Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА"

Таблица 2. Общий размер выпадающих доходов областного бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот (млн. руб.)


Налоги

Выпадающие доходы в соответствии с
 федеральным и региональным законодательством

2006 г .
 факт

2007 г .
 Факт

2008 г .
 факт

2009 г .
 факт

2010 г .
 прогноз

Федеральные налоги

1104,9

998,3

1101,0

1682,6

1427,0

Налог на прибыль
 организаций

1104,9

998,3

1101,0

1682,6

1427,0

Региональные налоги

938,7

1371,5

1968,7

2638,9

1852,3

Налог на имущество
 организаций

894,6

1321,1

1915,4

2573,6

1784,3

Транспортный налог

44,1

50,4

53,3

65,3

68,0

ИТОГО выпадающих доходов

2043,6

2369,8

3069,7

4321,5

3279,3

ВСЕГО налоговых и
 неналоговых доходов

18510,7

25477,8

32892,0

21388,8

30949,5

ИТОГО выпадающих доходов, %

11,0%

9,3%

9,3%

20,2%

10,6%

Несмотря на наличие определенной упорядоченности законодательства Белгородской области в отношении предоставления налоговых льгот, сохраняются некоторые недостатки:

1. Отсутствие четкой связи системы оценки эффективности предоставления налоговых льгот со стратегическими документами, определяющими приоритетные направления экономического и социального развития области. Действующая система оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством области, носит исключительно фискальный характер безотносительно к достижению или недостижению целей, установленных областными программами. Указанная оценка рассчитывается единообразно без какой-либо связи с достигаемыми в рамках программ показателями.

2. Порядок оценки эффективности налоговых льгот никак не различается для предоставленных налоговых льгот, а также налоговых льгот, планируемых к предоставлению. При этом утвержденные формы для расчета эффективности налоговых льгот базируются исключительно на отчетности федеральной налоговой службы (т.е. на ретроспективных данных), что ставит под сомнение качество оценки эффективности налоговых льгот, планируемых к предоставлению.

Одним из мероприятий Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 N 1101-р в целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, является поэтапное сокращение установленных федеральными законами льгот по областным и местным налогам. Поскольку общий объем указанных льгот (таблицы 1 - 2) сопоставим с объемом льгот, установленных законодательством области и решениями органов местного самоуправления, то их отмена существенным образом отразится на социально-экономическом положении в области, а также финансовом положении отдельных категорий налогоплательщиков. В связи с этим процесс отмены федеральных льгот по областным и местным налогам должен сопровождаться оценкой их эффективности и рассмотрением необходимости их сохранения на областном и местном уровне.

1.2. Мероприятия.

1.2.1. Составление реестра налоговых льгот, установленных законодательством области о налогах и сборах.

В рамках данного мероприятия будет проведена инвентаризация законодательства Белгородской области о налогах и сборах, составлен реестр налоговых льгот, в котором по каждой льготе будут указаны нормативный правовой акт, устанавливающий налоговую льготу, налог, категория налогоплательщиков, содержание льготы, сроки ее действия, а также общий размер за соответствующий период.

1.2.2. Утверждение новых критериев эффективности налоговых льгот.

Новые критерии эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот будут связаны с показателями, отражающими цели их предоставления. Кроме того, порядок оценки эффективности налоговых льгот будет отличаться для существующих, а также планируемых к предоставлению льгот.

Будет изменен Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, предусматривающий использование показателей, отражающих цели предоставления налоговых льгот, а также различный порядок оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот.

1.2.3. Переоценка эффективности налоговых льгот в соответствии с новыми критериями. Ликвидация неэффективных налоговых льгот.

Будет проведена оценка эффективности существующих налоговых льгот, установленных законодательством области о налогах и сборах, а также налоговых льгот, установленных ранее федеральным законодательством о налогах и сборах и подлежащих отмене, в соответствии с новыми критериями.

В соответствии с результатами оценки будут внесены необходимые поправки в следующие законы Белгородской области:

- закон Белгородской области от 18 сентября 2007 года N 142 "О льготах по налогу на прибыль организаций";

- закон Белгородской области от 28 ноября 2002 года N 54 "О транспортном налоге";

- закон Белгородской области от 27 ноября 2003 года N 104 "О налоге на имущество организаций".

1.3. Ожидаемые результаты.

По итогам реализации комплекса мероприятий по повышению эффективности системы предоставления налоговых льгот на областном уровне предполагается достижение следующих результатов:

а) непосредственный результат:

- составлен реестр налоговых льгот;

- утвержден Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в новой редакции;

- все действующие налоговые льготы, предоставленные в соответствии с законодательством области о налогах и сборах, имеют положительную оценку эффективности в соответствии с новым порядком его оценки;

б) бюджетный эффект:

- общий объем выпадающих доходов областного бюджета по налоговым льготам по областным налогам, предоставленным в соответствии с федеральным законодательством, а также законодательством Белгородской области о налогах и сборах, составит:

в 2012 году - не более 9,5 процента налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, что соответствует получению дополнительных доходов (относительно уровня 2010 года) в объеме 368,0 млн. руб.;