ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 года N 82-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
(в редакции Постановлений Правительства Омской области от 23.07.2014 N 158-п, от 12.11.2014 N 270-п, от 02.11.2015 N 306-п, от 23.03.2016 N 60-п, от 12.10.2016 N 290-п)
В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р Правительство Омской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления общественными финансами Омской области на период до 2018 года (далее - Программа).
2. Органам исполнительной власти Омской области руководствоваться положениями Программы при реализации государственных программ Омской области.
3. Органам исполнительной власти Омской области ежегодно в срок до 25 января года, следующего за отчетным, представлять в Министерство финансов Омской области информацию о выполнении мероприятий Программы.
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 02.11.2015 N 306-п, от 23.03.2016 N 60-п)
4. Министерству финансов Омской области ежегодно в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным, представлять Губернатору Омской области сводную информацию о выполнении мероприятий Программы.
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 02.11.2015 N 306-п, от 23.03.2016 N 60-п)
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области А.А. Новоселова.
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 23.07.2014 N 158-п, от 23.03.2016 N 60-п)
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
В.И.Назаров
ПРОГРАММА повышения эффективности управления общественными финансами Омской области на период до 2018 года
(в редакции Постановлений Правительства Омской области от 23.07.2014 N 158-п, от 12.11.2014 N 270-п, от 02.11.2015 N 306-п, от 23.03.2016 N 60-п, от 12.10.2016 N 290-п)
Программа повышения эффективности управления общественными финансами Омской области на период до 2018 года (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р в соответствии со стратегическими целями социально-экономического развития Омской области, сформулированными в Указе Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 "О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года".
Процесс бюджетного реформирования в Омской области проводится последовательно в несколько этапов:
- с 2006 по 2008 год в рамках Концепции реформирования региональных финансов Омской области, утвержденной распоряжением Губернатора Омской области от 13 ноября 2006 года N 306-р;
- с 2011 года в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 31 марта 2011 года N 49-п.
Каждый прошедший этап стал базой для последующего внедрения в бюджетный процесс в Омской области новаций и современных бюджетных технологий.
За указанный период решены задачи по совершенствованию механизмов и принципов бюджетирования, ориентированного на результат, влияющих на действующую систему планирования и исполнения областного бюджета.
Составление и исполнение областного бюджета осуществляется полностью в автоматизированной системе управления бюджетным процессом в Омской области на основе программно-целевых механизмов с применением электронного документооборота. В настоящее время доля программных расходов областного бюджета составляет более 90 процентов его расходной части, что является одним из лучших показателей среди субъектов Российской Федерации.
Начиная с 2012 года планирование областного бюджета осуществляется на трехлетний период с распределением принимаемых расходных обязательств на конкурсной основе. В 2013 году разработана нормативно-правовая база для внедрения в бюджетный процесс в Омской области государственных программ Омской области и перехода на их основе к программной структуре расходов областного бюджета.
С целью сокращения просроченной кредиторской задолженности в регионе на постоянной основе проводятся ежеквартальный мониторинг и анализ состояния просроченной кредиторской задолженности областного бюджета, по результатам которых принимаются меры по ее сокращению. В рамках проводимой работы с 2012 года обеспечена ликвидация просроченной кредиторской задолженности органов исполнительной власти Омской области.
Увеличение собственности Омской области осуществляется за счет передачи объектов из федеральной и муниципальной собственности, завершения строительства, приобретения и выявления новых объектов в результате инвентаризации областного имущества. За последние пять лет стоимость имущества, находящегося в собственности Омской области, увеличилась в 1,6 раза, с 46 млрд. рублей в 2009 году до 76 млрд. рублей в 2013 году.
Одним из важнейших условий эффективного управления собственностью Омской области является наличие правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, ведение единого, полного учета объектов собственности Омской области.
По итогам 2013 года в Едином банке данных объектов собственности Омской области зарегистрировано более 18 тысяч объектов собственности Омской области, включая земельные участки, что в 2,6 раза превышает количество учтенных объектов собственности Омской области по состоянию на 1 января 2009 года. Доля зарегистрированных в собственность Омской области объектов составила более 96 процентов в общем числе объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации.
На постоянной основе проводятся работы по актуализации кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством, что в свою очередь способствует установлению налогооблагаемой базы с учетом рыночной цены на землю, а также стимулированию собственников к рациональному использованию земельных ресурсов.
С целью повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам реализуются меры по совершенствованию методики предоставления дотаций местным бюджетам. В результате соотношение объема дотаций к объему субсидий, передаваемых в местные бюджеты, увеличилось с 4,7 процента в 2010 году до 27,6 процента в 2013 году.
Кроме того, областным законодательством ежегодно устанавливаются дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц. Расчетный объем поступлений в местные бюджеты по данным нормативам увеличился с 2010 года в 2 раза.
В рамках проводимой политики в сфере межбюджетных отношений обеспечено сокращение разрыва уровня бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями Омской области с 2,05 раза в 2010 году до 1,2 раза в 2013 году.
Как следствие, улучшилось качество управления муниципальными финансами. Так, среднее значение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе) Омской области повысилось с 79,8 процента за 2010 год до 86,9 процента за 2013 год.
В рамках реформирования сети государственных учреждений Омской области проведены мероприятия, направленные на определение эффективности их функционирования, объема и качества оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), их востребованности населением. В результате часть неэффективно работающих государственных учреждений Омской области была реорганизована либо ликвидирована.
В настоящее время сеть государственных учреждений Омской области образуют 31 автономное учреждение Омской области, 361 бюджетное учреждение Омской области и 147 казенных учреждений Омской области. Перечень оказываемых ими государственных услуг (выполняемых работ) включает 136 наименований.
Органами исполнительной власти Омской области осуществляется предоставление в электронной форме 192 видов государственных услуг, что составляет 92,3 процента от их общего количества.
В настоящее время на территории Омской области сформированы необходимые условия для осуществления внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Ежегодно внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении более 30 процентов получателей бюджетных средств и иных организаций, получающих средства из областного бюджета.
Дальнейшее развитие реформы управления общественными финансами Омской области с учетом достигнутых результатов на предыдущих этапах планируется осуществить в рамках Программы, направленной на:
- развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом в Омской области;
- поддержание объема государственного долга Омской области на экономически безопасном уровне, оптимизацию расходов на его обслуживание;
- повышение эффективности управления доходами областного бюджета;
- развитие механизмов межбюджетного регулирования;
- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Омской области и государственных учреждений Омской области по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах (работах), повышение качества и доступности их оказания (выполнения);
- повышение эффективности внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Омской области;
- повышение эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Омской области при реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- обеспечение прозрачности процесса планирования и исполнения областного бюджета.
Программа определяет цель, задачи, направления и мероприятия ее реализации для достижения ожидаемых результатов.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках соответствующих государственных программ Омской области.
Цель Программы - повышение эффективности управления общественными финансами Омской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование программно-целевых методов управления бюджетным процессом в Омской области;
- повышение качества управления государственным долгом Омской области;
- повышение эффективности управления доходами областного бюджета;
- совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Омской области;
- повышение качества и доступности оказания государственных услуг (выполнения работ) в Омской области;
- совершенствование механизмов системы внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Омской области;
- создание условий для эффективного осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Омской области;
- развитие информационной системы управления общественными финансами Омской области.
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
- долгосрочная устойчивость и сбалансированность областного бюджета;
- развитие системы внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Омской области;
- повышение эффективности расходов областного бюджета при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Омской области;
- обеспечение доступности информации о бюджетном процессе в Омской области для граждан.
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения следующих задач Программы:
- совершенствование программно-целевых методов управления бюджетным процессом в Омской области;
- повышение качества управления государственным долгом Омской области;
- повышение эффективности управления доходами областного бюджета;
- совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Омской области;
- повышение качества и доступности оказания государственных услуг (выполнения работ) в Омской области.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации областной бюджет на ближайшие три года сформирован по программно-целевому принципу на основе государственных программ Омской области.
Доля программно-целевых расходов областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в рамках 18 утвержденных Правительством Омской области государственных программ Омской области составляет 98 процентов от общего объема расходов областного бюджета.
Реализация государственных программ Омской области началась с 2014 года и к настоящему времени органы исполнительной власти Омской области не приобрели достаточного опыта их практического применения при исполнении областного бюджета, а также проведении оценки эффективности реализации государственных программ Омской области и использовании ее результатов при планировании бюджетных ассигнований областного бюджета, в связи с чем:
- отсутствуют механизмы оперативного контроля за исполнением государственных программ Омской области;