(с изменениями на 27 сентября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 27.01.2014 N 29-П, от 28.01.2014 N 37-П, от 25.02.2014 N 124-П, от 22.04.2014 N 245-П, от 27.05.2014 N 308-П, от 11.07.2014 N 392-П, от 01.09.2014 N 496-П, от 22.10.2014 N 593-П, от 12.11.2014 N 632-П, от 22.12.2014 N 707-П, от 22.12.2014 N 708-П, от 31.03.2015 N 144-П, от 30.04.2015 N 208-П, от 05.05.2015 N 214-П, от 09.06.2015 N 279-П, от 08.07.2015 N 344-П, от 30.09.2015 N 499-П, от 29.10.2015 N 544-П, от 13.11.2015 N 570-П, от 07.12.2015 N 610-П, от 30.12.2015 N 674-П, от 06.04.2016 N 144-П, от 25.05.2016 N 244-П, от 14.06.2016 N 295-П, от 06.07.2016 N 344-П, от 12.07.2016 N 361-П, от 14.09.2016 N 504-П, от 31.10.2016 N 592-П, от 11.11.2016 N 613-П, от 30.11.2016 N 657-П, от 20.12.2016 N 702-П, от 30.12.2016 N 766-П, от 06.02.2017 N 38-П, от 10.02.2017 N 49-П, от 14.03.2017 N 113-П, от 13.04.2017 N 179-П, от 10.07.2017 N 345-П, от 17.07.2017 N 363-П, от 03.08.2017 N 401-П, от 30.08.2017 N 445-П, от 12.09.2017 N 468-П, от 01.11.2017 N 550-П, от 01.12.2017 N 614-П, от 20.12.2017 N 666-П, от 29.12.2017 N 721-П, от 21.03.2018 N 137-П, от 11.04.2018 N 184-П, от 25.04.2018 N 227-П, от 31.05.2018 N 297-П, от 06.08.2018 N 437-П, от 26.09.2018 N 531-П, от 26.09.2018 N 534-П, от 13.11.2018 N 621-П, от 13.11.2018 N 622-П, от 14.12.2018 N 684-П, от 31.01.2019 N 65-П, от 19.03.2019 N 163-П, от 25.04.2019 N 302-П, от 28.06.2019 N 450-П, от 09.07.2019 N 480-П, от 30.08.2019 N 622-П, от 10.09.2019 N 649-П, от 23.12.2019 N 902-П, от 06.04.2020 N 238-П, от 15.06.2020 N 506-П, от 10.08.2020 N 677-П, от 14.08.2020 N 696-П, от 22.12.2020 N 1014-П, от 15.03.2021 N 153-П, от 14.04.2021 N 258-П, от 13.07.2021 N 550-П, от 03.09.2021 N 738-П, от 13.09.2021 N 754-П, от 15.11.2021 N 975-П, от 24.12.2021 N 1142-П, от 30.12.2021 N 1193-П, от 24.01.2022 N 35-П, от 18.02.2022 N 103-П, от 25.05.2022 N 414-П, от 27.06.2022 N 541-П, от 22.07.2022 N 647-П, от 25.08.2022 N 799-П, от 29.08.2022 N 806-П, от 10.10.2022 N 979-П, от 17.11.2022 N 1116-П, от 30.12.2022 N 1367-П, от 30.12.2022 N 1368-П, от 14.02.2023 N 95-П, от 23.03.2023 N 242-П, от 10.07.2023 N 625-П, от 01.12.2023 N 1115-П, от 29.12.2023 N 1271-П, от 29.01.2024 N 51-П, от 25.03.2024 N 217-П, от 27.09.2024 N 804-П)
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики" согласно приложению.
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 22.10.2014 N 593-П, от 31.01.2019 N 65-П)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 29.12.2023 N 1271-П, от 29.01.2024 N 51-П, от 25.03.2024 N 217-П, от 27.09.2024 N 804-П)
Современное состояние физической культуры и спорта в Саратовской области является результатом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р, Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Законом Саратовской области "О физической культуре и спорте", региональным проектом "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва", утвержденным президиумом Совета при Губернаторе Саратовской области по стратегическому развитию и региональным проектам.
Реализация государственной политики отрасли спорта направлена на создание условий для населения Саратовской области для занятий физической культурой и спортом.
В целях привлечения жителей области к занятиям спортом, ведению здорового образа жизни на территории Саратовской области ежегодно проводится более 100 физкультурно-массовых мероприятий, в том числе всероссийского уровня.
В Саратовской области ведется планомерная работа по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
За весь период реализации комплекса ГТО на территории области (с 2015 года по настоящее время) Саратовская область занимает - 1 место (67,37 процентов) в ПФО, и 11 место в Российской Федерации по доле населения, выполнившего нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО на знаки отличия, от общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов).
В систему подготовки спортивного резерва Саратовской области входят 56 учреждений физкультурно-спортивной направленности, в том числе Центр спортивной подготовки, Училище олимпийского резерва, подведомственные министерству молодежной политики и спорта Саратовской области, и 54 спортивные школы: 33 спортивные школы в ведении органов управления физической культурой и спортом, 20 детско-юношеских спортивных школ в ведении органов управления образованием и 1 спортивная школа министерства труда и социальной защиты области.
Общее количество занимающихся в спортивных школах составляет более 34 тысяч человек. В учреждениях функционируют 282 отделения по 53 видам спорта. Тренировочный процесс в области осуществляют 1122 тренера, из них 39 человек имеют почетное звание "Заслуженный тренер России".
Также на территории региона развитие видов спорта осуществляют 91 аккредитованная региональная спортивная федерация по 93 видам спорта, 35 из которых олимпийские.
С целью развития видов спорта, регулярно приносящих области медали всероссийских и международных соревнований, а также имеющих представительство спортсменов в составе сборных команд России, в 2022 году приказом Министерства спорта Российской Федерации для Саратовской области определены 12 базовых видов спорта.
В состав сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта ежегодно входят более 250 спортсменов Саратовской области. Лидеры по этому показателю гребной спорт, морское многоборье, гребля на байдарках и каноэ, воднолыжный спорт, кикбоксинг.
Саратовские спортсмены регулярно занимают самые высокие места пьедесталов на самых престижных международных и всероссийских соревнованиях.
Регулярно на территории региона проводится более 60 крупных всероссийских и почти 400 областных соревнований.
На профессиональной арене Саратовская область представлена десятью командами по 7 видам спорта, 5 из которых отстаивают честь региона в "элитных лигах".
Одним из инструментов в решении задач в развитии массового, детско-юношеского спорта и подготовке спортивного резерва является работа по укреплению материально-технической базы.
Министерство активно участвует в реализации федерального проекта "Спорт норма - жизни" национального проекта "Демография", государственной программы "Развитие физической культуры и спорта Российской Федерации". В регионе строятся современные спортивные объекты, оснащаются спортивным инвентарем и оборудованием спортивные школы. Уровень обеспеченности объектами спорта по итогам текущего года составит не менее 69,3 процента. Всего в Саратовской области расположен 4581 спортивный объект, из которых 1929 в сельской местности.
Все это позволило приобщить к систематическим занятиям физической культурой и спортом по итогам 2022 года - 1143000 человек (или 52,88 процента) населения от 3 до 79 лет.
Принятые меры способствовали распространению среди граждан устойчивого положительного отношения к ведению здорового образа жизни.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих решения.
Среди граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, преобладает преимущественно дети и молодежь в возрасте до 29 лет. Сохраняется недостаточный уровень вовлеченности населения среднего и старшего возраста в занятия физической культурой и спортом (40,6 процента и 19,8 процента соответственно).
Отмечается недостаточность спортивной инфраструктуры, все более актуальной становится необходимость приведения объектов спорта в нормативное состояние.
Необходимо стимулировать развитие инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта, в том числе развитие предпринимательства и развитие государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.
Ключевыми вызовами для физической культуры и спорта являются:
возросшие требования к увеличению продолжительности социально и экономически активной жизни с учетом старения населения и низкой вовлеченности в занятия физической культурой и спортом средних и старших возрастных групп;
увеличение числа граждан, нуждающихся в оздоровлении средствами физической культуры и спорта, в том числе вследствие перенесенных заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
возросшие требования к уровню физической подготовленности допризывной молодежи как фактору обеспечения боеготовности вооруженных сил;
недостаточная ресурсная обеспеченность сферы физической культуры и спорта, в том числе системы профессионального образования;
сокращение реально располагаемых доходов, экономия граждан на занятиях физической культурой и спортом;
сохранение международного давления на Российскую Федерацию в части антидопинговой политики.
К основным рискам реализации Государственной программы Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики" (далее - Программа) относятся:
финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;
административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Программы.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных результатов и показателей Программы.
Реализация Программы позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни не менее 70 процентов населения области, что, в конечном счете, положительно скажется на улучшении качества жизни населения области.