Недействующий

Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Калининградской области на 2002-2010 годы

7.3. Источники покрытия необходимых затрат на модернизацию жилищно-коммунального комплекса


Необходимых собственных средств для надежной и устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса в его сегодняшнем виде нет по отдельности ни у одной из заинтересованных сторон: государства, местных властей, предприятий и населения. Поэтому для выхода жилищно-коммунального хозяйства из кризиса необходимо объединить средства всех заинтересованных сторон.

В этих условиях финансирование мероприятий Программы будет осуществлено в соответствии с положениями Федеральной подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", которой предусматривается консолидация средств как бюджетов всех уровней, средств предприятий ЖКХ, так и заемных средств.

Правительством России установлено, что средства федерального бюджета будут выделяться в объемах до 10% от общей потребности средств на модернизацию и реконструкцию объектов ЖКХ региона.

Базовым принципом предоставления бюджетных средств станет финансирование наиболее приоритетных проектов, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности региона. Распределение бюджетных средств на реализацию Программы среди получателей будет производиться на основе конкурсной процедуры, а финансовые ресурсы будут выделяться поэтапно по факту выполнения работ.

Обязательными условиями финансирования проектов модернизации с использованием бюджетных средств становятся:

- предоставление встречного финансирования со стороны регионального бюджета и бюджета муниципального образования;

- наличие проработанной технической и финансовой документации проекта (бизнес-плана);

- существование проработанной схемы финансирования, минимизирующей коммерческие риски;

- отбор подрядчиков на основе конкурса.

При этом органы местного самоуправления, на территориях которых в рамках Программы предполагается реализовать тот или иной проект, должны обеспечить выполнение следующих условий:

- проведение мероприятий организационного характера по реформированию жилищно-коммунального комплекса, предусмотренных Программой;

- реальное продвижение в сторону установления уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами, при непременном предоставлении жилищных субсидий;

- обеспечение контроля за принципами реализации проекта со стороны муниципальных органов;

- публичное предоставление периодической публичной отчетности о ходе реализации проектов в рамках Программы.

Важным элементом участия государства в финансировании модернизации отрасли станет поддержание в течение ряда лет стабильного уровня выплат в рамках ЕЖКС при фиксированном уровне стоимости услуг.

Конкретный перечень объектов, объем, форма, и источники их финансирования будут определяться при подготовке бюджета на каждый год реализации Программы.

При этом на федеральном и региональном уровнях принят ряд решений, которые позволят уже в 2002 году инвестировать в модернизацию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области значительные средства, а именно:

1. Средства Федеральной целевой программы развития Калининградской области в объеме 102,0 млн. рублей;

2. Средства областной инвестиционной программы в объеме 51,7 млн. рублей;

3. Средства, поступающие в областной бюджет в виде платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов в сумме 17,3 млн. рублей.

Затраты средств областного бюджета на проведение мероприятий по реформированию правоотношений в жилищно-коммунальной сфере на 2002 год определены в размере 2,0 млн. рублей.

Для успешного осуществления преобразований в секторе жилищно-коммунального хозяйства крайне необходимо обеспечить "прозрачность" прохождения бюджетных средств на всех уровнях финансирования. Непременным условием для осуществления данной задачи становится выделение в областном и муниципальных бюджетах отдельной статьей следующих средств:

- на покрытие разницы в тарифах. При этом муниципальными бюджетами должно быть предусмотрено полное покрытие разницы между полным тарифом на услуги жилищно-коммунального хозяйства и ставками (тарифами), по которым эти услуги оплачивает население;

- на осуществление программы жилищно-коммунальных субсидий и льгот (с учетом перевода льгот в денежную форму). При этом данная статья бюджетов, как исполняющая социальную функцию, должна быть защищенной;

- средства на поддержку реализации Программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства области.

Для консолидации средств по всем источникам финансирования и повышения эффективности их использования целесообразно рассмотреть вопрос о создании специального фонда реализации региональной Программы.

При этом конкретные объемы средств и направления финансирования (в том числе и инвестиционных проектов) из региональных и местных бюджетов будут устанавливаться в рамках утверждения бюджетов на соответствующий год.

В ходе исполнения Программы будет организован контроль за использованием выделяемых бюджетных средств, а также за проведением предусмотренных преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основным звеном системы контроля, предусмотренной Программой, становится Государственный заказчик-координатор Программы - Главное управление по топливно-энергетическому и жилищно-коммунальному комплексам администрации области, который должен иметь статус юридического лица.