МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 20 июня 2012 года N 18-мпр

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ВЕДОМСТВЕННУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2012 ГОДЫ

В целях эффективного использования денежных средств, руководствуясь подпунктом 1 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп,


ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ министерства образования Иркутской области от 14 октября 2009 года N 803-мпр "О ведомственной целевой программе развития начального профессионального образования Иркутской области на 2010-2012 годы" изменение, изложив приложение к нему в новой редакции (прилагается).

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Иркутской области Русанова А.А.

Министр образования Иркутской области
В.С. Басюк

Приложение

к приказу министерства образования

Иркутской области

от 14 октября 2009 год N 803-мпр

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2012 ГОДЫ"

1. Паспорт программы

Наименование исполнительного органа государственной власти  Иркутской области

Министерство образования Иркутской области

Наименование программы

Ведомственная целевая программа "Развитие начального и среднего профессионального образования Иркутской области на 2010 - 2012 годы" (далее - программа)

Дата, номер, наименование  правового акта, утвердившего  программу

Приказ министерства образования Иркутской области от 14.10.2009 N 803-мпр
 "О ведомственной целевой программе Развития начального профессионального образования  на 2010 - 2012 годы"

Номер и дата учета программы в реестре ведомственных целевых  программ

14.10.2009 N 7

Цель и задачи программы

Создание необходимых условий для подготовки в учреждениях начального и среднего профессионального образования квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Задачи:
 - совершенствование механизма согласования запросов рынка труда и рынка образовательных услуг профессионального образования с участием социальных партнеров;

 - обновление содержания и технологий начального и среднего профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг;

 - развитие педагогического и управленческого потенциала системы начального и среднего профессионального образования;

 - совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации молодежи и обеспечения возможностей её эффективной самореализации.

Целевые индикаторы и показатели

1.  Соответствие образовательных услуг учреждений НПО и СПО требованиям регионального рынка труда:
 - доля выпускников общеобразовательных школ, продолживших обучение в учреждениях НПО;

 - доля выпускников общеобразовательных школ, продолживших обучение в учреждениях СПО;

 -  количество человек, прошедших повышение квалификации, профессиональную подготовку, переподготовку в учреждениях НПО и СПО;

 -  в том числе по договорам со службами занятости населения Иркутской области;

 -  доля учреждений, имеющих Управляющие и Наблюдательные советы

2.  Качество подготовки кадров в учреждениях НПО и СПО:
 - доля учреждений НПО и СПО, внедривших ФГОС;

 -  доля программ, согласованных с работодателями;

 -  доля занятости выпускников;

 -  доля выпускников с повышенным квалификационным разрядом (4-5),
 -  доля выпускников, получивших дипломы с отличием;

 -  доля выпускников, получающих дополнительные профессиональные квалификации;

 -  доля проходящих обучение на контрактной основе с работодателями;

 -  доля привлеченных внебюджетных средств от общего объема финансирования,
 -  в том числе направленных на модернизацию учебно- производственной базы.
 3. Обеспеченность инженерно-педагогическими кадрами требуемой квалификации:
 -  доля педагогов, прошедших повышение квалификации,
 -  доля мастеров производственного обучения, прошедших стажировку на предприятиях и повысивших рабочий разряд
 4. Результативность воспитател ьной работы:
 -  количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием;

 -   доля учреждений, имеющих действующие органы ученического и студенческого самоуправления.

Характеристика программных мероприятии

2010 год - подготовительный этап;
предусмотрены мероприятия, связанные с проведением мониторинга, разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией.
 2011 год - приоритет отдается мероприятиям, направленным на модернизацию материальной инфраструктуры профессионального образования, осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы, внедрение и распространение результатов, полученных на первом этапе.
 2012 год - реализуются мероприятия, направленные на изучение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах

Сроки реализации программы

2010-2012 годы

Объемы и источники финансирования программы,
 всего:
 в том числе по годам

Всего на реализацию программы: 3 289 952,8 тыс.руб. в том числе по годам:
 2010 г. - 128 706,7 тыс.руб.;

 2011 г. - 36 591,0 тыс. руб.;

 2012 г. - 3 124 655,1 тыс. руб.,
 в том числе за счет средств федерального бюджета всего: 104 002,9 тыс. руб., в том числе по годам:
 2010 г. - 81 596,9 тыс.руб.;
2011 г. – 22 406,0 тыс. руб.;
2012 г. – 0 тыс. руб.;

 в том числе за счет средств областного бюджета всего: 3 185 949,9 тыс.руб., в том числе по годам:
 2010 г. - 47 109,8 тыс.руб.;

 2011 г. -  14 185,0 тыс. руб.;

 2012 г. - 3 124 655,1 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты  реализации программы и показатели социально-экономической  эффективности (в количественно измеряемых показателях)

1.   Формирование ежегодного государственного задания на предоставление услуг в сфере профессионального образования, согласованного с потребностями рынка труда.
 2.   Реорганизация сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, приведение в соответствие объемов и профилей подготовки кадров с потребностями региональной экономики.
 3.   Увеличение количества обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования Иркутской области, в том числе за счет взрослого населения, получающего профессиональную подготовки, переподготовку и повышение квалификации.
 4.   Развитие системы профессиональной ориентации в целях обеспечения доступа к информации о профессиях, востребованных на рынке труда и возможностях их получения, пропаганда рабочих профессий, в том числе через предпрофильную и профильную подготовку учащихся общеобразовательных школ.
 5.   Развитие форм государственно-общественного управления образовательными учреждениями.
 6.   Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО нового поколения.
 7.   Согласование содержания образовательных программ с работодателями.
 8.   Переход на широкое использование новых образовательных технологий, в том числе на основе использования информационных технологий, технологий "открытого образования", интерактивных методов обучения.
 9.   Увеличение доли выпускников, проходящих обучение на контрактной основе с работодателями.
 10.  Улучшение материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе за счет привлеченных внебюджетных средств работодателей (социальных партнеров).
 11.  Создание условий для непрерывного повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с современными технологиями, в том числе прохождение стажировки на предприятиях.
 12.  Развитие системы поддержки молодых специалистов.
 13.  Формирование кадрового резерва руководителей образовательных учреждений НПО и СПО.
 14.  Разработка и внедрение в практику работы системы оценки качества и стимулирования труда руководителей и педагогических работников.
 15.  Увеличение количества обучающихся, включенных в спортивно-массовые мероприятия, охваченных дополнительным образованием.
 16.  Системное вовлечение молодежи в многообразные социальные практики и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности.
 17.  Развитие форм ученического самоуправления.
 18.  Укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений в воспитании обучающихся.

2. Характеристика проблемы

Программа "Развитие начального и среднего профессионального образования Иркутской области на 2010-2012 годы" (далее - Программа) разработана с целью реализации комплекса мер, направленных на удовлетворение потребности регионального рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах с учетом перспектив социально-экономического развития Иркутской области.

Настоящая Программа разработана в соответствии с:

- Законом Российской Федерации от 13.01.96 г. N 12-ФЗ "Об образовании",

- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

- национальной образовательной инициативой "Наша новая школа";

- Стратегией социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года) и Программой социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочную перспективу (на 2008-2012 годы).

Система НПО Иркутской области включает в себя на 01.01.2010 года 45 образовательных учреждений, на 01.01.2012 года 30 образовательных учреждений. Профессиональное обучение подростков и незанятого населения осуществляется по 74 профессиям и 210 программам дополнительного профессионального образования. На 1 января 2009 г. число обучающихся в образовательных учреждениях НПО Иркутской области составило 18500 чел, выпуск квалифицированных рабочих в 2009 г. - 7800 человек. Качество подготовки выпускников подтверждается следующими показателями: третья часть выпускников получает повышенные квалификационные разряды (4 и 5); наметилась тенденция к снижению числа выпускников, получивших разряд ниже установленного: в 2007 г. доля таких выпускников составила 6,4%, в 2008 году - 6,3% от общего количества выпускников; возросло число учащихся, получивших дипломы с отличием с 4,9% в 2000 г. до 6% в 2009 г. Трудоустройство выпускников (включая призыв в армию) выглядит следующим образом: в 2007 г. – 70%, в 2008 г. - 68%, в 2009 г. - 68,0%.

Система СПО Иркутской области включает в себя 36 образовательных учреждений. Подготовка кадров в областных учреждениях СПО ведется по 42 специальностям среднего профессионального образования, 44 профессиям начального профессионального образования, в очной, заочной и вечерней формах. Дополнительно реализуются программы основного и среднего (полного) общего образования, дополнительного профессионального образования. В результате, занятость выпускников областных учреждений среднего профессионального образования в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом с 97,3% до 98%.

В 2009 г. из 1866 выпускников областных учреждений СПО, получивших начальное или среднее профессиональное образование, трудоустроились 988 человек, или 52,9% от выпуска, призваны в армию 13,3% выпускников.

Трудоустройство выпускников (включая призыв в армию) выглядит следующим образом: в 2007 г. - 52,7%, в 2008 г. -52,9%, в 2009 г. - 51,0%. Низкий процент трудоустройства связан, с тем что, увеличивается количество выпускников СПО, продолживших обучение в учреждениях высшего и среднего (для выпускников профессий НПО) профессионального образования, в 2007 г. - 20,7 %, в 2008 г. – 23,4%, в 2009 г. – 24,8%.

Оказание дополнительных профессиональных образовательных услуг (повышение квалификации, подготовка и переподготовка незанятого и высвобождаемого населения) является одним из перспективных направлений в деятельности учебных заведений. В 2008 году по данной форме обучено 9623 человек.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс информационных технологий способствует обновлению технологий обучения. Обеспеченность обучающихся компьютерами увеличилась с 1 компьютера на 32 обучающихся в 2000 г., до 1 компьютера на 11 обучающихся в 2008 г. В учебный процесс внедрено более 1800 контролирующих и более 800 обучающих программ по общеобразовательным и специальным дисциплинам.

Развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, являющихся как внешними, так и внутренними по отношению к системе начального профессионального образования.

1. Неблагоприятная демографическая ситуация влияет на снижение количества выпускников образовательных учреждений и обуславливает дефицит трудовых кадров. Сокращение числа выпускников общеобразовательных школ, связанное с особенностями демографической ситуации в области, привело к уменьшению количества принятых на обучение по программам НПО (за 2006 - 2008 год на 17%).

Потребность рынка труда Иркутской области в специалистах НПО к 2008 году составляет 38,2%, по прогнозам к 2020 г. возрастет до 51,12% от общей потребности в кадрах. Вместе с тем наблюдается дисбаланс между структурой выпуска квалифицированных рабочих из образовательных учреждений и структурой потребности экономики в квалифицированных рабочих кадрах. Соотношение подготовки специалистов для отраслей экономики представлено в следующих объемах: для машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (5%), для агропромышленного комплекса (9%), транспорта (18%), строительства (27%), сферы обслуживания (12%) и общественного питания (17%).

По прогнозам центра занятости наибольшим спросом на рынке труда в 2007-2010 гг. будут пользоваться:

- механики, слесари;

- операторы, аппаратчики и машинисты установок;

- электросварщики;

- водители и машинисты подвижного оборудования;

- строители, плотники, каменщики, маляры.

Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих 4-5 квалификационных разрядов (в то время как около 70% выпускников учреждений НПО получают установленный образовательным стандартом 3 разряд), владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.).

С целью количественного и качественного удовлетворения потребности экономики Иркутской области в необходимых рабочих кадрах Программой предусмотрено совершенствование механизма согласования запросов рынка труда и рынка образовательных услуг профессионального образования с участием социальных партнеров.

2. Очевидно отставание материально-технической и учебно-производственной базы учреждений профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства. Реальные и предполагаемые объемы и направления текущего бюджетного финансирования учреждений системы начального профессионального образования не создают полноценных возможностей по масштабному переоснащению образовательных учреждений (приобретение в необходимом количестве современного учебного оборудования, новых технических средств обучения, методических пособий и др.). Обучение осуществляется на основе физически и морально устаревшего оборудования (используется в основном учебное оборудование 70-х годов выпуска). Это ведет не только к заведомо низкому качеству профессиональной подготовки выпускников, но и является одной из причин непривлекательности в глазах потенциальных абитуриентов профессиональных училищ и лицеев как мест, где можно стать высококвалифицированным, конкурентоспособным специалистом.

Поэтому одной из задач Программы является обновление содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг. Данная задача не может быть решена без участия работодателей и социальных партнеров в решении проблем профессионального образования.

3. Недостаточная численность и квалификация мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. Из-за низкого уровня заработной платы по сравнению с уровнем заработной платы в производстве произошел отток высококвалифицированных мастеров производственного обучения из сферы образования в другие отрасли. 36% ставок мастеров производственного обучения остаются вакантными на протяжении нескольких лет. Средний возраст специалистов управленческого звена, мастеров производственного обучения, преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин составляет около пятидесяти лет. Характер современного процесса модернизации системы требует иного уровня качества деятельности педагогических кадров.

В этой связи Программой определена задача развития педагогического и управленческого потенциала системы начального профессионального образования.

4. Российская профессиональная школа помимо профессионального обучения сохранила функции социальной поддержки. Социальная поддержка обучающихся в системе профессионального образования - это не только "национальная традиция", но и обусловленная объективными обстоятельствами необходимость.

Более 70% обучающихся в училищах и лицеях составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Среди них постоянно увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2004 по 2008 г. численность этой категории обучающихся в НПО возросла на 48% и на 1 января 2009 г.составила 3020 человек. В отдельных учебных заведениях количество обучающихся детей-сирот превышает 40% от общего контингента (в ПУ N 11 - это 45,8%, в ПУ N 39 - 42,6%). Многие из этих ребят физически нездоровы, у них высокий уровень тревожности, агрессии, представления об окружающем мире искажены. Это требует также особых мер материальной поддержки данной категории обучающихся, таких, как обеспечение их льготным питанием, социальными стипендиями, специальной одеждой на время прохождения производственного обучения, а также возможностью бесплатного оздоровления и лечения в период зимних и летних каникул.

Программой предусматривается совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации молодежи и обеспечения возможностей её эффективной самореализации.

Анализ состояния системы начального и среднего профессионального образования Иркутской области позволил выделить следующие проблемы:

-система начального и среднего профессионального образования не в полной мере отвечает перспективным потребностям рынка труда по структуре и качеству профессиональной подготовки выпускников;

-система начального и среднего профессионального образования испытывает значительный дефицит в ресурсном обеспечении и финансировании.

Программа "Развитие системы начального и среднего профессионального образования Иркутской области на 2010 - 2012 годы" направлена на разрешение выявленных проблем и позволит сформировать востребованный кадровый потенциал, тем самым содействовать развитию и повышению инвестиционной привлекательности экономики Иркутской области.

3. Цели и задачи Программы

Цель Программы - создание необходимых условий для подготовки в учреждениях начального и среднего профессионального образования квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

1. совершенствование механизма согласования запросов рынка труда и рынка образовательных услуг с участием социальных партнеров;

4.Описание ожидаемых результатов реализации и целевые индикаторы.

Реализация программы направлена на достижение следующих результатов:

1. Формирование ежегодного государственного задания на предоставление услуг в сфере профессионального образования, согласованного с потребностями рынка труда.

2. Реорганизация сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, приведение в соответствие объемов и профилей подготовки кадров с потребностями региональной экономики.

3. Увеличение количества обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования Иркутской области, в том числе за счет взрослого населения, получающего профессиональную подготовки, переподготовку и повышение квалификации.

4. Развитие системы профессиональной ориентации в целях обеспечения доступа к информации о профессиях, востребованных на рынке труда и возможностях их получения, пропаганда рабочих профессий, в том числе через предпрофильную и профильную подготовку учащихся общеобразовательных школ.

5. Развитие форм государственно-общественного управления образовательными учреждениями.

6. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО нового поколения.

7. Согласование содержания образовательных программ с работодателями.

8. Переход на широкое использование новых образовательных технологий, в том числе на основе использования информационных технологий, технологий "открытого образования", интерактивных методов обучения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»