Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2011-2018 ГОДЫ)"

Паспорт долгосрочной областной целевой программы

(В редакции постановления Правительства Орловской области от 20.03.2012 г. N 83)


Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие информационного общества на территории Орловской области (2011-2018 годы)"

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

 Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р;

 Закон Орловской области от 13 мая 2008 года N 774-ОЗ "Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области";

 распоряжение Правительства Орловской области от 28 июня 2010 года N 236-р

Заказчик программы

Правительство Орловской области

Разработчики программы

Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области;

 Аппарат Губернат ора и Правительства Орловской области;

 Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области;

 Департамент сельского хозяйства Орловской области;

 Департамент образования и молодежной политики Орловской области;
(В редакции постановления Правительства Орловской области от 23.09.2013 г. N 323 )
 Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области;

 Управление культуры и архивного дела Орловской области;

 Управление по тарифам Орловской области;

 Управление труда и занятости Орловской области

Руководитель программы

Руководитель Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области

Ответственные исполнители программы

Руководители органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области (государственных учреждений Орловской области), являющихся исполнителями программы - бюджетополучателями

Цели и задачи программы

Цель - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий.
 Задачи:
 1)  формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

 2)  повышение качества образования на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий, развитие науки и подготовка квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий, повышение уровня информационной культуры и информационной грамотности населения;

 3)  повышение качества медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

 4)  обеспечение безопасности жизнедеятельности населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

 5)  развитие экономики Орловской области и внедрение новых методов управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

 6)  повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг на основе широкого применения информационных и телекоммуникационных технологий (формирование эле ктронного правительства);

 7)  сохранение культурного наследия, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

 8)  обеспечение информационной безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственных и муниципальных информационных систем и ресурсов

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

Доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг - 100 %;

 уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий - не менее 35 линий;

 наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75 % домашних хозяйств;

 доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов - 100 %;

 доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20 %;

 доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50 %, в том числе библиотечных каталогов – 100 %;

 доля электронных к аталогов в общем объеме каталогов музейного фонда - 100 %

Сроки реализации программы

2011-2018 годы

Объемы и источники финансирования программы (В редакции постановления Правительства Орловской области от 25.12.2013 г. N 449 )

Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета и дополнительных источников финансирования.
 Общий объем финансирования программы составит 1 237 323,2 тысячи рублей, в том числе средства областного бюджета - 764 875,2 тысячи рублей.
 Прогнозируемый объем финансирования за счет дополнительных источников финансирования:
 средства федерального бюджета - 301 367,9 тысячи рублей;

 средства местных бюджетов - 6 480 тысяч рублей;

 внебюджетные средства - 164 600,1 тысячи рублей (В редакции постановления Правительства Орловской области от 25.12.2013 г. N 449 )

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугам, предоставляемым органами государственной власти и органами местного самоуправления в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан;

 повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, за счет повышения результативности управления реализацией проектов создания государственных и муниципальных информационных систем, централизованного создания решений для совместного использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, разработки типовых решений и их последующего свободного распространения в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, использования типовых программно-технических решений, созданных в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", в том числе экономия на финансировании разработки информационных систем за счет внедрения типовых программно-технических решений, разрабатываемых в рамках федеральных целевых программ;

 снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне на 25 процентов;

 уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы государственной власти необходимой информации, снижение количества вынужденных обращений в органы государственной власти для получения государственных услуг и сокращение времени ожидания получения услуг на 25 процентов;

 обеспечение гарантированного уровня информацион-ной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами своих конституционных прав и обязанностей;

 повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на организацию административно-управленческих процессов в органах государственной власти;

 обеспечение сохранности государственных инвестиций и долгосрочной экономической эффективности от внедрения результатов, полученных при реализации областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)";

 повышение спроса на информационные и телекоммуникационные технологии со стороны органов государственной власти и, как следствие, рост объема их предложения со стороны российских производителей за счет повышения готовности и мотивации работников органов государственной власти к использованию в своей деятельности современных информационных и телекоммуникационных технологий;

 обеспечение единого информационного пространства страны за счет развития национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней органов государственной власти на всей территории Российской Федерации

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Информационное общество - это общество, характеризующееся высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

В современных условиях решение задач модернизации общества, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года (далее -Послание), невозможно без применения информационных технологий. Это касается всех сфер деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций и каждого гражданина.

Именно поэтому вопросы развития информационных технологий выделены в Послании в отдельное приоритетное направление модернизации экономики и технологического развития страны.

Особое внимание должно быть уделено вопросам создания электронного правительства, переходу к оказанию государственных услуг в электронном виде, обеспечению доступа к информации, внедрению социальных карт граждан, развитию телекоммуникационной инфраструктуры и предоставлению широкополосного доступа в сеть Интернет, применению информационных технологий в медицине, образовании и культуре.

За последние годы в нашей стране и в Орловской области в рамках реализации различных федеральных и областных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)", и областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)", утвержденной Законом Орловской области от 12 ноября 2008 года N 821-ОЗ "Об областной целевой программе "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)", был достигнут определенный прогресс в развитии информационных технологий. Существенно выросла оснащенность органов власти, предприятий и организаций, домохозяйств компьютерной техникой, увеличились возможности доступа к информационным ресурсам сети Интернет, предпринимались определенные усилия в области подготовки и переподготовки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), разработаны и внедрены информационные системы, локально автоматизирующие ряд важнейших процессов управления и оказания услуг в государственных и муниципальных структурах, а также в ряде организаций и предприятий. Повышается открытость органов власти, обеспечивается доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В результате проведенных мероприятий по организации функционирования и развитию государственной специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр" место Орловской области в Сводном рейтинге информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации изменилось с 69-го в 2007 году на 26-е в 2009 году.

В рамках областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" осуществляется внедрение системы электронного документооборота органов исполнительной власти Орловской области, заканчивается тестовая эксплуатация информационной системы поддержки лицензирования (разработанной за счет федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)"). На основе типового программно-технического решения, также созданного за счет федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", созданы информационные системы "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области" и "Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области", проводятся мероприятия по защите информации, создан региональный удостоверяющий центр органов государственной власти Орловской области, создается многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, развивается информационно-телекоммуникационная инфраструктура Орловской области, в том числе единая сеть передачи данных органов государственной власти области (включая сегмент на базе волоконно-оптических линий связи в городе Орле).

Вместе с тем, несмотря на стремительный рост спроса органов государственной власти на информационные и телекоммуникационные технологии, их внедрение не всегда приводит к улучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастую усиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческих процессов.

Сохраняются значительные различия между органами государственной власти по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. Существует отставание органов государственной власти Орловской области от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. Еще больший цифровой разрыв сложился между органами местного самоуправления и органами государственной власти.

Значительная доля бюджетных расходов по-прежнему приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также о доминировании технологического подхода к решению задач информатизации. При этом органы государственной власти в большинстве случаев дублируют разработку типовых программных решений. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся без использования открытых стандартов, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными государственными информационными системами.

На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Отсутствует комплексная система электронного документооборота, не внедрена информационно-аналитическая система планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти, не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения, отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов.

Недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.

Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, представления запросов и другой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения.

Действующая нормативная правовая база, как правило, не позволяет осуществить переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" в виде системы удостоверяющих центров, применяющих технологию электронной цифровой подписи. Имеющиеся удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия, их услуги фактически недоступны для населения и организаций. Не предоставляются в электронной форме услуги нотариата.

Используемые государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, регламентирующей эти процессы, и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению.

Неконтролируемый рост объема информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан.

Проблема отсутствия унифицированной инфраструктуры, типовых решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего проникновения информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономическую сферу и развития государственных информационных систем.

Отсутствие единых требований к совершенствованию административных процессов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроля эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий ведет к дальнейшей дифференциации органов государственной власти, увеличению "цифрового неравенства" и невозможности обеспечения согласованного развития государственных информационных систем в соответствии с приоритетами модернизации государственного управления.

Отсутствие общих требований к управлению реализацией отдельных программ и проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне органов государственной власти снижает результативность и качество их выполнения, приводит к значительному числу неудачно завершенных проектов или проектов, завершенных с нарушением сроков или превышением расходов. Отсутствие общей классификации применяемых в органах государственной власти информационных систем, а также базовых стандартов и рекомендаций по их реализации на практике приводит к использованию неэффективных технологий.

Общий уровень профессиональной подготовки работников органов исполнительной государственной власти по владению современными информационными и коммуникационными технологиями также остается невысоким, что является особенно критичным в связи с внедрением в деятельность органов государственной власти все более сложных комплексных решений.

В 2008 году был утвержден ряд документов, определивших направления развития Российской Федерации и Орловской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий:

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

основные направления Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, одобренные распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р.