На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Саратовской области от 3 октября 2013 года N 526-П "О государственной программе Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики" на 2014-2016 годы" следующие изменения:
в наименовании цифры "2016" заменить цифрами "2020";
в пункте 1 цифры "2016" заменить цифрами "2020";
приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
В. В. Радаев
"Приложение
к постановлению Правительства области
от 3 октября 2013 года N 526-П
Государственная программа Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики" на 2014-2020 годы
Наименование государственной программы | государственная программа Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики" на 2014-2020 годы (далее -государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
Соисполнители государственной программы | отсутствуют |
Участники государственной программы | министерство социального развития области, комитет капитального строительства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), учреждения (предприятия), подведомственные министерству молодежной политики, спорта и туризма области (по согласованию), физкультурно-спортивные организации (по согласованию), организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, в сфере туризма (по согласованию) |
Подпрограммы государственной программы | подпрограмма 1 "Физическая культура и спорт"; подпрограмма 2 "Туризм"; подпрограмма 3 "Молодежная политика" |
Программно-целевые инструменты государственной программы | отсутствуют |
Цели государственной программы | создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом;
|
Задачи государственной программы | увеличение численности населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
|
Целевые показатели государственной программы | в сфере физической культуры и спорта: |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2014-2020 годы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы | общий объем финансового обеспечения государственной программы на 2014 годы составит 6343245,3 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | увеличение количества проведенных физкультурно-массовых мероприятий на территории области до 138 физкультурно-спортивных мероприятий с охватом более 812,9 тыс. человек; |
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными 31 января 2013 года, одним из главных направлений в сфере физической культуры и спорта является создание условий для систематических активных занятий физической культурой и спортом, а также повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, от 30 ноября 2010 года, 12 декабря 2012 года отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к формированию условий для здорового образа жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, обеспечивать доступ к развитой спортивной инфраструктуре. В связи с этим развитие физической культуры и спорта, молодежной политики и внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из инструментов оздоровления нации.
Цели государственной политики Саратовской области в сфере физической культуры и спорта, туризма и молодежной политики определены Программой социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, утвержденной Законом Саратовской области от 3 июля 2012 года N 110-ЗСО, а также Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 18 июля 2012 года N 420-П.
Данными документами предусматривается создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, качественно новой материально-технической базы, повышения конкурентоспособности регионального туристского рынка, удовлетворяющего потребности жителей Саратовской области, Российской Федерации и иностранных граждан в качественных туристских услугах, создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую, общественную и культурную жизнь общества.
Ситуация в отрасли в период с 2001 года.
Начиная с 2001 года реализовались 4 долгосрочные областные целевые программы в области физической культуры и спорта, 3 долгосрочные целевые программы в сфере туризма, 2 долгосрочные целевые программы в области развития сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, 4 областные целевые программы и 1 ведомственная целевая программа в сфере молодежной политики.
Физическая культура и спорт.
В период с 2001 года министерством молодежной политики, спорта и туризма области (далее - министерство) проведена работа по созданию благоприятных условий для подготовки спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации и развития спорта в целом.
В целях выявления лучших учреждений спортивной направленности и их поощрения ежегодно проводился областной смотр-конкурс на лучшую постановку работы среди спортивных школ.
Для популяризации занятий физической культурой и спортом министерством разработана и реализуется система материального стимулирования спортсменов разного возраста и их тренеров.
С 2001 года число профессиональных команд, получающих субсидию из областного бюджета, увеличено с 5 до 10 в 2014 году, что свидетельствует о подъеме в развитии командных игровых видов спорта в регионе.
В целях развития видов спорта и привлечения большего числа детей к занятиям спортом министерством совместно с аккредитованными региональными федерациями по видам спорта ведется работа по популяризации спорта среди населения области. По состоянию на 1 января 2014 года в регионе развивается 75 видов спорта. Система спортивных школ области включает в себя 58 образовательных учреждений спортивной направленности (43 ДЮСШ и 15 СДЮСШОР), в которых занимается 42962 человек.
Организация физкультурно-массовой и спортивной работы проводится в соответствии с ежегодным календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий министерства.
В последние годы в сфере физической культуры и спорта Саратовской области, да и России в целом, возник комплекс проблем:
ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Наиболее ярко об этом свидетельствует призывная кампания. С каждым годом все большее количество призывников не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки;
отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны, недостаточное количество профессиональных тренерских кадров. И это все сказывается на конкурентоспособности саратовского спорта, что приводит к миграции воспитанников спортивных школ;
недостаточная активность привлечения населения области к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие между целями развития массового спорта и спорта высших достижений в стране и области, с одной стороны, и моральным и физическим износом материальной базы, инфраструктуры физической культуры и спорта, спортивного оборудования и инвентаря, с другой стороны;
слабая пропаганда в средствах массовой информации занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни населения области;
отсутствие спортивных сооружений, удаленность от имеющихся в районных центрах спортивных объектов, низкий уровень заработной платы работоспособного взрослого населения и других. Так, в настоящее время 75 процентов граждан области, в том числе более 80 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.
Для решения указанных проблем необходимо:
совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;
разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп; создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
создание системы спартакиад среди различных групп населения как основы комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий;
проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги.
Туризм.
Как сфера деятельности туризм играет важную роль в решении социальных проблем, создавая условия для формирования здорового образа жизни и отдыха граждан, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
К имеющимся проблемам отрасли можно отнести следующие:
высокая стоимость оказываемых услуг: средняя стоимость проживания в региональных средствах размещения составляла 1750 руб./чел. в сутки (2013 год);
малое количество коллективных средств размещения как в областном центре, так и в районах области. В 2013 году среднее количество средств размещения в районах области составляло 2 ед., в Саратове действовали 73 гостиницы;
невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, наличие административных барьеров;
сезонность: до 80 процентов доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по октябрь, в остальное время принимающий туристический бизнес убыточен;
неблагоприятный туристский имидж области как внутри региона, так и за его пределами; недостаточная информированность населения об имеющихся туристских ресурсах региона;
неразвитость транспортной инфраструктуры области, что в некоторых случаях приводит к отсутствию возможности посещения объектов туристского показа;
неразвитость таких видов туризма, как сельский, событийный, лечебно-оздоровительный, экологический, для которых в регионе имеется достаточно ресурсов для активного привлечения туристов.
Для решения указанных проблем региональной туристической отрасли необходимо:
увеличить количество повторных посещений, формировать лояльность к туристскому продукту региона;
увеличить продолжительность нахождения гостей в коллективных средствах размещения: значительное количество путешественников предпочитает "туры выходного дня" в качестве основной формы отдыха в регионе; значительное количество гостей не останавливается в регионе, а посещает его в рамках коротких экскурсионных программ (например, во время круизов по Волге);
более равномерно "географически" распределить туристские потоки, так как наибольшее число гостей региона принимает областной центр, несмотря на туристский потенциал районов области; нивелировать фактор сезонности туристского потока в регион.
Значительную роль для информирования населения об имеющихся туристских ресурсах играет создание единого информационного поля, объединяющего информацию обо всех ресурсах отрасли от всех заинтересованных в развитии туризма субъектов.
Молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:
выделение приоритетных направлений;
учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики; взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса; информационная открытость; независимость оценки результатов.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.
Ключевыми приоритетами государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу на территории области являются:
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие научного и творческого, инновационного потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития Саратовской области;
подготовка молодежи к участию в общественной деятельности и государственном управлении;
развитие инфраструктуры по работе с молодежью.
В качестве ключевых проблем отрасли рассматриваются:
несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям инновационного развития страны;
отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи; отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества;
социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность;