ЗАКОН
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 ноября 2008 года N 821-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭЛЕКТРОННАЯ ОРЛОВЩИНА" (2008-2010 ГОДЫ)"
Принят областным Советом народных депутатов 31 октября 2008 года
{Изменения и дополнения:
Закон Орловской области от 07.12.2009 г. N 1004-ОЗ; НГР: ru57000200900500}
Утвердить областную целевую программу "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Орловской области
Е.С. Строев
г. Орел
от 12 ноября 2008 г.
N 821-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭЛЕКТРОННАЯ ОРЛОВЩИНА" (2008-2010 ГОДЫ)"
Наименование программы | областная целевая программа "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон http://dostup.scli.ru:8080//content/ ngr/RU0000R200602245.html "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; |
Государственный заказчик Программы | Губернатор Орловской области |
Руководитель Программы (В редакции Закона Орловской области от 07.12.2009 г. N 1004-ОЗ ) | руководитель Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области |
Ответственные исполнители Программы | руководители государственных органов - исполнителей мероприятий Программы |
Разработчики Программы | Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, ОГУ "Центр государственных информационных ресурсов Орловской области" |
Цели Программы | - повышение эффективности управления социально-экономическим развитием области и качества управления в органах власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами власти информационных и коммуникационных технологий, содействие проведению административной реформы; |
Задачи Программы | - формирование нормативной правовой базы региональной информатизации, обеспечивающей эффективное использование информационных и телекоммуникационных технологий в системах государственного управления и местного самоуправления, деятельности бюджетных организаций, а также поддержку развития рынка информационных и телекоммуникационных технологий в Орловской области; |
Сроки реализации Программы | 2008-2010 годы |
Перечень основных мероприятий | Программа предусматривает реализацию программных мероприятий по следующим основным направлениям: |
Исполнители основных мероприятий (В редакции Закона Орловской области от 07.12.2009 г. N 1004-ОЗ ) | Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области; |
Объемы и источники финансирования (В редакции Закона Орловской области от 07.12.2009 г. N 1004-ОЗ ) | Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2008-2010 годы из областного бюджета составит 121,719 млн. рублей в ценах 2008 года. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и важнейшие целевые показатели | В результате реализации Программы ожидается достижение следующих целевых показателей: |
Система координации исполнения программных мероприятий (В редакции Закона Орловской области от 07.12.2009 г. N 1004-ОЗ ) | Обеспечение выполнения Программы осуществляют: |
Использование информационных и телекоммуникационных технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного и муниципального управления ожиданиям и потребностям населения.
В связи с этим в последние годы в России целенаправленно проводятся мероприятия по информатизации экономики, государственного управления и в целом общественной жизни.
Настоящая Программа разработана в целях реализации Концепции информатизации Орловской области до 2010 года, одобренной распоряжением Коллегии Орловской области от 17 ноября 2006 года N 291-р.
Правовую основу Программы составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", Закон Орловской области от 13 мая 2008 года N 774-ОЗ "Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области", Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года N Пр-1895, постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 года N 502), от 12 февраля 2003 года N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р, Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 871-р, Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 632-р.
Программа носит комплексный характер, направлена на проведение единой политики области в сфере информатизации, развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий во всех отраслях экономики области.
Программа предполагает тесную интеграцию с Федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002-2010 годы)", областными целевыми программами и позиционируется как информационно-технологическая основа системы программ и проектов, направленных на социально-экономическое развитие Орловской области.
По мере развития и проникновения информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также - МСУ) Орловской области все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью, повышения качества исполнения полномочий и функций, а также предоставляемых населению услуг.
По данным выборочного статистического обследования, в настоящее время обеспеченность "домашними" компьютерами домохозяйств области составляет 33 единицы на 100 домохозяйств, доля населения, пользующегося сетью Интернет, - 7,3%.
Обеспеченность населения области телефонными аппаратами фиксированной электросвязи составила в 2007 году более 258 единиц на тысячу жителей.
По данным государственного статистического наблюдения об использовании информационных технологий и производстве связанной с ними продукции (работ, услуг), в 2007 году 89,1% крупных и средних предприятий и организаций основных видов экономической деятельности области использовали в своей работе информационные технологии, 44,3% имели локальные вычислительные сети, 55,9% пользовались электронной почтой, 53,2% использовали глобальные сети, включая Интернет, около 17% пользуются выделенными каналами связи, 11,5% имеют собственные веб-сайты, на которых публикуют и регулярно обновляют информацию о своей деятельности. Число персональных компьютеров на 100 работников составило в 2007 году 23 штуки (115% к уровню 2006 года), из них имеют доступ к сети Интернет - более 30%. В структуре затрат на информационные технологии 20,3% приходится на приобретение вычислительной техники, 67,8% - оплату услуг связи, 5,9% - приобретение программных средств, 3,8% - оплату услуг сторонних организаций и специалистов, менее 1% - обучение сотрудников.
Сегодня в Орловской области созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий. В целом решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-технологической инфраструктуры. В основном удовлетворены потребности органов государственной власти в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Во многих органах государственной власти созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к сети Интернет.
На базе арендованных каналов связи построена сеть администрации Орловской области с корпоративным почтовым и веб-сервером.
Органы государственной власти Орловской области представлены в сети Интернет сервером www.adm.orel.ru.
Мониторинг информатизации показал, что в настоящее время имеется общая положительная тенденция развития работ в области региональной информатизации, закладываются основы создания современной информационно-технологической и организационной инфраструктуры информатизации Орловской области. Намечается переход от информатизации отдельных органов управления к созданию интегрированных территориальных информационных систем, создается функциональная и информационно-телекоммуникационная архитектура информатизации региона, обеспечивается относительно высокий уровень финансирования.
Организуется централизованное управление процессами информатизации. В Департаменте имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области создано управление промышленной политики и информатизации, одной из основных задач которого является проведение единой государственной политики информатизации на территории Орловской области.
В целях поддержки проведения единой региональной политики информатизации на основе интеграции и эффективного использования информационных ресурсов, координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществления мониторинга региональной информатизации, подготовки рекомендаций по определению необходимых объемов бюджетного финансирования создан Совет по информатизации Орловской области.
Большое внимание уделяется вопросам взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований области.
В 2007 году заключено Соглашение о сотрудничестве по развитию информационных технологий и связи в Орловской области с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации, подписаны соглашения о взаимодействии в сфере информационных технологий с Федеральным агентством по информационным технологиям.
Представители администрации области принимают активное участие в работе созданного при Мининформсвязи России Совета региональной информатизации, Совета главных конструкторов информатизации регионов. Вопросы выработки стратегии и консолидации усилий субъектов РФ по информатизации регионов прорабатываются в рамках Координационного совета по информационным технологиям Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа "Центрально-Черноземная".
Совершенствуется региональная нормативная правовая база информатизации. Принят областной закон "Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области", регулирующий отношения, связанные с созданием оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав и свобод граждан, прав организаций, общественных объединений, полномочий и прав органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением областной информации с применением информационных технологий, обеспечением эффективного и согласованного информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечением социально-экономического развития и эффективности государственного управления и местного самоуправления в Орловской области на основе использования информационных технологий, а также формированием и использованием информационных ресурсов и информационных систем Орловской области. Коллегией Орловской области одобрена Концепция информатизации Орловской области до 2010 года, приняты постановления "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области", "Об использовании электронной цифровой подписи в органах исполнительной государственной власти Орловской области", утверждены положения: о формировании и использовании государственных информационных ресурсов Орловской области, о реестре государственных ресурсов и систем Орловской области, о единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в Орловской области. Проводится паспортизация информационных ресурсов и систем Орловской области. Создана нормативно-правовая основа функционирования информационно-телекоммуникационной системы "Сеть передачи данных органов государственной власти Орловской области".
Осуществляются работы по формированию информационных ресурсов в рамках функциональных автоматизированных систем. Наибольшее количество баз данных создается в финансово-бюджетной, экономической и социальной сферах. Созданы базы данных правовой информации, ведутся работы по созданию основных кадастров и регистров (регистр населения, регистр юридических лиц, кадастр недвижимости, земельный кадастр). Изучается возможность проведения работ по созданию картографических баз данных и внедрению геоинформационных систем (ГИС).
В соответствии с постановлениями Главы администрации Орловской области от 4 мая 2001 года N 217 "О создании узла доступа к государственным информационным ресурсам" и Коллегии администрации Орловской области от 1 июля 2002 года N 100 "О втором этапе развертывания узла доступа к государственным информационным ресурсам" создан защищенный узел доступа к государственным информационным ресурсам. Все подразделения органов государственной власти области и отдельные органы местного самоуправления имеют электронную почту и доступ к базе нормативных правовых актов Орловской области. Областная телекоммуникационная сеть охватывает все органы государственной власти Орловской области.
В администрации Орловской области на основе соглашения с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере правовой информатизации, ведется эталонный банк нормативных правовых актов Орловской области.
В областном центре и ряде муниципальных образований области в целях реализации прав граждан на получение правовой информации на базе существующей системы библиотек открыты публичные центры и пункты правовой информации.
Созданы, оперативно пополняются и доступны для граждан, организаций и органов власти (в том числе - в сети Интернет) региональные модули правовых актов Орловской области трех общероссийских коммерческих информационных правовых систем.
В области действуют 230 пунктов коллективного доступа в сеть Интернет, из них 220 организованы в рамках развития федеральной почтовой связи на базе почтамтов и отделений почтовой связи. Общее число компьютеров в пунктах коллективного доступа превышает 500 единиц.
Некоторыми органами государственной власти Орловской области и МСУ успешно реализуются программы и проекты по созданию государственных и муниципальных информационных систем (ИС), обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных на них функций. Выполняются областные целевые программы, направленные на развитие информационного обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий и функций. Существуют успешные прецеденты организации обмена данными в электронном виде между ведомствами, а также между государственными органами, органами МСУ, населением и организациями.
Победа в проводившемся на основании приказа Мининформсвязи России от 10 октября 2006 года N 131 "О типовых программно-технических решениях в сфере региональной информатизации" открытом конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации для отработки и внедрения в 2007-2008 годах на их территории типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" позволила привлечь 20 млн. рублей из федерального бюджета для разработки информационной системы поддержки лицензирования отдельных видов деятельности.
Отдельными органами государственной власти созданы сайты или страницы в сети Интернет, на которых размещается нормативно-правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов. В рамках реализации административной реформы ведется системная работа по описанию функций и процессов государственного управления, анализу возможностей их оптимизации и совершенствования на основе применения современных технологий. На федеральном уровне подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы доступа к информации органов государственной власти и органов местного самоуправления. Постановлением Коллегии Орловской области от 27 сентября 2007 г. N 223 принято решение о создании единой специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр", предназначенной для обеспечения представительства в сети Интернет Губернатора, Коллегии, органов исполнительной государственной власти специальной компетенции, иных государственных органов и органов местного самоуправления Орловской области, утвержден перечень сведений о деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.
Однако недостаточная координация разработок приводит к тому, что ведомственные подразделения региональных и муниципальных органов зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках программ ведомственного характера.
Поэтому, несмотря на стремительный рост спроса на информационные и коммуникационные технологии со стороны органов государственной власти, внедрение указанных технологий не всегда приводит к улучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастую усиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческих процессов.
Сохраняются значительные различия между органами государственной власти и МСУ по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный, ведомственный характер. Существует отставание органов государственной власти области от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. Многие органы государственной власти не имеют комплексных программ внедрения информационных и коммуникационных технологий и совершенствования на их основе своей деятельности, что приводит к несистемным расходам на такие технологии. Более половины бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что в целом свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также доминировании технологического подхода к решению задач информатизации. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления нередко дублируют разработку типовых программных решений поддержки выполнения возложенных на них функций. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся без использования открытых стандартов, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными созданными государственными и муниципальными информационными системами.
На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Практически отсутствуют комплексные системы электронного документооборота. В единичных случаях внедряются информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти и МСУ. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных и муниципальных программ и проектов.