ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2021 года N 514
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2024 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 июня 2023 года N 945
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 305 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2152; 2016, N 2, ст.391; 2017, N 15, ст.2203; N 41, ст.5960; 2018, N 2, ст.420; 2019, N 14, ст.1546; 2020, N 15, ст.2264).
2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 305
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2021 года N 514)
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
Паспорт государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
Ответственный | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Соисполнители Программы | - | отсутствуют |
Участники Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма 1 "Развитие производства лекарственных средств"; |
Цель Программы | - | создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня |
Задачи Программы | - | формирование научного, технологического и производственного потенциала фармацевтической промышленности; |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской и фармацевтической промышленности (накопленным итогом); |
Срок реализации Программы | - | 2013-2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на реализацию Программы составляет 147931625,9 тыс. рублей, в том числе: на 2013 год - 15176800 тыс. рублей; |
Справочно: | - | общий объем налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации Программы составляет 49364,8 тыс. рублей, в том числе: на 2017 год - 2394,4 тыс. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | создание и модернизация 24 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2024 года; |
увеличение к 2024 году экспорта лекарственных средств и медицинских изделий не менее чем до 180 млрд. рублей; |
Паспорт подпрограммы 1 "Развитие производства лекарственных средств"
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Участники подпрограммы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации (по 14 мая 2018 г.), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство научных организаций (по 14 мая 2018 г.), Федеральная антимонопольная служба, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" |
Программно-целевые инструменты подпрограммы | - | отсутствуют |
Цель подпрограммы | - | формирование высокотехнологичной фармацевтической промышленности и связанной с ней научно-технологической сферы |
Задачи подпрограммы | - | разработка лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний; |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | доля лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении; |
Срок реализации подпрограммы | - | 2013-2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | государственная регистрация и вывод на рынок 130 воспроизведенных лекарственных препаратов по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; |
Паспорт подпрограммы 2 "Развитие производства медицинских изделий"
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Участники подпрограммы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Программно-целевые инструменты подпрограммы | - | отсутствуют |
Цель подпрограммы | - | формирование высокотехнологичной медицинской промышленности и связанной с ней научно-технологической сферы |
Задачи подпрограммы | - | разработка и организация производства медицинских изделий; |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | доля медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении; |
Срок реализации подпрограммы | - | 2013-2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляет 18320416,8 тыс. рублей, |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | государственная регистрация и вывод на рынок 105 медицинских изделий; |
Паспорт подпрограммы 3 "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Участники подпрограммы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Программно-целевые инструменты подпрограммы | - | отсутствуют |
Цель подпрограммы | - | обеспечение фармацевтической и медицинской промышленности достаточными кадровыми резервами и информационной инфраструктурой |
Задачи подпрограммы | - | обеспечение подготовки специалистов для фармацевтической и медицинской промышленности; |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | количество специалистов, получивших дополнительное профессиональное образование; |
Срок реализации подпрограммы | - | 2018-2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляет 10458157,5 тыс. рублей, в том числе: на 2018 год - 341450 тыс. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | разработка новых образовательных программ высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительных профессиональных программ; |
обеспечение участия Российской Федерации в выставках, демонстрирующих достижения в области разработки и производства лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе результаты, полученные по итогам реализации Программы; |
I. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы
Одной из целей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", является создание условий для развития фармацевтической отрасли, преодоления ее сырьевой и технологической зависимости от иностранных поставщиков, а также доступность качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г., указано, что Правительство Российской Федерации примет активные меры по стимулированию развития производственного и инновационного потенциала высокотехнологичных отраслей, к которым относятся в том числе фармацевтическая и медицинская промышленность.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году, предусматривающих повышение уровня жизни граждан и ожидаемой продолжительности жизни, реальный рост инвестиций в основной капитал, рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации.
Одной из основных целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", является поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" (далее - Программа) не предусмотрена реализация национальных проектов. Вместе с тем реализация мероприятий Программы способствует достижению определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" национальной цели "достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и обеспечивает вклад в достижение таких установленных указанным Указом Президента Российской Федерации целевых показателей, как "обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности", "реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года" и "реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года".
Приоритетами государственной политики в сфере реализации Программы являются:
софинансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке отечественными компаниями лекарственных средств и медицинских изделий, наиболее востребованных системой здравоохранения Российской Федерации;
создание на территории Российской Федерации инновационных территориальных кластеров, осуществляющих исследования и выпуск инновационной продукции;
содействие технологическому перевооружению производств, в том числе с помощью адресного финансирования объектов капитального строительства за счет средств федерального бюджета.
Запланированные мероприятия Программы направлены на обеспечение комплексного подхода к решению первоочередных задач, стоящих перед отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью. Модель реализации Программы позволит не только решить задачи технологического перевооружения производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности, импортозамещения в части производства социально значимых и жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также медицинских изделий в соответствии с ключевыми приоритетами системы здравоохранения Российской Федерации, но и обеспечит систему здравоохранения Российской Федерации и потребительский рынок широким ассортиментом доступной и качественной медицинской продукции.
Инновационная модель развития является базовой для реализации Программы. Государственное участие в решении проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности заключается в стимулировании запуска инновационного цикла в этих отраслях промышленности за счет средств федерального бюджета с последующим нарастающим финансированием исследований и разработок за счет собственных средств предприятий.
В целом с учетом длительности технологических циклов разработок в фармацевтической и медицинской промышленности такая модель представляется реалистичной в длительной перспективе (до 10-15 лет) с учетом того, что к концу этого периода инновационная продукция будет создана только в отдельных продуктовых сегментах.
II. Цель и задачи Программы
Цель и задачи Программы определены исходя из установленных государством стратегических ориентиров развития фармацевтической и медицинской промышленности и технологий.