(с изменениями на 16 октября 2013 г.)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 214-п;
постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2012 года N 294-п;
постановлением Правительства Омской области от 15 мая 2013 года N 102-п;
постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 259-п (официальный портал Правительства Омской области в сети Интернет (http://www.omskportal.ru, http://омская-область.рф), N ПР-П-00003, 17.10.2013)
____________________________________________________________________
На основании пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, в целях дальнейшей модернизации системы управления финансами Омской области Правительство Омской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года (далее - Программа).
2. Органам исполнительной власти Омской области ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство финансов Омской области информацию о выполнении мероприятий Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области разработать и утвердить по согласованию с Министерством финансов Омской области муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Ю.В. Гамбурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 15 мая 2013 года N 102-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
Л.К. Полежаев
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, в соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1123-р, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах от 29 июня 2010 года, Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18.
Раздел 1. Описание текущей ситуации в области повышения эффективности бюджетных расходов Омской области
Современное состояние бюджетной системы Омской области характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, повышением качества оказываемых государственных услуг Омской области, концентрацией инвестиционных ресурсов на реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования.
Омская область включена Министерством регионального развития Российской Федерации в число субъектов Российской Федерации, достигших наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти по уровню эффективности деятельности, а также получила первое место по динамике эффективности деятельности за 2007 - 2009 годы.
Международным рейтинговым агентством "Moodys Investors Service" кредитный рейтинг Омской области зафиксирован по международной (глобальной шкале) на уровне Ва3, по национальной шкале на уровне Aa3.ru (очень высокая кредитоспособность по отношению к другим субъектам Российской Федерации), прогноз по рейтингам - "стабильный".
Согласно оценке Министерства финансов Российской Федерации качество управления финансами в Омской области находится на высоком уровне. По итогам 2009 года Омской области присвоена I степень качества организации бюджетного процесса.
По итогам анализа Министерством регионального развития Российской Федерации антикризисных мер, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Омская область вошла в число восьми субъектов Российской Федерации, в которых разработаны и реализуются наиболее успешные антикризисные меры.
Во многом финансовая устойчивость Омской области была обеспечена за счет проводимой реформы бюджетного процесса в Омской области.
В 2007 - 2008 годах в Омской области была проведена масштабная работа по формированию нормативной правовой базы регулирования бюджетных отношений. Поэтапно внедрялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результаты: введена практика докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, обоснований бюджетных ассигнований областного бюджета, разрабатываются долгосрочные и ведомственные целевые программы Омской области, формируются государственные задания.
За последние пять лет успешно реализованы крупные проекты по автоматизации процессов планирования и исполнения областного бюджета.
Введена оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе) Омской области, а также мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета.
На базе имеющихся положительных результатов реформирования системы управления финансами в Омской области необходима дальнейшая модернизация бюджетного процесса в соответствии с основными направлениями бюджетной реформы, осуществляемой на федеральном уровне.
В связи с этим объективными факторами для разработки и реализации Программы являются:
- необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств Омской области, реализации социально значимых целевых программ Омской области в условиях обоснованно сложившегося высокого уровня государственного долга Омской области;
- ожидаемое сокращение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках проводимой на федеральном уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации;
- необходимость выполнения требований законодательства Российской Федерации, в том числе в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;
- необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению государственных услуг (выполняемых работ) Омской области.
Кроме того, в Омской области существует ряд проблемных направлений, требующих решения для повышения эффективности управления финансами Омской области:
- стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
- недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
- финансовое обеспечение оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными учреждениями Омской области в меньшей степени ориентировано на нормативный метод планирования;
- не осуществлен переход на составление областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- межбюджетные трансферты местным бюджетам в большей степени имеют целевое назначение и не способствуют эффективной организации местного самоуправления;
- социально значимые государственные услуги Омской области не в полном объеме предоставляются в электронной форме;
- действующая система государственного финансового контроля в Омской области не позволяет качественно оценить эффективность использования средств областного бюджета.
В целом реализация Программы направлена на дальнейшее развитие механизма социальной поддержки населения Омской области, повышение качества оказания государственных услуг (выполнения работ) Омской области, повышение эффективности деятельности органов государственной власти Омской области, а также на сохранение надлежащего качества управления финансами Омской области, устанавливаемого в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 года N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".
Раздел 2. Цель, задачи Программы
Цель Программы - создание условий для дальнейшего повышения эффективности и результативности расходов областного бюджета.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
- повышение финансовой устойчивости областного бюджета;
- совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Омской области;
- повышение качества бюджетного планирования;
- повышение эффективности и качества оказания государственных услуг (выполнения работ) Омской области;
- развитие системы государственного финансового контроля в Омской области;
- оптимизация расходов областного бюджета;
- совершенствование информационных технологий в бюджетном процессе Омской области.
Раздел 3. Направления реализации Программы
Реализация Программы осуществляется по основным направлениям:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета;
- развитие программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти Омской области;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг (выполнения работ) Омской области;
- повышение эффективности распределения средств областного бюджета;
- оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения;
- реализация мероприятий по сокращению расходов областного бюджета на исполнение отдельных расходных обязательств Омской области;
- совершенствование механизмов государственного финансового контроля в Омской области, развитие внутреннего контроля;
- внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности в Омской области;
- развитие информационной системы управления финансами Омской области.
Подраздел 3.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения следующих задач Программы:
- повышение финансовой устойчивости областного бюджета;
- совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Омской области.
В Омской области за последние три года обеспечено стабильное исполнение областного бюджета.
В условиях мирового финансового кризиса в Омской области были приняты масштабные антикризисные меры, позволившие обеспечить сбалансированность бюджетной системы Омской области:
- проведена оптимизация расходов на содержание органов исполнительной власти Омской области и государственных учреждений Омской области, на осуществление бюджетных инвестиций;
- понижены ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, отменены льготы по арендной плате для всех категорий арендаторов (в отношении имущества, находящегося в собственности Омской области);
- обеспечено частичное сокращение размера дефицита областного бюджета на 3,1 процентного пункта в сравнении с первоначально принятым прогнозом;
- обеспечено своевременное погашение долговых обязательств Омской области;
- обеспечено значительное сокращение просроченной кредиторской задолженности областного бюджета (более чем в 2 раза);
- подписаны дополнительные соглашения с банками-кредиторами по снижению процентных ставок за пользование кредитами и досрочному рефинансированию кредитных ресурсов на более выгодных условиях.
В сфере долговой политики привлечение кредитных ресурсов Омской областью осуществлялось исходя из необходимости минимизации финансовых рисков. В результате проведенных аукционов по кредитованию Омской области, подписания дополнительных соглашений с банками-кредиторами по снижению процентных ставок по кредитам, частичного уменьшения объема государственного долга Омской области за счет использования технологии с открытием единого счета бюджета фактические расходы на обслуживание государственного долга Омской области в 2010 году были сокращены на 692 млн. рублей.
В течение 2008 - 2010 годов был принят ряд мер, направленных на сокращение и ликвидацию просроченной кредиторской задолженности областного бюджета:
- подписаны соглашения с кредиторами о реструктуризации задолженности за выполненные работы, предусматривающие рассрочку платежей и перевод этой задолженности из просроченной в текущую;
- проведена реструктуризация задолженности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 581 "Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 1 июля 2008 года, а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности".
В целях укрепления доходной базы областного бюджета, сокращения недоимки, изыскания дополнительных доходных источников образована областная межведомственная комиссия по координации деятельности по обеспечению дополнительных поступлений доходов в консолидированный бюджет Омской области.
В рамках работы указанной комиссии органам исполнительной власти Омской области ежегодно доводятся рекомендации по обеспечению поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Омской области по видам экономической деятельности. Прогнозируемый объем поступлений налоговых доходов консолидированного бюджета Омской области на 2010 год в рамках доведенных рекомендаций составлял 40 млрд. рублей, фактический - 42,6 млрд. рублей (106,5 процента).