(с изменениями на 23 сентября 2014 года)
_________________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 03.02.2015 N 46-п
________________________
______________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 21.05.2012 N 277-п;
постановлением Правительства области от 19.03.2013 N 112-п;
постановлением Правительства области от 19.08.2013 N 356-п;
постановлением Правительства области от 20.01.2014 N 24-п;
постановлением Правительства области от 23.09.2014 N 380-п
______________________________________________
В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», распоряжением Правительства Новосибирской области от 14.06.2011 N 236-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы» Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы» (далее – Программа).
2. Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области (Горнин Л.В.) при подготовке проекта областного бюджета Новосибирской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов предусмотреть дополнительные ассигнования на реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Губернатор области
В.А.Юрченко
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Формирование системы достопримечательных мест,
историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов
в Новосибирской области на 2012-2017 годы»
(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 23.09.2014 N 380-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы» (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.06.2011 N 236-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы» |
Основные разработчики Программы | Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы | Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области |
Руководитель Программы | Начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий | Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, государственное автономное учреждение Новосибирской области «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области» во взаимодействии с органами местного самоуправления в Новосибирской области (по согласованию), научно-исследовательские учреждения, общественные организации, иные юридические лица, определяемые на конкурсной основе |
Цель и задачи Программы | Цель - создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музейно-туристических комплексов, являющейся основой сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия народов Сибири, развития научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области. Задачи: 1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективное использование в их естественном природном и культурном окружении. 2. Создание условий для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (музейных предметов) на территории Новосибирской области. 3. Формирование туристической инфраструктуры на исторических территориях. 4. Обеспечение доступности информации об историко-культурном наследии Новосибирской области |
Сроки реализации Программы | Срок реализации - 2012-2017 годы |
Объемы финансирования (с расшифровкой | Общий объем финансирования Программы - 876617,3 тыс. руб., из них: федеральный бюджет - 94205 тыс. руб.; областной бюджет Новосибирской области (далее - областной бюджет) - 523157,3 тыс. руб., в том числе: управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области - 213583,3 тыс. руб.; министерство культуры Новосибирской области - 45000 тыс. руб.; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области - 264574 тыс. руб.; местные бюджеты - 59445 тыс. руб., в том числе: местный бюджет города Новосибирска - 13500 тыс. руб.; внебюджетные источники - 199810 тыс. руб. В том числе по годам: 2012 год - 289410 тыс. руб.: федеральный бюджет - 42205 тыс. руб.; областной бюджет - 46610 тыс. руб.; местные бюджеты - 14945 тыс. руб.; внебюджетные источники - 185650 тыс. руб.; 2013 год - 98194,8 тыс. руб.: федеральный бюджет - 21000 тыс. руб.; областной бюджет - 49484,8 тыс. руб.; местные бюджеты - 18050 тыс. руб.; внебюджетные источники - 9660 тыс. руб.; 2014 год 86712,5 тыс. руб.: федеральный бюджет - 26000 тыс. руб.; областной бюджет - 51812,5 тыс. руб.; местные бюджеты - 8600 тыс. руб.; внебюджетные источники - 300 тыс. руб.; 2015 год - 53830 тыс. руб.: федеральный бюджет - 5000 тыс. руб.; областной бюджет - 44180 тыс. руб.; местные бюджеты - 2650 тыс. руб.; внебюджетные источники - 2000 тыс. руб.; 2016 год - 87700 тыс. руб.: федеральный бюджет - 0 тыс. руб.; областной бюджет - 82200 тыс. руб.; местные бюджеты - 5500 тыс. руб.; внебюджетные источники - 0 тыс. руб.; 2017 год - 260770 тыс. руб.: федеральный бюджет - 0 тыс. руб.; областной бюджет - 248870 тыс. руб.; местные бюджеты - 9700 тыс. руб.; внебюджетные источники - 2200 тыс. руб. |
Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях | Важнейшие целевые индикаторы: количество созданных достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов; доля памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние; доля объектов культурного наследия, имеющих утвержденные границы территорий и зоны охраны; доля площади музейных экспозиций и хранилищ музейно-туристических комплексов, Центра хранения и реставрации музейных коллекций Новосибирской области к общей площади государственных и муниципальных музеев Новосибирской области; доля объектов культурного наследия, вовлеченных в сферу туризма; уровень информированности населения Новосибирской области об историко-культурном наследии Новосибирской области. Реализация Программы позволит к концу 2017 года достичь следующих результатов: создать на базе объектов культурного наследия 4 достопримечательных места, 1 историко-культурный заповедник, 6 музейно-туристических комплексов; увеличить долю памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние, к общему количеству памятников истории и архитектуры, расположенных на исторических территориях, до 78,9% (выше аналогичного показателя 2010 года на 13,9%); увеличить долю объектов культурного наследия, имеющих утвержденные границы территорий и зоны охраны, до 100% (2010 год - 43%); увеличить долю площадей музейных экспозиций и хранилищ за счет создания музейно-туристических комплексов, Центра хранения и реставрации музейных коллекций Новосибирской области к общей площади государственных и муниципальных музеев в Новосибирской области до 13% (2010 год - 10%); увеличить до 4,5% (или на 5000 единиц по сравнению с аналогичным показателем 2010 года) долю экспонируемых (доступных для ознакомления) музейных предметов от общего количества музейных предметов основного фонда государственных и муниципальных музеев в Новосибирской области; увеличить долю объектов культурного наследия, вовлеченных в сферу туризма, до 52% (2010 год - 15%); повысить уровень информированности населения об историко-культурном наследии Новосибирской области до 44% (2010 год -3% ); увеличить посещаемость музейно-туристических комплексов Новосибирской области за период реализации Программы более чем в 5 раз (к уровню 2010 года); создать более 600 рабочих мест в музейно-туристических комплексах, туристической инфраструктуре, сфере обслуживания. Реализация Программы будет способствовать: росту объема услуг, оказываемых в сфере туризма; привлечению дополнительных инвестиций в сферу туризма; росту налоговых поступлений от реализации туристических проектов, предусмотренных в рамках Программы, пополнению бюджетов всех уровней. Таким образом, созданная на исторических территориях система достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музейно-туристических комплексов позволит более эффективно сохранять и использовать историко-культурное наследие народов Сибири, развивать на их базе научно-познавательный и историко-культурный туризм в Новосибирской области |
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет | http://www.ugookn.nso.ru |
*Прогнозные объемы финансирования.
Предмет регулирования и сфера действия Программы
Предметом регулирования Программы являются правоотношения, направленные на формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области, в соответствии с действующим законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, Музейного фонда Российской Федерации и Новосибирской области.
Сфера действия Программы - социально-культурная.
Программа разработана в соответствии с целями и задачами Схемы территориального планирования Новосибирской области, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па, постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 629-п «Об утверждении плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», Программой социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.
Понятия и термины, используемые в Программе
Исторические территории - территории с особым правовым режимом содержания, на которых обеспечивается сохранение, изучение и публичное представление историко-культурного наследия, с расположенными на данной территории достопримечательными местами, памятниками, ансамблями, а также иными культурными ценностями, составляющими целостный историко-культурный и природный комплекс.
Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных и природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности.
Музейно-туристический комплекс - это вид музея, сочетающий в своем составе музейные экспозиции и фонды музея, архитектурные, исторические, археологические и другие памятники, образцы исторической застройки и исторические ландшафты и инфраструктуру туризма (различные объекты для размещения, подвоза, питания и культурно-бытового обслуживания населения и туристов), которая располагается вокруг музея и организует свою деятельность для обслуживания посетителей музея.
Краткая характеристика проблемы
Новосибирская область обладает значительным историко-культурным потенциалом. По состоянию на 01.01.2011 на территории Новосибирской области расположены 2168 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе 275 памятников архитектуры, 184 памятника истории, 1702 памятника археологии, 7 памятников монументального искусства.
В области работают 34 государственных и муниципальных музея, 50 ведомственных и 200 школьных музеев, в которых хранится более 500 тысяч предметов, входящих в состав музейного фонда Российской Федерации и Новосибирской области.
В то же время эффективность использования данного потенциала крайне низкая. Это связано с целым рядом проблем:
пробелы в нормативном правовом обеспечении затрудняют процесс создания и развития новых форм сохранения объектов культурного наследия, создания историко-культурных заповедников, достопримечательных мест, музеев-заповедников, а также популяризации культурного наследия Новосибирской области (доля объектов культурного наследия, имеющих утвержденные границы территорий и зоны охраны, в 2010 году составила 43%);
отсутствие эффективной модели управления историко-культурным наследием Новосибирской области, позволяющей привлекать к сохранению культурного достояния различные группы общества и бизнеса;
отсутствие развитой инфраструктуры, отвечающей современным требованиям организации, приема и ознакомления жителей и гостей Новосибирской области с историческим наследием. Так, в настоящее время по экспертным оценкам условия для доступа и ознакомления с архитектурным обликом памятников истории созданы не более чем для 15% объектов культурного наследия, из них 65% объектов культурного наследия не обеспечены транспортным сообщением, 85% - не обустроены сервисной инфраструктурой (остро ощущается недостаток гостиниц с комфортными условиями проживания, пунктов питания и т.д.);
слабая информированность населения Новосибирской области об имеющемся историко-культурном потенциале (в среднем, по экспертным оценкам, уровень информированности не превышает 10%);
острый недостаток музейных хранилищ на территории Новосибирской области, отсутствие благоприятных условий для сохранения музейных коллекций, и неудовлетворительные условия для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (в Новосибирской области хранится свыше 500 тыс. предметов, входящих в состав музейного фонда, из них обеспечены правильным режимом хранения не более 20%);
недостаточный уровень обеспеченности сохранности объектов культурного наследия (доля памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние, в 2010 году составила 64%) и недостаток специализированных реставрационно-художественных мастерских, дефицит подготовленных специалистов-реставраторов и нехватка оборудования для реставрации (общее количество музейных предметов, нуждающихся в реставрации, в 2010 году составило 74600 единиц).
В настоящее время в Новосибирской области практически не используется туристский потенциал памятников археологии, несмотря на большой интерес российских граждан и зарубежных туристов к древнейшему и средневековому прошлому народов Сибири. Чтобы превратить памятник археологии в общедоступный объект и включить его в круг туристского показа, необходимо организовать проведение научных археологических раскопок, в результате которых посетителю можно наглядно продемонстрировать особенности объекта археологического наследия, способ получения информации о нем, подлинный археологический материал - свидетельство древних эпох, получаемый в ходе исследования. Вторым, немаловажным элементом является реконструкция и музеефикация памятника археологии или его части, воссозданная на основе материалов научных исследований. Только в комплексе этих двух важных составляющих объект археологического наследия становится ярким элементом туристического показа, наглядно знакомящим посетителя с особенностями жизни народов в древности, живым и познавательным свидетельством древней истории.
Создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов призвано зарезервировать наиболее ценные объекты культурного наследия, сберечь их от нерационального и неразумного хозяйственного использования и вовлечь в индустрию туризма.
В ходе реализации Программы планируется использование и популяризация уникальных объектов культурного наследия, расположенных в городах Новосибирске и Куйбышеве, в Колыванском, Коченевском, Мошковском, Новосибирском, Сузунском и ряде других районов Новосибирской области. Сеть объектов возможно объединять многодневными туристическими маршрутами, формирующимися исходя из разных сроков пребывания туристов.
Обоснование необходимости решения проблемы
программными методами
Создание системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов, развитие на ее базе научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области предполагает решение комплекса правовых, экономических, социальных вопросов, связанных с обеспечением сохранности и использования движимых и недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в различных формах собственности, регулирование и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления, учреждениями и общественными организациями.
Достижение поставленных целей и решение задач Программы, рациональное использование и объединение различных источников финансирования и координирование мероприятий целесообразно осуществлять в рамках программно-целевого подхода, который дает возможность сконцентрировать усилия и средства на решении поставленных задач.
Реализация Программы возможна на принципах расширения государственно-частного партнерства, усиления интеграции и межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления по созданию условий для привлечения инвестиций, определению и уточнению правового статуса объектов культурного наследия и занятых ими земельных участков, созданию первоначальной инфраструктуры, активного участия специализированных научных учреждений и общественных организаций (национально-культурных, религиозных, казачьих).
Цель Программы - создание на исторических территориях Новосибирской области системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музейно-туристических комплексов, являющейся основой сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия народов Сибири, развития научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области.
Задачи Программы:
1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективное использование в их естественном природном и культурном окружении.
2. Создание условий для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (музейных предметов) на территории Новосибирской области.
3. Формирование туристической инфраструктуры на исторических территориях.
4. Обеспечение доступности информации об историко-культурном наследии Новосибирской области.
Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам социально-экономического развития Новосибирской области и отвечают основным направлениям политики органов государственной власти Новосибирской области, определенным в Программе социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.
Цель и задачи Программы с указанием целевых индикаторов приведены в приложении N 1 к Программе.
Методика расчета значений целевых индикаторов Программы приведена в приложении N 2 к Программе.
В соответствии с поставленными целями и обозначенными задачами в рамках Программы предусматривается следующая система мероприятий.
1. Мероприятия, направленные на обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективного использования в их естественном природном и культурном окружении, будут включать в себя:
1) мероприятия по определению правового статуса объектов культурного наследия, в том числе проведение государственной историко-культурной экспертизы, включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия, определение и утверждение границ и режимов использования территории, формирование земельных участков и включение их в государственный кадастр недвижимости, регистрация права собственности, разработка проектов зон охраны;
2) комплекс мер по сохранению историко-культурного наследия, в том числе техническое и археологическое обследование, научно-исследовательские, проектные, ремонтно-реставрационные работы.
Критериями отбора объектов культурного наследия для их включения в перечень мероприятий Программы по обеспечению сохранности объектов культурного наследия являлись степень их сохранности, определяемая по результатам обследования (инвентаризации), социальная значимость - использование для деятельности учреждений культуры, здравоохранения, образования и комплексность застройки, связанная с необходимостью сохранения в исторических территориях сложившейся историко-градостроительной среды.
2. Мероприятия, направленные на создание условий для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (музейных предметов) на территории Новосибирской области, включают в себя:
1) строительство здания Центра хранения и реставрации музейных предметов Новосибирской области, модернизацию инфраструктуры фондохранилищ, создание реставрационных мастерских и системы сохранения музейных коллекций, формирование системы электронного доступа к хранимым музейным ценностям;
2) проведение реконструкции и создание новых музейных туристических комплексов и объектов, строительство экспозиций музеев.