Налоги | Выпадающие доходы в соответствии с | ||||
2006 г . | 2007 г . | 2008 г . | 2009 г . | 2010 г . | |
Федеральные налоги | 1104,9 | 998,3 | 1101,0 | 1682,6 | 1427,0 |
Налог на прибыль | 1104,9 | 998,3 | 1101,0 | 1682,6 | 1427,0 |
Региональные налоги | 938,7 | 1371,5 | 1968,7 | 2638,9 | 1852,3 |
Налог на имущество | 894,6 | 1321,1 | 1915,4 | 2573,6 | 1784,3 |
Транспортный налог | 44,1 | 50,4 | 53,3 | 65,3 | 68,0 |
ИТОГО выпадающих доходов | 2043,6 | 2369,8 | 3069,7 | 4321,5 | 3279,3 |
ВСЕГО налоговых и | 18510,7 | 25477,8 | 32892,0 | 21388,8 | 30949,5 |
ИТОГО выпадающих доходов, % | 11,0% | 9,3% | 9,3% | 20,2% | 10,6% |
Несмотря на наличие определенной упорядоченности законодательства Белгородской области в отношении предоставления налоговых льгот, сохраняются некоторые недостатки:
1. Отсутствие четкой связи системы оценки эффективности предоставления налоговых льгот со стратегическими документами, определяющими приоритетные направления экономического и социального развития области. Действующая система оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством области, носит исключительно фискальный характер безотносительно к достижению или недостижению целей, установленных областными программами. Указанная оценка рассчитывается единообразно без какой-либо связи с достигаемыми в рамках программ показателями.
2. Порядок оценки эффективности налоговых льгот никак не различается для предоставленных налоговых льгот, а также налоговых льгот, планируемых к предоставлению. При этом утвержденные формы для расчета эффективности налоговых льгот базируются исключительно на отчетности федеральной налоговой службы (т.е. на ретроспективных данных), что ставит под сомнение качество оценки эффективности налоговых льгот, планируемых к предоставлению.
Одним из мероприятий Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 N 1101-р в целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, является поэтапное сокращение установленных федеральными законами льгот по областным и местным налогам. Поскольку общий объем указанных льгот (таблицы 1 - 2) сопоставим с объемом льгот, установленных законодательством области и решениями органов местного самоуправления, то их отмена существенным образом отразится на социально-экономическом положении в области, а также финансовом положении отдельных категорий налогоплательщиков. В связи с этим процесс отмены федеральных льгот по областным и местным налогам должен сопровождаться оценкой их эффективности и рассмотрением необходимости их сохранения на областном и местном уровне.
1.2. Мероприятия.
1.2.1. Составление реестра налоговых льгот, установленных законодательством области о налогах и сборах.
В рамках данного мероприятия будет проведена инвентаризация законодательства Белгородской области о налогах и сборах, составлен реестр налоговых льгот, в котором по каждой льготе будут указаны нормативный правовой акт, устанавливающий налоговую льготу, налог, категория налогоплательщиков, содержание льготы, сроки ее действия, а также общий размер за соответствующий период.
1.2.2. Утверждение новых критериев эффективности налоговых льгот.
Новые критерии эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот будут связаны с показателями, отражающими цели их предоставления. Кроме того, порядок оценки эффективности налоговых льгот будет отличаться для существующих, а также планируемых к предоставлению льгот.
Будет изменен Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, предусматривающий использование показателей, отражающих цели предоставления налоговых льгот, а также различный порядок оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот.
1.2.3. Переоценка эффективности налоговых льгот в соответствии с новыми критериями. Ликвидация неэффективных налоговых льгот.
Будет проведена оценка эффективности существующих налоговых льгот, установленных законодательством области о налогах и сборах, а также налоговых льгот, установленных ранее федеральным законодательством о налогах и сборах и подлежащих отмене, в соответствии с новыми критериями.
В соответствии с результатами оценки будут внесены необходимые поправки в следующие законы Белгородской области:
- закон Белгородской области от 28 ноября 2002 года N 54 "О транспортном налоге";
- закон Белгородской области от 27 ноября 2003 года N 104 "О налоге на имущество организаций".
1.3. Ожидаемые результаты.
По итогам реализации комплекса мероприятий по повышению эффективности системы предоставления налоговых льгот на областном уровне предполагается достижение следующих результатов:
а) непосредственный результат:
- составлен реестр налоговых льгот;
- утвержден Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в новой редакции;
- все действующие налоговые льготы, предоставленные в соответствии с законодательством области о налогах и сборах, имеют положительную оценку эффективности в соответствии с новым порядком его оценки;
б) бюджетный эффект:
- общий объем выпадающих доходов областного бюджета по налоговым льготам по областным налогам, предоставленным в соответствии с федеральным законодательством, а также законодательством Белгородской области о налогах и сборах, составит:
в 2012 году - не более 9,5 процента налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, что соответствует получению дополнительных доходов (относительно уровня 2010 года) в объеме 368,0 млн. руб.;