ПРИКАЗ
от 15 января 2014 года N 12
Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МЧС России от 13 января 2020 года N 8
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России.
2. Признать утратившими силу приказы МЧС России от 05.04.2013 N 235 "Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России" и от 15.08.2013 N 537 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 05.04.2013 N 235".
Министр
В.А.Пучков
Инструкция по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России
1.1. Настоящая Инструкция по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России (далее - Инструкция) определяет виды, цели, задачи и порядок подготовки и проведения проверок территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России), порядок и критерии оценки их деятельности, полномочия должностных лиц, участвующих в проверке, а также порядок осуществления контроля мероприятий по итогам проверки. В ходе проверки территориальных органов МЧС России осуществляется проверка находящихся в их непосредственном подчинении подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), а также могут быть проверены аварийно-спасательные, поисково-спасательные, спасательные воинские формирования МЧС России (далее - СЦ), иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России (далее - другие подразделения МЧС России).
________________
Подготовка и проведение проверок подразделений, учреждений и организаций МЧС России осуществляется в соответствии с инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
1.2. По виду проверки подразделяются на: инспекторские, итоговые, специальные, контрольные и внезапные.
Инспекторская проверка (инспектирование) - форма контроля за деятельностью территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России, осуществляемого в соответствии с Комплексным планом основных мероприятий МЧС России на текущий год и включающего в себя комплекс мер по определению фактического состояния дел, изучению и оценке эффективности функционирования территориальных органов МЧС России и выработке мер по повышению их готовности к выполнению задач по предназначению.
Итоговая проверка - форма контроля за деятельностью территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России, осуществляемого в соответствии с планами основных мероприятий территориальных органов МЧС России на текущий год, проводимых силами самих территориальных органов МЧС России с целью оценки их готовности к выполнению задач по предназначению.
Контрольная проверка - форма контроля за деятельностью территориальных органов МЧС России, направленного на изучение состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе инспекторской и итоговой проверок.
Специальная проверка - форма контроля за отдельными направлениями деятельности территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России, осуществляемого в соответствии с Комплексным планом основных мероприятий МЧС России на текущий год структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России и планами основных мероприятий территориальных органов МЧС России структурными подразделениями территориальных органов МЧС России.
Внезапная проверка - форма контроля за деятельностью территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России, осуществляемого внепланово по решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) и начальника территориального органа МЧС России соответственно и включающего в себя комплекс мер по определению готовности территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России к выполнению задач по предназначению.
2.1. Проверки проводятся в целях:
установления фактического положения дел по выполнению задач, возложенных на территориальные органы МЧС России и другие подразделения МЧС России в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЗНТ ЧС), обеспечения пожарной безопасности (далее - ОПБ) и безопасности людей на водных объектах в целом или по отдельным направлениям деятельности;
________________
Приказы МЧС России:
от 06.08.2004 N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2004 года, регистрационный N 5977);
от 01.10.2004 N 458 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 октября 2004 года, регистрационный N 6068).
оценки результатов деятельности территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России по организации и ведению ГО, ЗНТ ЧС, ОПБ, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также экстренному реагированию при ЧС, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию в целом или по отдельным направлениям деятельности, готовности их к выполнению задач по предназначению;
определения степени влияния территориального органа МЧС России на реализацию единой государственной политики в субъекте Российской Федерации, муниципальных образованиях, организациях и учреждениях по вопросам ГО, ЗНТ ЧС, ОПБ и безопасности людей на водных объектах;
определения уровня профессиональной подготовки, качества выполнения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений МЧС России, условий прохождения военной (специальной) службы;
выявления недостатков в практической деятельности территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России и оказания помощи в их устранении;
выработки предложений по повышению готовности территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России к действиям в ЧС в мирное и военное время;
изучения, обобщения и распространения новых методов работы.
2.2. Задачами проверок являются:
определение соответствия организации деятельности проверяемых территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России;
оценка степени влияния территориальных органов МЧС России на подчиненные подразделения по всем направлениям деятельности, роли руководящего состава в организации управления имеющимися силами и средствами;
состояние дел по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения проверок;
выявление причин и условий, способствующих возникновению недостатков в деятельности проверяемых территориальных органов МЧС России и в других подразделениях МЧС России, выработка мер, направленных на их устранение, а также оказание практической и методической помощи проверенному территориальному органу МЧС России в совершенствовании деятельности.
3.1. Для проведения проверок, в зависимости от их вида, создаются: комиссия МЧС России - для проверок территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России, комиссия регионального центра МЧС России - для проверок ГУ МЧС России и других подразделений МЧС России, подчиненных региональному центру МЧС России, и комиссия ГУ МЧС России - для проверок подчиненных ему подразделений МЧС России.
С целью заблаговременной подготовки к проверке (за исключением контрольной и внезапной проверок) разрабатывается программа проверки, в которой отражается: цель, содержание, время и порядок проведения, основные вопросы проверки, перечень практических мероприятий, проводимых в ходе проверки.
Программа инспекторской проверки утверждается первым заместителем Министра, а остальных проверок - отвечающим за деятельность структурного подразделения центрального аппарата МЧС России заместителем Министра (начальником регионального центра МЧС России, ГУ МЧС России) и доводится до сведения проверяемого территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России не позднее, чем за 2 недели до начала проверки.
3.2. Руководитель (председатель) комиссии по проведению инспекторской проверки назначается Министром, как правило, из числа заместителей Министра.
Руководитель (председатель) комиссии по проведению контрольной или специальной проверки, проводимой структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, назначается по решению заместителя Министра, координирующего соответствующее направление деятельности структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, а руководитель (председатель) комиссии по проведению специальной, итоговой или контрольной проверки территориального органа МЧС России назначается по решению начальника территориального органа МЧС России соответственно.
Руководитель (председатель) комиссии МЧС России по проведению внезапной проверки назначается Министром, а руководитель (председатель) комиссии территориального органа МЧС России по проведению внезапной проверки - начальником территориального органа МЧС России.
3.3. В состав комиссии МЧС России по проведению инспекторской и внезапной проверок включаются сотрудники, замещающие должности не ниже заместителя руководителя (начальника отдела) структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, заместителя руководителя подразделения МЧС России, а в состав комиссии территориального органа МЧС России по проведению итоговых и внезапных проверок - сотрудники, занимающие должности не ниже заместителя руководителя (начальника отдела) структурного подразделения территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России.
Должностные категории сотрудников структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, привлекаемых к другим проверкам, определяются решением заместителя Министра, координирующего соответствующее направление деятельности структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, а сотрудников территориальных органов МЧС России - начальниками территориальных органов МЧС России.
Состав комиссии МЧС России утверждается приказом (распоряжением) МЧС России.
При инспектировании территориальных органов МЧС России создается комиссия из: руководителя (председателя) комиссии, заместителя руководителя (председателя) комиссии, начальника штаба руководства и членов комиссии.
Штаб руководства создается с целью четкой организации и проведения проверки, с задачами подготовки организационных и планирующих документов по проведению проверки, решения организационных вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности членов комиссии, отработки отчетных документов по итогам проведения проверки. В состав штаба руководства входят сотрудники МЧС России из числа членов комиссии МЧС России.
При проведении остальных видов проверок руководитель (председатель) комиссии определяет количество членов комиссии и назначает ее состав в соответствии с целями, задачами и остальными факторами, влияющими на организацию и проведение проверки. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) МЧС России, начальника территориального органа МЧС России.
В состав комиссии МЧС России по проведению внезапной проверки включаются представители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, которыми осуществляется организация инспектирования территориальных органов МЧС России, применения пожарно-спасательных сил и сил гражданской обороны, экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, организация связи, представители других структурных подразделений центрального аппарата МЧС России - по дополнительному решению Министра. Состав комиссии территориального органа МЧС России по проведению внезапной проверки формируется начальником территориального органа МЧС России из представителей структурных подразделений территориального органа МЧС России и других подразделений МЧС России.
3.4. Командирование сотрудников МЧС России в территориальные органы МЧС России и другие подразделения МЧС России, проверенные в ходе инспектирования, в течение года после инспектирования не допускается, за исключением выездов с целью проверки информации по обращениям, жалобам и заявлениям граждан, оказания практической помощи при возникновении ЧС, обучения и переподготовки кадров, а также в иных случаях, требующих неотложного реагирования вышестоящих органов.
3.5. Командирование сотрудников структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, других подразделений МЧС России для проведения проверок осуществляется в пределах соответствующих утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Командирование сотрудников регионального центра МЧС России и подведомственных ему подразделений МЧС России осуществляется в соответствии с планами основных мероприятий территориальных органов МЧС России в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
3.6. Сотрудники МЧС России, включенные в состав комиссии, на период работы в ней освобождаются от выполнения основных должностных обязанностей.
3.7. Замена включенных в состав комиссии сотрудников МЧС России осуществляется в установленном порядке.
4.1. Плановое инспектирование территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России проводится не реже одного раза в пять лет.
При проведении инспекторской проверки регионального центра МЧС России могут быть проверены два-три ГУ МЧС России и другие подразделения МЧС России.
Периодичность проведения итоговых проверок территориальных органов МЧС России должна составлять:
комиссией регионального центра МЧС России - два-три ГУ МЧС России и других подразделений МЧС России в год;
комиссией ГУ МЧС России - ежегодно, когда не проводится проверка комиссиями МЧС России и регионального центра МЧС России.
4.2. Продолжительность инспектирования регионального центра МЧС России не должна превышать 21 сутки, без учета времени нахождения в пути следования.
Продолжительность инспектирования ГУ МЧС России не должна превышать 10 суток, без учета времени нахождения в пути следования.
Продолжительность итоговых, специальных и контрольных проверок территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России не должна превышать 5 суток, без учета времени нахождения в пути следования.
Продолжительность внезапных проверок территориальных органов МЧС России и других подразделений МЧС России не должна превышать 2 суток, без учета времени нахождения в пути следования.
4.3. Срок инспектирования может быть продлен Министром или его первым заместителем в установленном порядке.
Срок итоговой, специальной и контрольной проверок может быть продлен в установленном порядке заместителем Министра, отвечающим за деятельность структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, от которого формируется комиссия, начальником территориального органа МЧС России соответственно.
Срок проведения внезапной проверки может быть продлен Министром, начальником территориального органа МЧС России в установленном порядке.
5.1. Руководитель (председатель) комиссии имеет право:
проверять и оценивать состояние деятельности проверяемого территориального органа МЧС России;