Развитие механизмов участия администрации области и муниципалитетов направлено на решение стратегической задачи привлечения частного заемного финансирования на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса. Без последовательного продвижения по пути решения этой задачи невозможно будет кардинально решить проблему инвестиционного финансирования жилищно-коммунального комплекса с целью обеспечения его устойчивого и эффективного функционирования и развития.
Проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса в перспективе должны финансироваться как за счет заемных ресурсов (в первую очередь, частных кредиторов), так и за счет бюджетных средств, предоставляемых безвозвратно, поскольку кредитоспособность муниципального жилищно-коммунального предприятия в значительной мере ограничена платежеспособностью потребителей (прежде всего населения). В том случае, если для реализации проекта требуется финансирование в большем размере, чем позволяет приемлемый уровень долговой нагрузки предприятия-заемщика, то данный проект может быть частично профинансирован за счет средств бюджета безвозмездно. При этом безвозвратное бюджетное финансирование следует рассматривать не как альтернативу, а как дополнение к заемному финансированию.
Система финансирования модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса должна определять для инициаторов проектов четкие и понятные процедуры получения финансирования. Жилищно-коммунальное предприятие - инициатор проекта - должно знать, какой перечень мероприятий ему необходимо осуществить для получения финансирования под свой проект. Необходимо разработать четкую процедуру получения финансирования, которая предусматривала бы согласование привлечения заемного капитала, в том числе от частных кредиторов, и безвозмездного бюджетного финансирования. Данная система должна быть понятной и прозрачной как для предприятий коммунального хозяйства, так и для органов власти всех уровней.
В общем виде система финансирования проектов по модернизации и развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры может состоять из двух элементов, независимых друг от друга.
Первый - должен обеспечивать возможность получения возвратного финансирования (из бюджета или от частного кредитора) на основе выявления приемлемого уровня долговой нагрузки, которую может нести заявитель конкретного проекта. В этой части в первую очередь должна быть обеспечена возможность получения на рынке кредитных ресурсов на требуемые для данного проекта сроки. Возможны разные варианты механизмов привлечения заемного финансирования:
- привлечение коммунальными предприятиями или муниципальными образованиями кредитных средств коммерческих банков на финансирование проектов;
- выпуск и размещение на рынке проектных облигаций жилищно-коммунальными предприятиями, осуществляющими модернизацию;
- выпуск муниципальных облигаций общего покрытия в целях использования заемных средств на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса;
- предоставление жилищно-коммунальному предприятию бюджетного кредита из регионального или местного бюджета на рыночных условиях.
Второй элемент - предоставление безвозвратного бюджетного финансирования на конкретные проекты за счет средств регионального или (и) местного бюджета.
Необходимо разработать четкие и прозрачные критерии для принятия решения о том, какие проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса могут быть профинансированы за счет бюджетных средств, предоставляемых предприятиям на безвозвратной основе, в первую очередь. Один из возможных критериев - безвозвратную поддержку должны получать прежде всего те проекты, которые при прочих равных условиях требуют минимальной бюджетной поддержки по отношению к общему объему финансирования, а большая часть проекта финансируется за счет частных инвестиций, в том числе средств самого предприятия или частных заемных средств.
Для обеспечения возможности привлечения жилищно-коммунальными предприятиями средств коммерческих банков или размещения проектных облигаций для финансирования проектов по модернизации жилищно-коммунального комплекса могут быть созданы специализированные гарантийные агентства (СГА) с участием администрации области.
Основным инструментом предоставления финансирования со стороны СГА должна быть выдача поручительств по кредитам коммерческих банков на реализацию одобренных СГА проектов. Конечной целью деятельности таких гарантийных структур должно быть снижение стоимости кредитных и иных заемных ресурсов, обеспеченных поручительством СГА.
На первоначальной стадии работы по оценке проектов и кредитоспособности заемщиков, максимально допустимой величины заимствований будут производить непосредственно СГА. В результате будут разработаны методики оценки проектов по модернизации и развитию жилищно-коммунального комплекса и предприятий-заемщиков.
В результате привлечения коммерческих банков к участию в данной схеме финансирования проектов должны быть отработаны критерии отбора банков, по кредитам которых будут выдаваться поручительства СГА. Впоследствии работу по оценке кредитоспособности инициаторов проектов будут выполнять сами коммерческие банки.
В результате единовременных затрат бюджетных средств (региональных и местных) на СГА может быть создана устойчивая и прозрачная система заемного финансирования проектов в жилищно-коммунальном комплексе. Будучи основанной на использовании рыночных механизмов и привлечении частных кредитных ресурсов, она сможет способствовать не только решению проблем модернизации жилищно-коммунального комплекса, но и развитию рынка ценных бумаг и укреплению банковской системы.