(с изменениями на 15 декабря 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 14.04.2014 N 229-П, от 02.06.2014 N 326-П, от 15.10.2014 N 587-П, от 03.12.2014 N 664-П, от 03.09.2015 N 446-П, от 17.12.2015 N 629-П, от 31.12.2015 N 697-П, от 30.12.2016 N 753-П, от 03.10.2017 N 505-П, от 29.12.2017 N 723-П, от 31.05.2018 N 296-П, от 29.12.2018 N 769-П, от 29.12.2018 N 770-П, от 02.07.2019 N 460-П, от 29.07.2019 N 527-П, от 31.12.2019 N 969-П, от 04.06.2020 N 464-П, от 25.12.2020 N 1030-П, от 29.04.2021 N 305-П, от 12.07.2021 N 542-П, от 02.08.2021 N 625-П, от 03.12.2021 N 1046-П, от 29.12.2021 N 1177-П, от 30.12.2022 N 1369-П, от 31.08.2023 N 797-П, от 15.12.2023 N 1173-П)
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Саратовской области "Повышение энергоэффективности и энергосбережения в Саратовской области" согласно приложению.
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 770-П)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 15.12.2023 N 1173-П)
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности является одной из приоритетных стратегических государственных задач России и региона в частности.
Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов в Саратовской области показывает, что за последние 5 лет произошло существенное изменение структуры тепловых и энергетических нагрузок. Значительная часть потребляемого тепла используется неэффективно по независящим от населения причинам. Огромные потери энергоресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования, мелкие котельные крайне неэкономично сжигают топливо, энергетическое оборудование в таких котельных характеризуется отсутствием автоматического регулирования и средств контроля.
В Энергетической стратегии России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года N 1523-р, также отмечено, что в сфере энергосбережения потенциал текущего цикла структурных сдвигов в отношении снижения энергоемкости в основном исчерпан, а технологическое сбережение сдерживается дефицитом инвестиций, недостаточной эффективностью мер государственной политики по их мобилизации и ограниченной мотивацией потребителей энергии к повышению энергоэффективности.
В условиях роста стоимости энергоресурсов, дефицита бюджетов всех уровней крайне важным становится реализация мероприятий государственной программы, направленных на эффективное и рациональное использование энергоресурсов.
В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задачи развития энергосбережения и повышения энергоэффективности, должны входить:
популяризация энергоэффективного образа жизни;
совершенствование нормативно-правовой базы, включая введение запрета на производство и использование энергетически неэффективной техники, оборудования, зданий, технологических процессов;
совершенствование технологической базы отраслей экономики региона, в том числе налоговое и неналоговое стимулирование использования организациями топливно-энергетического комплекса наилучших доступных технологий, включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров наилучших доступных технологий в целях технического и экологического регулирования, а также приобретения энергоэффективного оборудования;
использование средств бюджетов различных уровней, внебюджетных средств, средств институтов развития, организация льготного заемного финансирования проектов в области энергоэффективности и энергосбережения (включая компенсацию процентной ставки по соответствующим кредитам).
Для решения проблемы экономии энергоресурсов на территории области использовался программный метод. В 1998 и в 2005 годах были приняты и реализованы Губернаторская программа "Энергосбережение Саратовской области на 1998 - 2005 годы" и областная целевая программа "Энергоэффективность Саратовской области" на 2006 - 2010 годы, в которых получили развитие следующие направления:
реконструкция котельных, оборудованных изношенными котлами, модернизация систем теплоснабжения, включая децентрализацию с установкой автономных источников теплоснабжения;
реконструкция тепловых сетей с использованием современной теплоизоляции;
модернизация систем наружного освещения;
внедрение частотного регулирования производительности насосных агрегатов в системах водоснабжения;
оснащение потребителей приборами контроля и системами учета энергоресурсов в организациях и учреждениях бюджетной сферы, жилищном фонде.
Общий объем финансирования только из областного бюджета за период 1999 - 2009 годов превысил 500 млн. рублей. В результате проведенных мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве области экономия топливно-энергетических ресурсов составила 820 тыс. т у.т.
Однако мероприятия по энергосбережению носили локальный характер и были направлены на предупреждение аварийных ситуаций.
За 2010 - 2013 годы за счет реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года: "Энергоэффективный регион", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июля 2010 года N 350-П:
модернизировано более 154 объектов теплоснабжения с реконструкцией тепловых сетей с применением энергосберегающих материалов;
переведено на индивидуальное поквартирное отопление жилых домов с низкоэффективным централизованным отоплением более 3080 квартир;
установлены современные измерительные комплексы с электронной коррекцией по температуре и давлению в более 246 коммунальных котельных;
установлены более 620 современных энергосберегающих светильников уличного освещения.
В результате выполненных энергосберегающих мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности сэкономлено порядка 8,5 млн. т у.т.
Начиная с 2014 года, на территории области реализуется государственная программа Саратовской области "Повышение энергоэффективности и энергосбережения в Саратовской области", утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 638-П.
В итоге за 2014 - 2022 годы:
переведено на индивидуальное поквартирное отопление жилых домов с низкоэффективным централизованным отоплением более 3000 квартир;
установлены современные измерительные комплексы с электронной коррекцией по температуре и давлению в более 600 коммунальных котельных;
установлены более 5000 современных энергосберегающих светильников уличного освещения.
В результате выполненных энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности сэкономлено порядка 12158,2 млн. рублей.
Повышение энергоэффективности региона потребует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии в этой области, координации усилий органов исполнительной и законодательной власти, совместной работы федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса.
Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов экономики и построения единой системы управления политикой повышения энергоэффективности в регионе. Существенное снижение нерационального потребления энергии во всех сферах жизнедеятельности и с полным географическим охватом не может быть обеспечено самостоятельно собственниками объектов и сооружений. Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена посредством реализации государственной программы Саратовской области "Повышение энергоэффективности и энергосбережения в Саратовской области" (далее - государственная программа).
Определены приоритеты государственной программы.
Цель 1: Энергоемкость валового регионального продукта.
Для достижения цели планируется:
предоставление субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в связи с реализацией населению области твердого топлива.
Цель 2: Экономия топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере и сфере услуг в натуральном выражении/стоимостном выражении.
Для достижения цели планируется:
предоставление субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
модернизация и реконструкция объектов тепло- и водоснабжения, систем уличного освещения, оптимизация схем тепло- и водоснабжения;
модернизация и реконструкция оборудования, в том числе электросетевого хозяйства, на предприятиях промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта;
проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных учреждениях социальной сферы;