НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 11 мая 2021 года N 392
г. Новосибирск
Об определении индивидуальной потребности граждан пожилого возраста и инвалидов при определении нуждаемости в социальном обслуживании, в том числе для включения в систему долговременного ухода
________________
- Утратил силу -
приказ Минтруда и соцразвития
от 04.05.2022 N 469
________________
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.11.2014 N 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений»,приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2020 N 667 «О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе», постановлением Правительства Новосибирской области от 09.12.2019 N 463-п «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода на территории Новосибирской области за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» на 2020-2022 годы», в целях реализации пилотного проекта по созданию на территории Новосибирской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Порядок определения индивидуальной потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, при определении нуждаемости в социальном обслуживании, в том числе для включения в систему долговременного ухода;
2) перечень поставщиков социальных услуг, участвующих в реализации пилотного проекта по созданию на территории Новосибирской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
2. Признать утратившими силу следующие приказы министерства труда и социального развития Новосибирской области:
1) от 06.02.2020 N 94 «Об утверждении Порядка проведения типизации и определения формата ухода (оценки индивидуальной нуждаемости) за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в социальном обслуживании»;
2) от 04.09.2020 N 755 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развитияНовосибирской области от 06.02.2020 N 94».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда и социального развития Новосибирской области Шалыгину Л.С.
И.о. министра
Е.В. Бахарева
ПОРЯДОК
определения индивидуальной потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, при определении нуждаемости в социальном обслуживании, в том числе для включения в систему долговременного ухода
(далее - Порядок)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет механизм определения индивидуальной потребностиграждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе,при определении нуждаемости в социальном обслуживании в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), а также при включении в систему долговременного ухода.
2. В настоящем Порядке применяются следующие основные понятия и термины:
1) система долговременного ухода - основанная на межведомственном взаимодействии комплексная система организации и предоставления гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, уполномоченными органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и иных услуг, а также содействие в их предоставлении (социальное сопровождение);
2) долговременный уход - технология социального обслуживания, в том числе стационарозамещающая, позволяющая обеспечивать посторонний уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, в целях обеспечения комфортных и безопасных условий проживания, сохранения (поддержания) самостоятельности и уменьшения зависимости от посторонней помощи таких граждан, их интеграции в общество;
3) уход - совокупность действий по обслуживанию граждан, нуждающихся в постороннем уходе, с учетом их индивидуальных потребностей, структуры и степени ограничений жизнедеятельности, состояния здоровья, психофизических особенностей, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов, обеспечивающих оптимальные условия для комфортной и безопасной жизни, поддержку их здоровья и самостоятельности, а также способствующих благоприятному течению жизни, предотвращению возможных неблагоприятных ситуаций, выполнению медицинских рекомендаций и назначений, основанных на соблюдении прав человека и гражданина, уважении личности и не допущении унижения чести и достоинства человека;
4) граждане, нуждающиеся в постороннем уходе - граждане пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в постороннем уходе, в том числе граждане с психическими расстройствами, признанные в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании по причине полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
5) граждане, осуществляющие уход - граждане, осуществляющие на основе родственных, соседских или дружеских связей уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе;
6) типизация -процедура определения дефицитов самообслуживания лица подлежащего типизации,посредством проведения интервью с использованием бланка типизации и последующим распределением по группам ухода, группам нуждаемости, определением уровня нуждаемости, а также установлением взаимосвязи между ними;
7) лица, подлежащие типизации - граждане пожилого возраста и инвалиды, в отношении которых получена информация о нуждаемости (потенциальной нуждаемости) в предоставлении социальных услуг; граждане пожилого возраста и инвалиды, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении социальных услуг в различных формах социального обслуживания или их сочетании; получатели социальных услуг пожилого возраста и инвалиды; граждане, относящиеся к перечисленным категориям, при включении их в систему долговременного ухода;
8) типизатор - сотрудник организации социального обслуживания, проводящий типизацию лица, подлежащего типизации;
9) бланк типизации - оценочный бланк, в который вносятся сведения о дефицитах самообслуживания лица, подлежащего типизации, и иная информация о зависимости указанного лица от посторонней помощи;
10) уполномоченный орган - орган, уполномоченный на признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, а также составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ);
11) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг, обеспечивающих гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, бесплатное предоставление ухода в форме социального обслуживания на дому и полустационарной форме, в технологиях социального обслуживания, включая их сочетание и чередование, а также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение);
12) индивидуальный план ухода за гражданином, нуждающимся в постороннем уходе(далее - ИПУ) - индивидуальный план ухода, определяющий цели ухода и содержащий информацию о физическом и психологическом состоянии, дефицитах самообслуживания и индивидуальных ресурсах гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, информацию о социальных услугах, предусмотренных ИППСУ, в том числе социальным пакетом долговременного ухода;
13) организации социального обслуживания - поставщикисоциальных услуг, в том числе участвующие в реализации пилотного проекта по созданию на территории Новосибирской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
14) уполномоченные организации - находящиеся на территории Новосибирской области:
организации социального обслуживания;
медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;
федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
3. В систему долговременного ухода включаются граждане, нуждающиеся в постороннем уходе.
II. Выявление граждан, нуждающихся в постороннем уходе, включение их в систему долговременного ухода
4. Выявление граждан, нуждающихся в постороннем уходе - процесс получения сведений о потенциальных получателях социальных услуг в системе долговременного ухода, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия:
1) при проведении поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых организациями социального обслуживания;
2) при проведении мониторингов и иных мероприятий, осуществляемых общественными организациями и объединениями, добровольцами (волонтерами), действующими в интересах граждан, нуждающихся в постороннем уходе;
3) при обращении граждан, нуждающихся в постороннем уходе, их законных представителей или иных лиц, действующих в интересах граждан указанных категорий, на «горячую линию» или «телефон доверия»министерства труда и социального развития Новосибирской области, уполномоченного органа, организаций социального обслуживания;
4) при информационном обмене сведениями о гражданах, нуждающихся в постороннем уходе, в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченных органов и организаций социального обслуживания.
5. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в письменной или электронной форме заявление данного гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в уполномоченный орган, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
6. Для включения гражданина в систему долговременного ухода в уполномоченный орган подаются заявления:
1) о предоставлении социального обслуживания в форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 N 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» (если гражданин не является получателем социальных услуг);
2) о предоставлении социального обслуживания в рамках системы долговременного ухода по форме согласно приложению N 1 к Порядку.
7. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода предполагает проведение следующих мероприятий:
1) определение индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов (далее - определение индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе);
2) подбор гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, социального пакета долговременного ухода и оптимальных условий его предоставления, а также иных социальных услуг, не входящих в состав социального пакета долговременного ухода (с его согласия);
3) составление уполномоченным органом ИППСУ;
4) заключение договора о социальном обслуживании, включающего предоставление социального обслуживания в рамках системы долговременного ухода, заключенного между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем.
8. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в рамках системы долговременного ухода, осуществляется в соответствии с приказом министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1288 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Новосибирской области».
9. Основанием для исключения гражданина из системы долговременного ухода является утрата данным гражданином права на социальное обслуживание, либо отказ от социального пакета долговременного ухода по форме согласно приложению N 2 к Порядку.
10. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания в рамках системы долговременного ухода является принятие уполномоченным органом решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
В случае признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании уполномоченный орган принимает решение о предоставлении социального обслуживания в рамках системы долговременного ухода или об отказе от социального обслуживания в рамках системы долговременного уходапо форме согласно приложению N 3 к Порядку.
III. Определение индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе
11. В целях определения индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе организация социального обслуживания проводит типизацию лица, подлежащего типизации.
12. В течение 1 рабочего дня со дня поступления в организацию социального обслуживания информации о лице, подлежащем типизации, либо со дня выявления гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, типизаторами согласовываются дата и время проведения типизации с гражданином, нуждающимся (потенциально нуждающимся) в предоставлении социальных услуг, или с его законным представителем.
13. Типизация проводится не позднее 3 рабочих дней после поступления в организацию социального обслуживания информации о лице, подлежащем типизации, либо выявления гражданина, нуждающегося в постороннем уходе.
14. Типизация проводится двумя типизаторами организации социального обслуживания при личном присутствии лица, подлежащего типизации.
15. Типизация граждан, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или в стационарной форме социального обслуживания, проводится одновременно с обследованием жилищных условий гражданина и составлением Акта обследования условий жизнедеятельности по форме согласно приложению N 4 к Порядку.
Обследование жилищных условий гражданина проводится типизаторами.
16. При проведении типизации лиц, подлежащих типизации, типизаторами проводится информирование указанных граждан или их законных представителей о порядке зачисления на социальное обслуживание и предоставлении социального обслуживания в рамках системы долговременного ухода.
17. Типизация граждан, нуждающихся (потенциально нуждающихся) в предоставлении социальных услуг во всех формах социального обслуживания или их сочетании, за исключением граждан, являющихся на момент проведения типизации получателями социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, проводится по месту проживания (на дому) указанных граждан и заполняется бланк типизации по месту проживания (на дому) по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
Типизация получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания проводится в жилом помещении, предоставленном получателю социальных услуг организацией стационарного социального обслуживания, и заполняется бланк типизации в организации социального обслуживания, предоставляющей услуги в стационарной форме социального обслуживания, по форме согласно приложению N 6 к Порядку.
Типизация граждан, нуждающихся (потенциально нуждающихся) в предоставлении социальных услуг во всех формах социального обслуживания или их сочетании, не проводится в случае нахождения гражданина на лечении в стационарнойорганизации здравоохранения.
Гражданам, нуждающимся (потенциально нуждающимся) в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и находящимся на лечении в стационарнойорганизации здравоохранения, уполномоченным органом устанавливается 3 группа нуждаемости. Организация социального обслуживания, предоставляющая социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, проводит внеплановую типизацию гражданина не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 40 дней после его поступления на обслуживание в организацию социального обслуживания.
18. При проведении типизации в бланке типизации отмечаются пункты, соответствующие ответам лица, подлежащего типизации (его законного представителя), на вопросы, задаваемые типизаторами.
19. По результатам типизации типизаторы определяют группу ухода, группу нуждаемости, уровень нуждаемости лица, подлежащего типизации, согласно Инструкции по определению группы ухода, группы нуждаемости, уровня нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - Инструкция), являющейся приложением N 7 к Порядку.
Бланк типизации по месту проживания (на дому) или бланк типизации в организации социального обслуживания, предоставляющей услуги в стационарной форме социального обслуживания, Акт обследования условий жизнедеятельности (при необходимости) в течение 1 рабочего дня представляются организацией социального обслуживания в уполномоченный орган для составления или пересмотра ИППСУ, а также принятия решения о предоставлении социального обслуживания в рамках системы долговременного ухода.
20. В случае если гражданин, нуждающийся (потенциально нуждающийся) в предоставлении социальных услуг, или его законный представитель в течение 60 дней с даты проведения типизации не подал заявление о предоставлении социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона N 442-ФЗ, результаты типизации аннулируются.
21. Результаты типизации подлежат пересмотру посредством проведения плановой или внеплановой типизации.
22. Для получателей социальных услуг, отнесенных по результатам типизации к 1, 2, 3 уровням нуждаемости,плановая типизация проводится через 12 месяцев со дня проведения типизации.
Для получателей социальных услуг, отнесенных по результатам типизации к группам ухода 1, 2, плановая типизация проводится через 18 месяцев со дня проведения типизации.
Для получателей социальных услуг, отнесенных по результатам типизации к группе ухода 0 (ноль),плановая типизация не проводится.
23. Внеплановая типизация проводится в случае возникновения обстоятельств, которые существенно ухудшили или улучшили условия жизнедеятельности получателя социальных услуг, вне зависимости от группы ухода, к которой отнесен получатель социальных услуг по результатам типизации.
Информация о возникновении указанных обстоятельств вносится социальным работником, специалистом организации социального обслуживания в раздел 6 документации по уходуза гражданами пожилого возраста и инвалидами (в форме социального обслуживания на дому и (или) в полустационарной форме социального обслуживания), указанной в подпункте 1 пункта 67 Порядка, а также передается в уполномоченный орган не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выявления указанных обстоятельств.
24. При определении индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе учитываются: