитие производства медицинских изделий"

Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

Министерство образования и науки Российской Федерации
(по 14 мая 2018 г.), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная антимонопольная служба

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

формирование высокотехнологичной медицинской промышленности и связанной с ней научно-технологической сферы

Задачи подпрограммы

-

разработка и организация производства медицинских изделий;
внедрение в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы;
совершенствование государственного регулирования в сфере обращения медицинских изделий

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

доля медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении;
объем экспорта медицинских изделий;
объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства медицинских изделий;
создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской промышленности (накопленным итогом);
динамика производства медицинских изделий в денежном выражении;
количество созданных научно-исследовательских центров по разработке и производству медицинских изделий мирового уровня;
количество выполненных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области медицинской промышленности (по 31 декабря 2017 г.)

Срок реализации подпрограммы

-

2013-2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляет 18320416,8 тыс. рублей,
в том числе: на 2016 год - 1750414 тыс. рублей;
на 2017 год - 2246204 тыс. рублей;
на 2018 год - 3127833,8 тыс. рублей;
на 2019 год - 2529046,9 тыс. рублей;
на 2020 год - 2469046,9 тыс. рублей;
на 2021 год - 1437693,7 тыс. рублей;
на 2022 год - 1163885,9 тыс. рублей;
на 2023 год - 1798145,8 тыс. рублей;
на 2024 год - 1798145,8 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

государственная регистрация и вывод на рынок 105 медицинских изделий;
создание современного производства импортозамещающих медицинских изделий для ортопедии, травматологии и протезирования;
совершенствование нормативно-правового регулирования в целях стимулирования инновационной активности, повышения качества и безопасности медицинской продукции, приоритетного развития отечественной отрасли медицинской промышленности;
выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по разработке технологии и организации производства медицинских изделий

     

     

Паспорт подпрограммы 3 "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности"

Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

Министерство образования и науки Российской Федерации
(по 14 мая 2018 г.);
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

обеспечение фармацевтической и медицинской промышленности достаточными кадровыми резервами и информационной инфраструктурой

Задачи подпрограммы

-

обеспечение подготовки специалистов для фармацевтической и медицинской промышленности;
создание информационной инфраструктуры для фармацевтической и медицинской промышленности

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

количество специалистов, получивших дополнительное профессиональное образование;
количество выполненных научно-исследовательских проектов по научно-методическому, аналитическому и организационно-техническому обеспечению фармацевтической и медицинской промышленности;
количество проведенных российских конгрессов и выставочных мероприятий;
количество инновационных проектов в области фармацевтической и медицинской промышленности, получивших поддержку в рамках венчурного финансирования;
количество бюджетных учреждений, получивших гранты в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов по разработке лекарственных препаратов и медицинских изделий

Срок реализации подпрограммы

-

2018-2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляет 10458157,5 тыс. рублей, в том числе: на 2018 год - 341450 тыс. рублей;
на 2019 год - 1766707,5 тыс. рублей;
на 2020 год - 1745000 тыс. рублей;
на 2021 год - 4325000 тыс. рублей;
на 2022 год - 1760000 тыс. рублей;
на 2023 год - 260000 тыс. рублей;
на 2024 год - 260000 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

разработка новых образовательных программ высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительных профессиональных программ;
обеспечение получения специалистами дополнительного профессионального образования;
осуществление информационной поддержки реализации Программы, включая оперативное информирование о ходе ее реализации заинтересованных групп населения, потенциальных инвесторов, бизнес-сообщества, научного сообщества и широкой общественности;
обеспечение проведения в Российской Федерации выставок и научно-практических конференций, демонстрирующих достижения в области разработки и производства лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе результаты, полученные по итогам реализации Программы;

обеспечение участия Российской Федерации в выставках, демонстрирующих достижения в области разработки и производства лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе результаты, полученные по итогам реализации Программы;
обеспечение функционирования системы независимой экспертизы и мониторинга для принятия управленческих решений по реализации Программы и оценки ее социально-экономического эффекта;
обеспечение развития новых инструментов и мер государственной поддержки - венчурное финансирование инновационных проектов в сфере фармацевтической и медицинской промышленности

     

I. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы


Одной из целей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", является создание условий для развития фармацевтической отрасли, преодоления ее сырьевой и технологической зависимости от иностранных поставщиков, а также доступность качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г., указано, что Правительство Российской Федерации примет активные меры по стимулированию развития производственного и инновационного потенциала высокотехнологичных отраслей, к которым относятся в том числе фармацевтическая и медицинская промышленность.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году, предусматривающих повышение уровня жизни граждан и ожидаемой продолжительности жизни, реальный рост инвестиций в основной капитал, рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации.

Одной из основных целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", является поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности.

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" (далее - Программа) не предусмотрена реализация национальных проектов. Вместе с тем реализация мероприятий Программы способствует достижению определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" национальной цели "достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и обеспечивает вклад в достижение таких установленных указанным Указом Президента Российской Федерации целевых показателей, как "обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности", "реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года" и "реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года".

Приоритетами государственной политики в сфере реализации Программы являются:

софинансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке отечественными компаниями лекарственных средств и медицинских изделий, наиболее востребованных системой здравоохранения Российской Федерации;

создание на территории Российской Федерации инновационных территориальных кластеров, осуществляющих исследования и выпуск инновационной продукции;

содействие технологическому перевооружению производств, в том числе с помощью адресного финансирования объектов капитального строительства за счет средств федерального бюджета.

Запланированные мероприятия Программы направлены на обеспечение комплексного подхода к решению первоочередных задач, стоящих перед отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью. Модель реализации Программы позволит не только решить задачи технологического перевооружения производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности, импортозамещения в части производства социально значимых и жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также медицинских изделий в соответствии с ключевыми приоритетами системы здравоохранения Российской Федерации, но и обеспечит систему здравоохранения Российской Федерации и потребительский рынок широким ассортиментом доступной и качественной медицинской продукции.

Инновационная модель развития является базовой для реализации Программы. Государственное участие в решении проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности заключается в стимулировании запуска инновационного цикла в этих отраслях промышленности за счет средств федерального бюджета с последующим нарастающим финансированием исследований и разработок за счет собственных средств предприятий.

В целом с учетом длительности технологических циклов разработок в фармацевтической и медицинской промышленности такая модель представляется реалистичной в длительной перспективе (до 10-15 лет) с учетом того, что к концу этого периода инновационная продукция будет создана только в отдельных продуктовых сегментах.

II. Цель и задачи Программы


Цель и задачи Программы определены исходя из установленных государством стратегических ориентиров развития фармацевтической и медицинской промышленности и технологий.