МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2021 года N 929

О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2022 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе



В целях реализации в 2022 году в отдельных субъектах Российской Федерации в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе,

приказываю:

1. Утвердить Типовую модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, согласно приложению.

2. Установить, что реализация Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в 2022 году осуществляется в 34 субъектах Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Амурская область, Белгородская область, Владимирская область, Волгоградская область, Воронежская область, Калужская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пензенская область, Рязанская область, Самарская область, Сахалинская область, Тамбовская область, Тульская область, Тюменская область, Челябинская область, Ульяновская область, город Москва.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации О.Ю.Баталину.

Министр
А.Котяков



Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 декабря 2021 года N 929



Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе



I. Основные положения

     

1. Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее соответственно - модель, система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе), разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессии и одиночество.

Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.

2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ), Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

4. В настоящей модели используются следующие понятия:

1) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских и реабилитационных (абилитационных) услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;

2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению, болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;

3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;

4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированный перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в уходе;

5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

6) граждане, осуществляющие уход, - лица, осуществляющие на основе родственных, соседских или дружеских связей уход за гражданами, нуждающимися в уходе.

5. Гражданам, нуждающимся в уходе, и включенным в систему долговременного ухода, предоставляются социальные услуги по уходу, входящие в социальный пакет долговременного ухода, а также иные социальные услуги на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

II. Цели и задачи по внедрению системы долговременного ухода

     

6. Цели системы долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности, которая позволит им максимально долго сохранять привычное качество жизни, а также оказание поддержки гражданам, осуществляющим уход.

7. Задачи по внедрению системы долговременного ухода:

1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, и включения их в систему долговременного ухода;

2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании, в том числе в уходе;

3) совершенствование механизма предоставления социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода;

4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода;

5) организация поддержки граждан, осуществляющих уход;

6) развитие инфраструктуры организаций социального обслуживания, в том числе негосударственных, входящих в систему долговременного ухода;

7) подготовка кадров для системы долговременного ухода;

8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;

9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;

10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.

III. Участники системы долговременного ухода

     

8. Участниками системы долговременного ухода являются:

1) Фонд социального страхования Российской Федерации - оператор системы долговременного ухода в части обеспечения предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социального пакета долговременного ухода;

2) уполномоченные органы - органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на территории субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты, охраны здоровья, образования;

3) уполномоченные организации - находящиеся на территории субъекта Российской Федерации:

организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг);

медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;

4) страховой эксперт - представитель регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, уполномоченный на осуществление следующих функций:

согласование установления гражданину, нуждающемуся в уходе, уровня нуждаемости в уходе, а также согласование составления или пересмотра индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа) данному гражданину;

согласование договора о предоставлении социального обслуживания (далее - договор) на предмет соответствия условий договора индивидуальной программе;

проведение проверки исполнения поставщиком социальных услуг социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода;

осуществление контроля качества предоставления гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в уходе в рамках системы долговременного ухода, социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода;

подтверждение оказания социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, для оплаты его стоимости Фондом социального страхования Российской Федерации;

5) работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных (абилитационных) услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;

6) граждане, осуществляющие уход;

7) граждане, нуждающиеся в уходе.

IV. Принципы работы в системе долговременного ухода

     

9. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:

1) единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников межведомственного взаимодействия;

2) приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;

3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников межведомственного взаимодействия;

4) синхронизация действий, которые согласованы участниками межведомственного взаимодействия, не дублируются и не противоречат друг другу;

5) коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками межведомственного взаимодействия совместно;

6) коллективная ответственность за результат, который достигается общими усилиями участников межведомственного взаимодействия;

7) конфиденциальность информации, полученной в процессе межведомственного взаимодействия.

10. Деятельность работников уполномоченных организаций в рамках системы долговременного ухода осуществляется с согласия граждан, нуждающихся в уходе, и основывается на следующих принципах: ответственность, компетентность, индивидуальность, добровольность, наглядность, конфиденциальность.

11. Медицинские организации предоставляют информацию, содержащую сведения, составляющие врачебную тайну, при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя) на разглашение таких сведений.

V. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, и включение их в систему долговременного ухода

     

12. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, - процесс обработки поступившей в том числе в рамках межведомственного взаимодействия в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан или уполномоченную данным органом организацию информации о потенциальных получателях социальных услуг в системе долговременного ухода, полученной:

1) при проведении опросов (анкетирования) граждан, осуществляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан или организациями социального обслуживания;

2) при проведении поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых органами местного самоуправления, органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) при проведении мониторингов и иных мероприятий, осуществляемых общественными организациями и объединениями, добровольцами (волонтерами), действующими в интересах граждан, нуждающихся в уходе;

4) при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) при взаимодействии с территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, медицинскими организациями в целях выявления граждан пожилого возраста, нуждающихся в уходе;

6) при обращении граждан, нуждающихся в уходе, их законных представителей или иных лиц, действующих в интересах граждан указанных категорий, на "горячую линию" или "телефон доверия" уполномоченных органов и организаций;

7) при обработке запросов (заявлений) о предоставлении социального обслуживания, поданных на единый портал государственных и муниципальных услуг или региональные порталы государственных и муниципальных услуг;

8) при информационном обмене сведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченных органов и организаций, в том числе в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

13. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в письменной или электронной форме заявление данного гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан или уполномоченную данным органом организацию, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»