ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2010 года N 350-П
О долгосрочной областной целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 февраля 2014 года на основании постановления Правительства Саратовской области от 24.02.2014 N 103-П.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 11.05.2011 N 248-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 812-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 812-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.04.2013 N 177-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.07.2013 N 326-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.11.2013 N 663-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.12.2013 N 715-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 805-П.
_______________________________________________________________
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области", в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Саратовской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Долгосрочная областная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года"
Наименование Программы | долгосрочная областная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года" (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Основные разработчики Программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство промышленности и энергетики области, государственное автономное учреждение "Агентство энергосбережения" Саратовской области, Саратовский государственный технический университет (по согласованию), Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И.Вавилова (по согласованию) |
Цель, задачи Программы, важнейшие целевые индикаторы и показатели | Цель Программы - обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Саратовской области и снижения энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) к 2020 году на 40 процентов (по сравнению с 2007 годом). Основные задачи Программы: обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики области, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики области, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; снижение объемов выбросов парниковых газов; формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счет развития новых институтов, ресурсного, институционального и информационного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности. Важнейшие целевые индикаторы и показатели: снижение энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 27 процентов на первом этапе (к 2015 году) и на 12,5 процента на втором этапе (к 2020 году); обеспечение годовой экономии первичной энергии в размере не менее 0,66 млн тонн условного топлива (далее - т у.т.) на первом этапе к 2015 году и 1,5-2 млн т у. т. на втором этапе к 2020 году (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 04.07.2013 N 326-П, см. предыдущую редакцию) |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2020 годы, в том числе: I этап: 2011-2015 годы; II этап: 2016-2020 годы |
Исполнители основных мероприятий | министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство культуры области, министерство образования области, министерство сельского хозяйства области, министерство промышленности и энергетики области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, комитет государственного регулирования тарифов области, министерство природных ресурсов и экологии области, органы местного самоуправления области (по согласованию), ГАУ "Агентство энергосбережения" Саратовской области, предприятия, учреждения и организации (по согласованию) |
Объемы и источники обеспечения Программы | всего на реализацию мероприятий Программы на 2011-2020 годы требуется 14209781,5 тыс. рублей, из них: I этап (2011-2015 годы) - 10042161,4 тыс. рублей, II этап (2016-2020 годы) - 4340781,5 тыс. рублей; в том числе средства федерального бюджета (прогнозно): I этап (2011-2015 годы) - 990202,4 тыс. рублей, II этап (2016-2020 годы) - 1880000 тыс. рублей; средства областного бюджета: I этап (2011-2015 годы) - 299172,8 тыс. рублей, II этап (2016-2020 годы) - 686959,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов (прогнозно): I этап (2011-2015 годы) - 1019422,4 тыс. рублей, II этап (2016-2020 годы) - 1812777,6 тыс. рублей; внебюджетные источники (прогнозно): I этап (2011-2015 годы) - 2364447,3 тыс. рублей, II этап (2016-2020 годы) - 5146731,6 тыс. рублей (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 04.07.2013 N 326-П, см. предыдущую редакцию) |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области и министерством экономического развития и торговли области, министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | обеспечение достижения за счет реализации мероприятий и проектов Программы по повышению энергоэффективности (без учета возобновляемых источников энергии): суммарной экономии первичной энергии в размере не менее 7,3 млн т у.т. на I этапе (2011-2015 годы) и не менее 17,8 млн т у.т. за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы); годовой экономии на приобретение всеми потребителями энергоресурсов: в 2015 году - 10055112 тыс. рублей; в 2020 году - 18200100 тыс. рублей (в текущих ценах); суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов: в 2011-2015 годах - 62840300 тыс. рублей; в 2011-2020 годах - 158022106 тыс. рублей (в текущих ценах); годовой экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение энергоресурсов: к 2015 году - 350600 тыс. рублей; к 2020 году - 1333000 тыс. рублей; суммарной экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение энергоресурсов: в 2011-2015 годах - 990472 тыс. рублей; в 2011-2020 годах - 6751000 тыс. рублей. Обеспечение достижения за счет реализации мероприятий по повышению энергоэффективности на основе использования возобновляемых источников энергии: замещения органического топлива за счет производства энергии на основе использования возобновляемых источников в объеме 0,34 млн т у.т. в 2011-2020 годах; снижения выбросов парниковых газов за счет реализации мероприятий по замещению органического топлива за период 2011-2020 годов в объеме 9,1 млн тонн СО2 (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 04.07.2013 N 326-П, см. предыдущую редакцию) |
Для решения проблемы экономии энергоресурсов на территории области используется программный метод. В 1998 и в 2005 годах были приняты и реализованы Губернаторская программа "Энергосбережение Саратовской области на 1998-2005 годы" и областная целевая программа "Энергоэффективность Саратовской области" на 2006-2010 годы, в которых получили развитие следующие направления:
реконструкция котельных, оборудованных изношенными котлами, модернизация систем теплоснабжения, включая децентрализацию с установкой автономных источников теплоснабжения;
реконструкция тепловых сетей с использованием современной теплоизоляции;
модернизация систем наружного освещения;
внедрение частотного регулирования производительности насосных агрегатов в системах водоснабжения;
оснащение потребителей приборами контроля и системами учета энергоресурсов в организациях и учреждениях бюджетной сферы, жилищном фонде.
Общий объем финансирования только из областного бюджета за период 1999-2009 годов превысил 500000 тыс. рублей. От проведенных мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве области экономия топливно-энергетических ресурсов составила 820 тыс. тонн условного топлива.
Однако мероприятия по энергосбережению носили локальный характер и были направлены на предупреждение аварийных ситуаций. Настоящая Программа в отличие от программ предыдущих лет направлена на системную работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при модернизации отраслей экономики области.
Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста, в том числе за счет экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий.
Мероприятия Программы сбалансированы, охватывают все отрасли экономики Саратовской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов для дальнейшего развития экономики, но и одним из базовых элементов технологического перевооружения Саратовской области. Важными результатами энергосбережения должны быть обеспечение технической доступности энергии для развивающейся экономики (возможности подключения новых объектов к инженерным сетям или обеспечения их топливом при децентрализованном энергоснабжении) и удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
Вместе с тем в настоящее время для Саратовской области очевидны следующие проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности:
значительный износ основных фондов до 60 процентов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;
значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов;
повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню;
низкая платежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения;
отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;
нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.
Совокупность этих факторов предопределяет удорожание приведенной единицы поставляемой энергии для конечных потребителей, возникновение критических ситуаций в энергоснабжении, снижение его надежности, безопасности и доступности, высокую энергоемкость регионального продукта.
Реализация мероприятий Программы в Саратовской области направлена на расширение и активизацию деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности, вовлечение в этот процесс и поддержку инициатив муниципальных структур, всех слоев населения и хозяйствующих субъектов, внедрение и распространение на местах практики комплексного и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Мобилизация средств на одностороннее увеличение энергетических мощностей влечет за собой повышение внутренних цен на энергию за пределы порогов платежной способности потребителей, снижение экономической доступности энергии и, как следствие, торможение экономического роста. Растущие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергоэффективности.
Саратовская область располагает техническим потенциалом повышения энергоэффективности, который составляет более 40 процентов от уровня потребления энергии. В абсолютных объемах это 4,52 млн тонн условного топлива далее - (т у.т.) в год. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.
Энергоемкость ВРП Саратовской области в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран. Уровни энергоемкости производства промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2-2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5-4 раза. Удельный расход энергии на отопление 1 м2 площади жилых зданий в 2000-2008 годах практически не изменился и (при приведении к сходным климатическим условиям) оставался в 1,5 раза выше, чем в странах Западной Европы.
При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию проектов строительства новых объектов. Опыт их реализации показал, что ограничения на подключение новых потребителей к сетям и недостаточное оснащение инфраструктурой новых строительных площадок сдерживают жилищное и промышленное строительство. Без повышения эффективности использования энергии и повышения нагрузки неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением строительства новых объектов будут только усугубляться.
Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленности. В условиях экономического кризиса 2008-2009 годов высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения нагрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. Это происходит на фоне падения цен на продукцию этих предприятий и роста цен на энергоносители. В итоге доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что существенно осложняет ее выход из кризиса.
Низкая энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на муниципальные и областной бюджеты и снижает финансовую стабильность. Расходы консолидированного бюджета Саратовской области на жилищно-коммунальное хозяйство выросли с 4,39 млрд рублей в 2007 году до 5,5 млрд рублей в 2009 году, а на 2010 год было запланировано 5,7 млрд рублей. Около четверти расходов как бюджета региона, так и местных бюджетов уходит на оплату в той или иной форме жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых неэффективными коммунальными системами для общественных зданий, жилых домов с высокими тепловыми потерями.
Низкая энергоэффективность снижает экологическую безопасность региона, порождает высокий уровень загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов, наносит огромный вред здоровью населения. В 2006-2009 годах выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выросли на 5 процентов, а от автотранспорта - на 18 процентов. Ущерб для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха оценивается в 3-8 процентов от валового регионального продукта. Это является одной из причин высокой смертности населения. Доля топливно-энергетического комплекса в суммарных выбросах вредных веществ промышленностью области составляет 48 процентов, в том числе жидких и газообразных - 56 процентов, в сбросе загрязненных сточных вод - 23 процента. Экологическая составляющая становится важным критерием определения направлений и механизмов экономического развития региона.
Выход Саратовской области на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции требует кардиального повышения производительности использования всех факторов производства, включая энергию.
Реализации огромного потенциала энергосбережения мешают барьеры, которые имеют очень разную природу: ценовые и финансовые; барьеры, связанные со структурой и организацией экономики и рынка; институциональные барьеры; социальные, культурные, поведенческие и так далее. Практически все они устранимы с помощью целевых мер политики по повышению энергоэффективности.
Валовой региональный продукт Саратовской области по своей структуре в числе энергоемких в Приволжском федеральном округе. При комплексном подходе к организации энергосберегающих мероприятий должна быть выполнена намеченная в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" цель по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.
Для обеспечения достижения этой цели необходимо создание целостной системы управления процессом повышения энергетической эффективности региональной экономики, обеспечивающей распределение полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, поручение на создание которой было дано Президентом Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 2 июля 2009 года.
Повышение энергоэффективности области потребует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии в этой области, координации усилий органов исполнительной и законодательной власти, совместной работы федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса.
До настоящего времени мероприятия в области повышения энергетической эффективности носили локальный характер и финансировались в основном за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов экономики и построения единой системы управления политикой повышения энергоэффективности в регионе. Существенное снижение нерационального потребления энергии во всех сферах жизнедеятельности и с полным географическим охватом не может быть обеспечено самостоятельно собственниками объектов и сооружений. Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена только программно-целевыми методами.
Решение основных задач Программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Их реализация требует государственного регулирования и высокой степени координации действий Правительства области, органов местного самоуправления, бизнеса, населения и других экономических агентов.
Одним из основных целевых ориентиров долгосрочного социально-экономического развития Саратовской области на период до 2020 года обозначена безопасность граждан и общества. В качестве одного из направлений системного достижения поставленной цели выбран переход региональной экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.
Повышение конкурентоспособности экономики Саратовской области среди регионов требует развития энергетической инфраструктуры и повышения энергоэффективности экономики. Реализация Программы должна внести свой вклад в обеспечение экономической, энергетической и экологической безопасности Саратовской области за счет повышения энергоэффективности региональной экономики.
Для устранения энергетических барьеров социально-экономического развития Саратовской области и использования потенциала энергосбережения необходимо значительное снижение энергоемкости валового регионального продукта.
Основной целью Программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Саратовской области и снижения энергоемкости валового регионального продукта к 2020 году на 40 процентов (по сравнению с 2007 годом).
Снижение энергоемкости валового регионального продукта достигается комбинацией целого ряда факторов, которые определяются макроэкономической политикой и конъюнктурой рынков: структурные сдвиги в экономике; сдвиги в продуктовой структуре промышленности; рост цен на энергоносители; автономный технический прогресс (повышение энергоэффективности в процессах нового строительства и постепенной замены старого оборудования новым). Следствием реализации мероприятий Программы должно стать значительное ускорение темпов повышения энергетической эффективности Саратовской области с выходом на темпы развития, предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы в части реализации энергоэффективных мероприятий и проектов по энергосбережению и повышения энергетической эффективности, позволяющими осуществлять мониторинг прогресса являются: