В области 255 тысяч граждан, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, из них носителями льгот являются 149,7 тысячи человек, в том числе 112 тыс. человек - в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и 28,2 тысячи человек - согласно Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Затраты предприятий ЖКХ по предоставлению льгот населению в соответствии с вышеназванными Федеральными законами в 2001 году составили 235,4 млн. рублей, возмещение предприятиям указанных затрат из бюджетов всех уровней не превысило 25% от потребности. Для исполнения названных Законов предприятиям ЖКХ необходимо дополнительное финансирование из областного бюджета в 2002 г. - 180 млн. рублей, 2005 г. - 200 млн. рублей. С 2006 года по прогнозу значительного роста затрат на предоставление льгот не предполагается.
Наряду с этим бюджетом региона предусматривается социальная защита малоимущих слоев населения путем предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В 2001 году 7,5% семей региона получили субсидии на сумму 20,1 млн. рублей. В связи с ростом уровня оплаты ЖКУ населением и увеличением доли платежей от совокупного дохода семьи предполагается увеличение количества семей, нуждающихся в получении субсидий. Прогнозный расчет доли субсидируемых семей определил на 2010 год уровень субсидирования в 27% семей и потребность в средствах на программу жилищно-коммунальных субсидий в размере 370 млн. руб.
В результате перехода от социальной защиты при оплате жилищно-коммунальных услуг на основе категориального принципа предоставления льгот к системе адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на основе заявительного принципа возникают новые требования к механизму межбюджетных отношений.
При переходе к 100-процентной оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг потребителями резко возрастает дифференциация между муниципальными образованиями в части потребности в бюджетных средствах на предоставление жилищных субсидий. Если в среднем по Калининградской области при переходе к 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг населением, согласно прогнозным расчетам исходя из федеральных стандартов, за жилищными субсидиями обратятся около 25-30% семей, то в ряде муниципальных образований с высокой стоимостью предоставления жилищно-коммунальных услуг и/или низким уровнем доходов населения эта доля будет выше.
Прямая увязка размеров целевых перечислений из областного бюджета с оценкой потребности муниципальных образований в средствах на предоставление жилищных субсидий принципиально меняет требования к качеству прогнозирования потребности в жилищных субсидиях. В связи с этим на региональном уровне будет создана система определения и контроля за использованием лимитов финансовых ресурсов на компенсацию предоставляемых населению льгот и жилищных субсидий, позволяющая выполнять функции:
- определения необходимых объемов финансирования;
- контроля над своевременным прохождением и целевым использованием средств на компенсацию предоставленных льгот и жилищных субсидий.
Определение необходимых объемов финансирования будет производиться исходя из расчетов по федеральным и областным стандартам перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, установленных для данного муниципального образования на соответствующий год. В качестве получателей средств областного бюджетов (субвенций) на первом этапе реализации Программы будут выступать местные бюджеты, в дальнейшем возможно изменение механизма доведения средств областного бюджета до граждан - конечных получателей.
Финансирование программы жилищных субсидий будет осуществляться в пропорции: 20% - средства федерального бюджета, 80% - средства областного и муниципальных бюджетов. При этом, как правило, должно выдерживаться соотношение: 20% - средства областного и 60% - средства муниципальных бюджетов. Средства на предоставление субсидий в необходимых объемах должны, с учетом целевого выделения средств федерального бюджета, закладываться в региональный бюджет.
Сумма средств на цели субсидирования населения и предоставление льгот в денежной форме до 2010 года будет определяться ежегодно при принятии бюджета области и выделяться в областном и муниципальных бюджетах отдельной защищенной статьей.
Распределение и контроль за своевременным прохождением средств областного бюджета и их целевым использованием будет осуществлять администрация области.