Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2013 года N 112-п


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу
«Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников
и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы»

_________________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 03.02.2015 N 46-п

________________________



В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации» Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

Внести в долгосрочную целевую программу «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства Новосибирской области от 19.08.2011 N 344-п, изменения, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

     

     И.о.губернатора области
     Соболев А.К.


Приложение
к постановлению Правительства Новосибирской области
от 19.02.2013 N 112-п



«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области от 19.08.2011 N 344-п

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Формирование системы достопримечательных мест,
историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов
в Новосибирской области на 2012-2017 годы»


I. ПАСПОРТ

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы» (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.06.2011 N 236-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы»

Основные разработчики Программы

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;  министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области

Руководитель Программы

Начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, государственное автономное учреждение Новосибирской области «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области» во взаимодействии с органами местного самоуправления в Новосибирской области (по согласованию), научно-исследовательские учреждения, общественные организации, иные юридические лица, определяемые на конкурсной основе

Цель и задачи Программы

Цель - создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музейно-туристических комплексов, являющейся основой сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия народов Сибири, развития научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области.

Задачи:

1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективное использование в их естественном природном и культурном окружении.

2. Создание условий для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (музейных предметов) на территории Новосибирской области.

3. Формирование туристической инфраструктуры на исторических территориях.

4. Обеспечение доступности информации об историко-культурном наследии Новосибирской области

Сроки реализации Программы

Срок реализации - 2012-2017 годы

Объемы финансирования (с расшифровкой
по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы)

Общий объем финансирования Программы - 2919209,4 тыс. руб., из них:

федеральный бюджет - 121335,0 тыс. руб.*;

областной бюджет Новосибирской области - 677574,4 тыс. руб., в том числе:

управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области - 264074,4 тыс. руб.;

министерство культуры Новосибирской области - 70500,0 тыс. руб.;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области - 343000,0 тыс. руб.;

местные бюджеты - 133750,0 тыс. руб.*, в том числе:

местный бюджет города Новосибирска - 57500,0 тыс. руб.*;

внебюджетные источники - 1986550,0 тыс. руб.*

В том числе по годам:

2012 год - 289410,0 тыс. руб.:

федеральный бюджет - 42205,0 тыс. руб.*;

областной бюджет - 46610,0 тыс. руб.;

местные бюджеты - 14945,0 тыс. руб.*;

внебюджетные источники - 185650,0 тыс. руб.*;

2013 год - 327494,8 тыс. руб.:

федеральный бюджет - 43255,0 тыс. руб.*;

областной бюджет - 54984,8 тыс. руб.;

местные бюджеты - 35055,0 тыс. руб.*;

внебюджетные источники - 198200,0 тыс. руб.*;

2014 год - 336824,8 тыс. руб.:

федеральный бюджет - 28240,0 тыс. руб.*;

областной бюджет - 70944,8 тыс. руб.;

местные бюджеты - 21420,0 тыс. руб.*;

внебюджетные источники - 213200,0 тыс. руб.*;

2015 год - 575839,8 тыс. руб.:

федеральный бюджет - 7215,0 тыс. руб.*;

областной бюджет - 87964,8 тыс. руб.;

местные бюджеты - 13260,0 тыс. руб.*;

внебюджетные источники - 467400,0 тыс. руб.*;

2016 год - 671235,0 тыс. руб.:

федеральный бюджет - 2220,0 тыс. руб.*;

областной бюджет - 191200,0 тыс. руб.;

местные бюджеты - 26615,0 тыс. руб.*;

внебюджетные источники - 451200,0 тыс. руб.*;

2017 год - 721425,0 тыс. руб.:

федеральный бюджет - 2200,0 тыс. руб.*;

областной бюджет - 225870,0 тыс. руб.;

местные бюджеты - 22455,0 тыс. руб.*;

внебюджетные источники - 470900,0 тыс. руб.*

Важнейшие целевые индикаторы.

Ожидаемые конечные результаты

реализации Программы, выраженные

в количественно измеримых показателях

Важнейшие целевые индикаторы:

количество созданных достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов;

доля памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние;

доля объектов культурного наследия, имеющих утвержденные границы территорий и зоны охраны;

доля площади музейных экспозиций и хранилищ музейно-туристических комплексов, Центра хранения и реставрации музейных коллекций Новосибирской области к общей площади государственных и муниципальных музеев Новосибирской области;

доля объектов культурного наследия, вовлеченных в сферу туризма;

уровень информированности населения Новосибирской области об историко-культурном наследии Новосибирской области.

Реализация Программы позволит к концу 2017 года достичь следующих результатов:

создать на базе объектов культурного наследия 4 достопримечательных места, 1 историко-культурный заповедник, 6 музейно-туристических комплексов;

увеличить долю памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние, к общему количеству памятников истории и архитектуры, расположенных на исторических территориях, до 85% (выше аналогичного показателя 2010 года на 21%);

увеличить долю объектов культурного наследия, имеющих утвержденные границы территорий и зоны охраны, до 100% (2010 год - 43%);

увеличить долю площадей музейных экспозиций и хранилищ за счет создания музейно-туристических комплексов, Центра хранения и реставрации музейных коллекций Новосибирской области к общей площади государственных и муниципальных музеев в Новосибирской области до 20% (2010 год - 10%);

увеличить до 4,5% (или на 5000 единиц по сравнению с аналогичным показателем 2010 года) долю экспонируемых (доступных для ознакомления) музейных предметов от общего количества музейных предметов основного фонда государственных и муниципальных музеев в Новосибирской области;

увеличить долю объектов культурного наследия, вовлеченных в сферу туризма, до 52% (2010 год - 15%);

повысить уровень информированности населения об историко-культурном наследии Новосибирской области до 44% (2010 год - 10%);

увеличить посещаемость музейно-туристических комплексов Новосибирской области за период реализации Программы более чем в 5 раз (к уровню 2010 года);

создать более 600 рабочих мест в музейно-туристических комплексах, туристической инфраструктуре, сфере обслуживания.

Реализация Программы будет способствовать:

росту объема услуг, оказываемых в сфере туризма;

привлечению дополнительных инвестиций в сферу туризма: при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для развития бизнеса на каждый вложенный бюджетный рубль (федерального бюджета и консолидированного бюджета Новосибирской области) в течение периода реализации Программы планируется привлечь более 1,9 рублей внебюджетных инвестиций;

росту налоговых поступлений от реализации туристических проектов, предусмотренных в рамках Программы, пополнению бюджетов всех уровней.

Таким образом, созданная на исторических территориях система достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музейно-туристических комплексов позволит более эффективно сохранять и использовать историко-культурное наследие народов Сибири, развивать на их базе научно-познавательный и историко-культурный туризм в Новосибирской области

*Прогнозные объемы финансирования.


II. Обоснование необходимости разработки Программы


Предмет регулирования и сфера действия Программы


Предметом регулирования Программы являются правоотношения, направленные на формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области, в соответствии с действующим законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, Музейного фонда Российской Федерации и Новосибирской области.

Сфера действия Программы - социально-культурная.

Программа разработана в соответствии с целями и задачами Схемы территориального планирования Новосибирской области, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па, постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 629-п «Об утверждении плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», Программой социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.     

Понятия и термины, используемые в Программе

Исторические территории - территории с особым правовым режимом содержания, на которых обеспечивается сохранение, изучение и публичное представление историко-культурного наследия, с расположенными на данной территории достопримечательными местами, памятниками, ансамблями, а также иными культурными ценностями, составляющими целостный историко-культурный и природный комплекс.

Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных и природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности.

Музейно-туристический комплекс - это вид музея, сочетающий в своем составе музейные экспозиции и фонды музея, архитектурные, исторические, археологические и другие памятники, образцы исторической застройки и исторические ландшафты и инфраструктуру туризма (различные объекты для размещения, подвоза, питания и культурно-бытового обслуживания населения и туристов), которая располагается вокруг музея и организует свою деятельность для обслуживания посетителей музея.


Краткая характеристика проблемы

Новосибирская область обладает значительным историко-культурным потенциалом. По состоянию на 01.01.2011 на территории Новосибирской области расположены 2168 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе 275 памятников архитектуры, 184 памятника истории, 1702 памятника археологии, 7 памятников монументального искусства.

В области работают 34 государственных и муниципальных музея, 50 ведомственных и 200 школьных музеев, в которых хранится более 500 тысяч предметов, входящих в состав музейного фонда Российской Федерации и Новосибирской области.

В то же время эффективность использования данного потенциала крайне низкая. Это связано с целым рядом проблем:

пробелы в нормативном правовом обеспечении затрудняют процесс создания и развития новых форм сохранения объектов культурного наследия, создания историко-культурных заповедников, достопримечательных мест, музеев-заповедников, а также популяризации культурного наследия Новосибирской области (доля объектов культурного наследия, имеющих утвержденные границы территорий и зоны охраны, в 2010 году составила 43%);

отсутствие эффективной модели управления историко-культурным наследием Новосибирской области, позволяющей привлекать к сохранению культурного достояния различные группы общества и бизнеса;

отсутствие развитой инфраструктуры, отвечающей современным требованиям организации, приема и ознакомления жителей и гостей Новосибирской области с историческим наследием. Так, в настоящее время по экспертным оценкам условия для доступа и ознакомления с архитектурным обликом памятников истории созданы не более чем для 15% объектов культурного наследия, из них 65% объектов культурного наследия не обеспечены транспортным сообщением, 85% - не обустроены сервисной инфраструктурой (остро ощущается недостаток гостиниц с комфортными условиями проживания, пунктов питания и т.д.);

слабая информированность населения Новосибирской области об имеющемся историко-культурном потенциале (в среднем, по экспертным оценкам, уровень информированности не превышает 10%);

острый недостаток музейных хранилищ на территории Новосибирской области, отсутствие благоприятных условий для сохранения музейных коллекций, и неудовлетворительные условия для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (в Новосибирской области хранится свыше 500 тыс. предметов, входящих в состав музейного фонда, из них обеспечены правильным режимом хранения не более 20%);

недостаточный уровень обеспеченности сохранности объектов культурного наследия (доля памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние, в 2010 году составила 64%) и недостаток специализированных реставрационно-художественных мастерских, дефицит подготовленных специалистов-реставраторов и нехватка оборудования для реставрации (общее количество музейных предметов, нуждающихся в реставрации, в 2010 году составило 74600 единиц).

В настоящее время в Новосибирской области практически не используется туристский потенциал памятников археологии, несмотря на большой интерес российских граждан и зарубежных туристов к древнейшему и средневековому прошлому народов Сибири. Чтобы превратить памятник археологии в общедоступный объект и включить его в круг туристского показа, необходимо организовать проведение научных археологических раскопок, в результате которых посетителю можно наглядно продемонстрировать особенности объекта археологического наследия, способ получения информации о нем, подлинный археологический материал - свидетельство древних эпох, получаемый в ходе исследования. Вторым, немаловажным элементом является реконструкция и музеефикация памятника археологии или его части, воссозданная на основе материалов научных исследований. Только в комплексе этих двух важных составляющих объект археологического наследия становится ярким элементом туристического показа, наглядно знакомящим посетителя с особенностями жизни народов в древности, живым и познавательным свидетельством древней истории.

Создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов призвано зарезервировать наиболее ценные объекты культурного наследия, сберечь их от нерационального и неразумного хозяйственного использования и вовлечь в индустрию туризма.

В ходе реализации Программы планируется использование и популяризация уникальных объектов культурного наследия, расположенных в городах Новосибирске и Куйбышеве, в Колыванском, Коченевском, Мошковском, Новосибирском, Сузунском и ряде других районов Новосибирской области. Сеть объектов возможно объединять многодневными туристическими маршрутами, формирующимися исходя из разных сроков пребывания туристов.

Обоснование необходимости решения проблемы
программными методами

Создание системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов, развитие на ее базе научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области предполагает решение комплекса правовых, экономических, социальных вопросов, связанных с обеспечением сохранности и использования движимых и недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в различных формах собственности, регулирование и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления, учреждениями и общественными организациями.

Достижение поставленных целей и решение задач Программы, рациональное использование и объединение различных источников финансирования и координирование мероприятий целесообразно осуществлять в рамках программно-целевого подхода, который дает возможность сконцентрировать усилия и средства на решении поставленных задач.

Реализация Программы возможна на принципах расширения государственно-частного партнерства, усиления интеграции и межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления по созданию условий для привлечения инвестиций, определению и уточнению правового статуса объектов культурного наследия и занятых ими земельных участков, созданию первоначальной инфраструктуры, активного участия специализированных научных учреждений и общественных организаций (национально-культурных, религиозных, казачьих).

III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы


Цель Программы - создание на исторических территориях Новосибирской области системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музейно-туристических комплексов, являющейся основой сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия народов Сибири, развития научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области.

Задачи Программы:

1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективное использование в их естественном природном и культурном окружении.

2. Создание условий для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (музейных предметов) на территории Новосибирской области.

3. Формирование туристической инфраструктуры на исторических территориях.

4. Обеспечение доступности информации об историко-культурном наследии Новосибирской области.

Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам социально-экономического развития Новосибирской области и отвечают основным направлениям политики органов государственной власти Новосибирской области, определенным в Программе социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.

Цель и задачи Программы с указанием целевых индикаторов приведены в приложении N 1 к Программе.

Методика расчета значений целевых индикаторов Программы приведена в приложении N 2 к Программе.


IV. Система мероприятий Программы


В соответствии с поставленными целями и обозначенными задачами в рамках Программы предусматривается следующая система мероприятий.

1. Мероприятия, направленные на обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективного использования в их естественном природном и культурном окружении, будут включать в себя:

1) мероприятия по определению правового статуса объектов культурного наследия, в том числе проведение государственной историко-культурной экспертизы, включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия, определение и утверждение границ и режимов использования территории, формирование земельных участков и включение их в государственный кадастр недвижимости, регистрация права собственности, разработка проектов зон охраны;

2) комплекс мер по сохранению историко-культурного наследия, в том числе техническое и археологическое обследование, научно-исследовательские, проектные, ремонтно-реставрационные работы.

Критериями отбора объектов культурного наследия для их включения в перечень мероприятий Программы по обеспечению сохранности объектов культурного наследия являлись степень их сохранности, определяемая по результатам обследования (инвентаризации), социальная значимость - использование для деятельности учреждений культуры, здравоохранения, образования и комплексность застройки, связанная с необходимостью сохранения в исторических территориях сложившейся историко-градостроительной среды.

2. Мероприятия, направленные на создание условий для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (музейных предметов) на территории Новосибирской области, включают в себя:

1) строительство здания Центра хранения и реставрации музейных предметов Новосибирской области, модернизацию инфраструктуры фондохранилищ, создание реставрационных мастерских и системы сохранения музейных коллекций, формирование системы электронного доступа к хранимым музейным ценностям;

2) проведение реконструкции и создание новых музейных туристических комплексов и объектов, строительство экспозиций музеев.

3. Для формирования туристической инфраструктуры на исторических территориях планируется на условиях государственно-частного партнерства создать систему коммуникаций, связи, развить сферу обслуживания (гостиницы, кафе и т.д.).

4. Мероприятия по обеспечению доступа населения Новосибирской области к информации об историко-культурном наследии Новосибирской области будут включать в себя:

1) создание условий для получения информации об объектах культурного наследия посредством использования информационных и коммуникационных технологий, в том числе в рамках проекта создания электронного правительства в Новосибирской области;

2) размещение информации об объектах культурного наследия на электронных ресурсах (официальные сайты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, музеев, музейно-туристических комплексов, научных учреждений, турфирм и др.).

Основные проекты, включаемые в Программу

Несмотря на сложившийся имидж Новосибирска как культурной столицы Сибири, в городе слабо развита музейная сеть, практически отсутствуют малые музейные формы, раскрывающие отдельные страницы истории города. Одним из эффективных способов организации музеев под открытым небом является их создание на базе объектов культурного наследия, например, усадебных комплексов.

1. В целях сохранения исторического наследия города Новосибирска в рамках реализации Программы планируется создать музейно-туристические комплексы: музей под открытым небом «Городская усадьба Новониколаевска» и музейный комплекс «Городское начало».

Основой создания музея под открытым небом «Городская усадьба Новониколаевска» станет памятник истории «Дом, где в 1908 году жил партийный государственный деятель Киров С.М.» (ул. Ленина, 23), 1905 года постройки. В настоящее время в здании работает экспозиция «С.М. Киров в Сибири», открытая во второй половине ХХ века.

В рамках реализации Программы в помещении здания планируется открыть экспозицию, посвященную истории быта горожан Новониколаевска, а на прилегающей к зданию территории возвести временные конструкции, стилизованные под типичный городской двор начала XX века.

Музейный комплекс «Городское начало» планируется создать на левом берегу р. Каменки и части набережной р. Обь на базе существующих объектов культурного наследия: «Контора инженера Г.М. Будагова» (ул. Большевистская, 7) и «Дом-контора, построенный для администрации строившегося железнодорожного моста» (ул. Обская, 4).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»