Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 20 июня 2012 года N 16-мпр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 ГОД"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Приказа министерства образования Иркутской области от 25.12.2023 N 55-95-мпр.
____________________________________________________________________

{наименование приказа в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
приказ министерства образования Иркутской области от 19.10.2012 N 44-мпр}

приказ министерства образования Иркутской области от 19.12.2012 N 58-мпр;  
приказ министерства образования Иркутской области от 01.07.2013 N 46-мпр;  
приказ министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}

На основании постановления Правительства Иркутской области от 13 июня 2012 года N 322-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", протокола заседания комиссии по разработке долгосрочных и ведомственных целевых программ от 15 июня 2012 года N 40, в соответствии с подпунктами 1, 10 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Иркутской области на 2013 год".

{п. 1 приказа в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Иркутской области.

{п. 3 приказа в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}

Министр
В.С. Басюк

Утверждена

приказом министерства образования

Иркутской области

от 20.06.2012 года N 18-мпр


ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 ГОД"


{наименование Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}

ПАСПОРТ ведомственной целевой программы "Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Иркутской области на 2013 год"


{наименование паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}

Наименование исполнительного органа государственной власти Иркутской области

Министерство образования Иркутской области

Наименование программы

Ведомственная целевая программа "Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Иркутской области на 2013 год".

{строка "Наименование программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}

Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу

Приказ министерства образования Иркутской области от 20.06.2012 г. N 16-мпр "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Иркутской области на 2012-2014 годы"".

Номер и дата учета программы в реестре ведомственных целевых программ

Цели и задачи программы

Цель Программы:
 Совершенствование модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обеспечивающей готовность педагогических и руководящих кадров к реализации основных направлений модернизации системы образования Иркутской области.
 Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих приоритетных задач:
 1.Создание вариативной многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических работников.
 2.Обеспечение эффективной подготовки научных и педагогических кадров для региональной системы повышения квалификации через создание системы корпоративного обучения и содействие сотрудничеству и кооперации с организациями ДПО других регионов и зарубежными образовательными организациями.
 3.Совершенствование учебно-методического и информационно-технического обеспечения системы повышения квалификации в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и задачами региональной программы "Развитие образования в Иркутской области" на 2011-2015 годы через обновление содержания и разработку новых дополнительных профессиональных образовательных программ по направлениям: духовно-нравственное воспитание, менеджмент, предпринимательство, экология, регионоведение и др.
 4.Создание системы консалтинговой и тьюторской поддержки специалистов образования, а также информационного обеспечения деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы для специалистов образования.
 5. Создание системы ежегодного мониторинга качества произведенных образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования на территории области.

Целевые индикаторы и показатели

1.Удельный вес работников образования, прошедших повышение квалификации на основе модульно-накопительной системы, в %.
 2. Соответствие количества лиц, прошедших профессиональную подготовку, установленному государственному заданию, в %.
 3. Удельный вес работников образования, прошедших курс ы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с применением персональных образовательных сертификатов,
 в %.
 4. Удельный вес численности работников образования, прошедших повышение квалификации в дистанционной форме, в %.
 5. Удельный вес обучающих модулей в общем количестве реализуемых ДПОП, в %.
 6. Удельный вес востребованных программ, в %.
 7. Удельный вес работников учреждений дополнительного профессионального образования, имеющих ученые степени и звания, в %.
 8. Удельный вес работников учреждений дополнительного профессионального образования, прошедших подготовку на курсах, стажировках, принявших участие в конференциях и семинарах межрегионального, федерального и международного уровней, в %.
 9. Удельный вес работников образования, прошедших внутрифирменное обучение, в %.
 10. Удельный вес дополнительных профессиональных образовательных программ, соответствующих основным направлениям модернизации региональной системы образования, в %.
 11. Удельный вес обновленных информационно-образовательных ресурсов (в том числе лицензированных программных продуктов), в %.
 12. Удельный вес обновленной учебно-материальной базы организаций дополнительного профессионального образования (учебно-методического, информационно-технологического обеспечение), в %.
 13. Удельный вес работников образования, прошедших подготовку в качестве тьютора и консультанта, в %.
 14. Индекс удовлетворенности работников образования, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки, качеством обучения, составом образовательных модулей и условиями реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, в %.

{строка "Целевые индикаторы и показатели" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 01.07.2013 N 46-мпр}

Характеристика программных мероприятий

-  совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

 -  введение персональных образовательных сертификатов, обеспечивающих право выбора педагогическим и руководящим кадрам образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования;

 -  развитие дистанционных форм обучения педагогических кадров;

 -  создание регионального реестра унифицированных образовательных модулей объемом от 8 до 72 часов для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ;

 -  создание единой информационной службы для ведения указанного реестра;

 -  организация подготовки профессорско-преподавательского состава для системы дополнительного профессионального образования;

 -  разработка, модификация, экспертиза и аккредитация дополнительных профессиональных образовательных программ, в соответствии с основными направлениями модернизации региональной системы образования;

 -  модификация технического и программного обеспечения в компьютерных классах, оснащение аудиторий мультимедийным оборудованием;

 -  обновление учебно-материальной базы организаций дополнительного профессионального образования;

 -  введение системы обязательного гарантийного консультирования в сфере производства образовательных услуг;

 -  разработка инструментария для проведения маркетинговых исследований запроса потребителей на услуги дополнительного профессионального образования и их удовлетворенности, а также мониторинговых исследований качества услуг дополнительного профессионального образования.

{абз. 1 строки "Характеристика программных мероприятий" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 01.07.2013 N 46-мпр}

Сроки реализации программы

2013 год

{строка "Сроки реализации программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}

Объемы и источники финансирования программы
 Всего
       В том числе по годам

Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета и субсидий из федерального бюджета.
 Общий объем средств, необходимых на реализацию Программы, составляет 201 633,07 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2012 г. - 111 079,70 тыс. рублей;

 2013 г. - 90 553,37 тыс. рублей,
 в том числе за счет средств федерального бюджета всего 20 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2012 г. - 20 000,00 тыс. рублей,
 в том числе за счет средств областного бюджета всего 181 633,07 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2012 г. - 91 079,70 тыс. рублей;

 2013 г. - 90 553,37 тыс. рублей.

{строка "Объемы и источники финансирования программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях)

- численность работников образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку:
 планируемые показатели на 2012-2013 годы - 22752 человека, в том числе: в 2012 году – 11500 человек, в 2013 году – 11252 человека;

 - численность работников образования, прошедших повышение квалификации на основе модульно-накопительной системы к 2013 году составит 20%;

 - соответствие количества лиц, прошедших ПП, установленному государственному заданию, составит 100 % ежегодно;

 - численность работников образования, прошедших повышение квалификации на основе персональных образовательных сертификатов к 2013 году составит 50 %;

 - удельный вес численности работников образования, прошедших повышение квалификации с использованием дистанционной формы обучения (либо отдельных дистанционных модулей) в 2013 году составит 20 %;

 - планируемый рост удельного веса дополнительных профессиональных образовательных программ, соответствующих основным направлениям модернизации региональной системы образования, составит 10%;

 - удельный вес работников организаций дополнительного профессионального образования, имеющих ученые степени и звания к 2013 году составит 6%:
 - модификация технического и программного обеспечения в компьютерных классах, оснащение аудиторий мультимедийным оборудованием 10% ежегодно;

 - обновление учебно-материальной базы 10% ежегодно;

 - удельный вес работников образования, прошедших подготовку в качестве тьютора и консультанта составит к 2013 году в целом 3,5%;

 - индекс удовлетворенности работников образования, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки, качеством обучения, составом образовательных модулей и условиями реализации ДПОП, составит к 2013 году в целом не менее 80%.

{строка "Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях)" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ (ЗАДАЧИ) И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА ВЕДОМСТВЕННОМ УРОВНЕ


Программа развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Иркутской области предназначена для реализации одного из основных направлений региональной политики в сфере образования - обеспечения соответствия педагогических кадров современным требованиям.

Развитие образования сегодня определяет новые требования к работникам образования. Наиболее актуальными являются способность адаптироваться к быстро изменяющимся условиям среды и возможность осуществлять непрерывное профессиональное образование.

Современное состояние системы непрерывного профессионального образования характеризуется недостаточной развитостью принципов и механизмов взаимодействия, способных обеспечить каждому педагогу "образование через всю жизнь", доступность и многовариантность дополнительных профессиональных образовательных услуг, преемственность и систематичность повышения профессионального уровня.

Cистема непрерывного профессионального образования характеризуется противоречием между:

- содержанием основных направлений модернизации региональной системы образования и существующими программами повышения квалификации;

- развитием инновационной образовательной практики и несовершенством механизмов взаимодействия учреждений системы дополнительного профессионального образования;

- развитием научных потребностей образовательной практики и существующей структурой образовательных услуг, слабо способствующей оперативной научно-методической, информационной и кадровой поддержке процессов модернизации образования;

- зарождающимися тенденциями сетевого взаимодействия муниципальных систем образования, образовательных организаций, педагогов региона и отсутствием научно-методического и информационно-технологического обеспечения этого процесса;

- социальной значимостью содержания педагогических инноваций в системе профессионально-педагогического и дополнительного профессионального образования и фрагментарностью, разрозненностью их использования в практике непрерывного профессионального образования;

- личностными профессиональными потребностями педагогов и существующими формами непрерывного профессионального образования.

В образовательном пространстве Иркутской области действуют два учреждения дополнительного профессионального образования: Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Иркутский институт повышения квалификации работников образования" (далее - ОГАОУ ДПО ИПКРО) и Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Институт развития образования Иркутской области" (далее - ОГАОУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области").

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в учреждениях дополнительного профессионального образования работников образования Иркутской области осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 5.01.1996 N 12-03, Законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ, Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования в Российской Федерации N 814 от 27.03.1998. Деятельность ОГАОУ ДПО ИПКРО осуществляется на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А N 166827, рег. N 7709 от 25.10.2006 г., ОГАОУ ДПО ИРО - лицензии службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области А N 292296,рег. N 3812 от 05.08.2011 г.

В последнее время наблюдается рост потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации работников образования по всем формам обучения, при этом наблюдается превышение данной потребности плановой численности обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам (далее - ДПОП).

В учреждениях дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) системно проводятся семинары муниципальных координаторов образования по актуальным проблемам сетевого взаимодействия, предпрофильной подготовки и профильного обучения, государственно-общественного управления, деятельности в условиях рынка образовательных услуг, введения Федеральных государственных образовательных стандартов далее - ФГОС), нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников образования. Укрепляются контакты с научными организациями и учреждениями высшего профессионального образования региона.

В настоящее время в регионе предпринимаются конкретные действия по модернизации подходов к процессу повышения квалификации педагогических кадров:

- в муниципальных образовательных системах области проводятся проблемные семинары по вопросам реализации основных направлений комплексного проекта модернизации образования Иркутской области;

- обновляется содержание образовательных программ по вопросам предметной подготовки педагогических кадров на основании анализа результатов сдачи экзаменов в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ) выпускниками школ Иркутской области;

- активно внедряется вариативная модель аттестации педагогических и руководящих работников ОУ, сочетающая в себе не только квалификационные испытания, но и обучающие модули по актуальным вопросам развития образовательной деятельности (за период с 2007 по 2011 годы более 3500 специалистов уже успешно прошли аттестацию в данной форме). В 22 территориях области проведены мониторинговые исследования качества образовательной деятельности, в том числе качества кадрового обеспечения образовательного процесса. Было обследовано 576 учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования детей и организаций начального и среднего профессионального образования. В 12 территориях проведена экспертиза эффективности использования ресурсов образовательных систем, включая кадровые. По результатам исследований выявлено противоречие между имеющимися квалификационными характеристиками педагогических кадров и все еще недостаточным уровнем образовательных достижений обучающихся.

Эффектами партнерского взаимодействия учреждений ДПО с высшими учебными и научными организациями можно считать:

- активизацию внутренней жизни образовательных организаций;

- профессионально-личностный рост педагогов ОО всех типов и видов и профессорско-преподавательского состава организаций ДПО.

В учебно-методической и научно-исследовательской работе укрепляется ориентация:

- на реализацию личностно-ориентированного подхода в работе со взрослыми,

- на организацию образовательного процесса с учетом возраста, жизненного и профессионального, личного и этнорегионального опыта обучающихся;

- на поддержку и развитие у взрослых обучающихся саморегуляции деятельности и самореализации в ней;

- на выбор способов обучения, адекватных поставленных целям и особенностям обучающихся;

- на удовлетворение потребности слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в теоретико-практических знаниях и навыках.

Взаимодействие учреждений ДПО как социальных партнеров позволяет говорить о существенном углублении деятельности системы повышения квалификации работников образования, возможности придания целостности, системности и завершенности образовательному процессу.

Предпринятые меры по модернизации системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования все еще не устраняют указанные выше противоречия и не разрешают в полной мере проблему недостаточного соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических кадров Иркутской области условиям устойчивого инновационного развития региона.

Именно поэтому целесообразным является рассмотрение и решение данной проблемы на ведомственном уровне, на основе формирования целого ряда организационных, информационно-технологических и научно-методических и программных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное образование и развитие педагога.

{разд. 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 106-мпр}

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА


Цель Программы: Совершенствование модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обеспечивающей готовность педагогических и руководящих кадров к реализации основных направлений модернизации системы образования Иркутской области.

Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих приоритетных задач:

1. Создание вариативной многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических работников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»