Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА"

Раздел 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ДОЛГОСРОЧНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ОБЛАСТИ


1. Повышение эффективности системы предоставления налоговых льгот на региональном уровне.

1.1. Исходное состояние и описание проблемы.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 22 июня 2005 года N 139-пп "О Порядке оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот" конкретная налоговая льгота признается эффективной в случае превышения показателя эффективности деятельности соответствующей категории налогоплательщиков (определяемого как сумма увеличения налогооблагаемой базы по соответствующему виду налоговых льгот, увеличения фонда оплаты труда и увеличения капитальных вложений в основные фонды) над прямыми потерями областного бюджета, вызванными предоставлением налоговых льгот.

Базовым документом, определяющим государственную политику Белгородской области, является Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением правительства Белгородской области от 25 января 2010 N 27-пп и определяющая направления кластерного развития, в которых предусматривается применение налоговых льгот как одной из мер государственной поддержки кластерного развития. В частности, применение налоговых льгот предусматривается в рамках поддержки развития птицеводства, свиноводства, а также молочного животноводства, по которым приняты соответствующие областные программы.

Предоставление налоговых льгот предусмотрено также в рамках реализации ряда областных программ, а также законов Белгородской области, определяющих государственную политику в конкретных сферах деятельности:

- закона Белгородской области от 1 октября 2009 года N 296 "Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области";

- программы государственной поддержки уголовно-исполнительной системы Белгородской области на 2011 - 2012 годы (постановление правительства Белгородской области от 10 марта 2009 года N 74-пп);

- долгосрочной целевой программы "Развитие наноиндустрии Белгородской области на 2010 - 2014 годы" (постановление правительства Белгородской области от 18 января 2010 года N 9-пп).

Конкретная реализация государственной политики в области предоставления налоговых льгот осуществлена в рамках следующих областных законов, составляющих законодательство области о налогах и сборах:

- закона Белгородской области от 18 сентября 2007 года N 142 "О льготах по налогу на прибыль организаций";

- закона Белгородской области от 28 ноября 2002 года N 54 "О транспортном налоге";

- закона Белгородской области от 27 ноября 2003 года N 104 "О налоге на имущество организаций".

Будучи одним из инструментов государственной политики в области развития тех или иных секторов экономики, предоставление налоговых льгот жестко контролируется и потому имеет ограниченное применение. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 13 закона Белгородской области от 16 ноября 2007 года N 162 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области" потери по налоговым доходам областного бюджета от предоставления налоговых льгот не должны превышать 5 процентов собственных доходов областного бюджета. Кроме того, решение о предоставлении новых налоговых льгот, а также сохранении уже существующих принимается на основании подтверждения их эффективности, порядок оценки которой утвержден постановлением правительства Белгородской области от 22 июня 2005 года N 139-пп "О порядке оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот".

Потери от предоставления налоговых льгот по региональному законодательству составляли (таблица 1):

- в 2006 году - 652,5 млн. руб., что составляет 3,5 процента налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

- в 2007 году - 1037,1 млн. руб. (4,1 процента);

- в 2008 году - 1295,5 млн. руб. (3,9 процента);

- в 2009 году - 1845,6 млн. руб. (8,6 процента);

- в 2010 году - 1047,3 млн. руб. (3,4 процента).