МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 20 июня 2012 года N 16-мпр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 ГОД"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Приказа министерства образования Иркутской области от 25.12.2023 N 55-95-мпр.
____________________________________________________________________
{наименование приказа в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
приказ министерства образования Иркутской области от 19.10.2012 N 44-мпр}
приказ министерства образования Иркутской области от 19.12.2012 N 58-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 01.07.2013 N 46-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}
На основании постановления Правительства Иркутской области от 13 июня 2012 года N 322-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", протокола заседания комиссии по разработке долгосрочных и ведомственных целевых программ от 15 июня 2012 года N 40, в соответствии с подпунктами 1, 10 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Иркутской области на 2013 год".
{п. 1 приказа в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Иркутской области.
{п. 3 приказа в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}
Министр
В.С. Басюк
приказом министерства образования
Иркутской области
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 ГОД"
{наименование Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}
{наименование паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}
Наименование исполнительного органа государственной власти Иркутской области | Министерство образования Иркутской области |
Наименование программы | Ведомственная целевая программа "Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Иркутской области на 2013 год". |
{строка "Наименование программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}
Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу | Приказ министерства образования Иркутской области от 20.06.2012 г. N 16-мпр "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Иркутской области на 2012-2014 годы"". |
Номер и дата учета программы в реестре ведомственных целевых программ | |
Цели и задачи программы | Цель Программы: |
Целевые индикаторы и показатели | 1.Удельный вес работников образования, прошедших повышение квалификации на основе модульно-накопительной системы, в %. |
{строка "Целевые индикаторы и показатели" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 01.07.2013 N 46-мпр}
Характеристика программных мероприятий | - совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки; |
{абз. 1 строки "Характеристика программных мероприятий" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 01.07.2013 N 46-мпр}
Сроки реализации программы | 2013 год |
{строка "Сроки реализации программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}
Объемы и источники финансирования программы | Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета и субсидий из федерального бюджета. |
{строка "Объемы и источники финансирования программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях) | - численность работников образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку: |
{строка "Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях)" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}
Программа развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Иркутской области предназначена для реализации одного из основных направлений региональной политики в сфере образования - обеспечения соответствия педагогических кадров современным требованиям.
Развитие образования сегодня определяет новые требования к работникам образования. Наиболее актуальными являются способность адаптироваться к быстро изменяющимся условиям среды и возможность осуществлять непрерывное профессиональное образование.
Современное состояние системы непрерывного профессионального образования характеризуется недостаточной развитостью принципов и механизмов взаимодействия, способных обеспечить каждому педагогу "образование через всю жизнь", доступность и многовариантность дополнительных профессиональных образовательных услуг, преемственность и систематичность повышения профессионального уровня.
Cистема непрерывного профессионального образования характеризуется противоречием между:
- содержанием основных направлений модернизации региональной системы образования и существующими программами повышения квалификации;
- развитием инновационной образовательной практики и несовершенством механизмов взаимодействия учреждений системы дополнительного профессионального образования;
- развитием научных потребностей образовательной практики и существующей структурой образовательных услуг, слабо способствующей оперативной научно-методической, информационной и кадровой поддержке процессов модернизации образования;
- зарождающимися тенденциями сетевого взаимодействия муниципальных систем образования, образовательных организаций, педагогов региона и отсутствием научно-методического и информационно-технологического обеспечения этого процесса;
- социальной значимостью содержания педагогических инноваций в системе профессионально-педагогического и дополнительного профессионального образования и фрагментарностью, разрозненностью их использования в практике непрерывного профессионального образования;
- личностными профессиональными потребностями педагогов и существующими формами непрерывного профессионального образования.
В образовательном пространстве Иркутской области действуют два учреждения дополнительного профессионального образования: Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Иркутский институт повышения квалификации работников образования" (далее - ОГАОУ ДПО ИПКРО) и Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Институт развития образования Иркутской области" (далее - ОГАОУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области").
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в учреждениях дополнительного профессионального образования работников образования Иркутской области осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 5.01.1996 N 12-03, Законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ, Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования в Российской Федерации N 814 от 27.03.1998. Деятельность ОГАОУ ДПО ИПКРО осуществляется на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А N 166827, рег. N 7709 от 25.10.2006 г., ОГАОУ ДПО ИРО - лицензии службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области А N 292296,рег. N 3812 от 05.08.2011 г.
В последнее время наблюдается рост потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации работников образования по всем формам обучения, при этом наблюдается превышение данной потребности плановой численности обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам (далее - ДПОП).
В учреждениях дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) системно проводятся семинары муниципальных координаторов образования по актуальным проблемам сетевого взаимодействия, предпрофильной подготовки и профильного обучения, государственно-общественного управления, деятельности в условиях рынка образовательных услуг, введения Федеральных государственных образовательных стандартов далее - ФГОС), нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников образования. Укрепляются контакты с научными организациями и учреждениями высшего профессионального образования региона.
В настоящее время в регионе предпринимаются конкретные действия по модернизации подходов к процессу повышения квалификации педагогических кадров:
- в муниципальных образовательных системах области проводятся проблемные семинары по вопросам реализации основных направлений комплексного проекта модернизации образования Иркутской области;
- обновляется содержание образовательных программ по вопросам предметной подготовки педагогических кадров на основании анализа результатов сдачи экзаменов в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ) выпускниками школ Иркутской области;
- активно внедряется вариативная модель аттестации педагогических и руководящих работников ОУ, сочетающая в себе не только квалификационные испытания, но и обучающие модули по актуальным вопросам развития образовательной деятельности (за период с 2007 по 2011 годы более 3500 специалистов уже успешно прошли аттестацию в данной форме). В 22 территориях области проведены мониторинговые исследования качества образовательной деятельности, в том числе качества кадрового обеспечения образовательного процесса. Было обследовано 576 учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования детей и организаций начального и среднего профессионального образования. В 12 территориях проведена экспертиза эффективности использования ресурсов образовательных систем, включая кадровые. По результатам исследований выявлено противоречие между имеющимися квалификационными характеристиками педагогических кадров и все еще недостаточным уровнем образовательных достижений обучающихся.
Эффектами партнерского взаимодействия учреждений ДПО с высшими учебными и научными организациями можно считать:
- активизацию внутренней жизни образовательных организаций;
- профессионально-личностный рост педагогов ОО всех типов и видов и профессорско-преподавательского состава организаций ДПО.
В учебно-методической и научно-исследовательской работе укрепляется ориентация:
- на реализацию личностно-ориентированного подхода в работе со взрослыми,
- на организацию образовательного процесса с учетом возраста, жизненного и профессионального, личного и этнорегионального опыта обучающихся;
- на поддержку и развитие у взрослых обучающихся саморегуляции деятельности и самореализации в ней;
- на выбор способов обучения, адекватных поставленных целям и особенностям обучающихся;
- на удовлетворение потребности слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в теоретико-практических знаниях и навыках.
Взаимодействие учреждений ДПО как социальных партнеров позволяет говорить о существенном углублении деятельности системы повышения квалификации работников образования, возможности придания целостности, системности и завершенности образовательному процессу.
Предпринятые меры по модернизации системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования все еще не устраняют указанные выше противоречия и не разрешают в полной мере проблему недостаточного соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических кадров Иркутской области условиям устойчивого инновационного развития региона.
Именно поэтому целесообразным является рассмотрение и решение данной проблемы на ведомственном уровне, на основе формирования целого ряда организационных, информационно-технологических и научно-методических и программных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное образование и развитие педагога.
{разд. 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}
Цель Программы: Совершенствование модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обеспечивающей готовность педагогических и руководящих кадров к реализации основных направлений модернизации системы образования Иркутской области.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих приоритетных задач:
1. Создание вариативной многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических работников.