Принят
Законодательным собранием
Новосибирской области
25 ноября 2010 года
Подписан
Губернатором
Новосибирской области
02 декабря 2010 года
Статья 1
Утвердить Программу социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 - 2015 годы (прилагается).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу cо дня его официального опубликования.
Губернатор
Новосибирской области
В.А.Юрченко
г. Новосибирск
2 декабря 2010 г.
N 10-ОЗ
Программа социально-экономического развития Новосибирской области
на 2011-2015 годы
Программа социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 г. N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», распоряжением администрации Новосибирской области от 06.10.2008 г. N 382-ра «О разработке Программы социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2015 года», постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 г. N 164 «О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области».
Программа является важнейшим элементом многоуровневой системы стратегического планирования в Новосибирской области, в основу которой положены современные управленческие новации и механизмы реализации, системная и последовательная модернизация Новосибирской области и государственно-частное партнерство.
Настоящая Программа представляет собой управленческий документ проблемно-ориентированного характера, целью которого является определение приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Новосибирской области по реализации целей Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (далее - Стратегия). Вместе с тем, Программа учитывает особенности текущего периода развития Новосибирской области и Российской Федерации в целом.
Программа развивает, дополняет и конкретизирует на период до 2015 года основные стратегические установки, отраслевые и территориальные приоритеты, цели и задачи, отраженные в Стратегии и в Схеме территориального планирования Новосибирской области на период до 2025 года, обеспечивая преемственность разноуровневых планово-прогнозных документов.
Следует отметить, что мировой финансово-экономический кризис не меняет общие цели и задачи Стратегии, однако он оказал влияние на динамику их реализации.
Обозначенные в Стратегии основные конкурентные преимущества (сильные стороны) Новосибирской области, определяющие ее специфику по сравнению с другими субъектами Сибирского федерального округа, не теряют своей актуальности в условиях кризиса и по-прежнему формируют мощный институциональный, инновационный, инфраструктурный и культурный потенциал области.
Накопленный в последние годы потенциал положительных результатов реализации Стратегии формирует надежную основу для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития Новосибирской области и позволяет достаточно уверенно преодолевать последствия негативного воздействия кризисных явлений в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики Новосибирской области.
Определяющим фактором подобной устойчивости экономической системы Новосибирской области является диверсифицированная структура производства, сравнительно благоприятные условия функционирования хозяйствующих субъектов и высокая предпринимательская активность, поддерживаемая реализацией системы антикризисных мер и решений, принятых законодательным и исполнительными органами государственной власти Новосибирской области.
Основными принципами, заложенными в Программу, являются:
1) усиление конкурентоспособности региональной социально-экономической системы и всей системы управления за счет ее последовательной и системной модернизации. Приоритеты стратегического развития Новосибирской области заключаются в ориентации на инновационный путь развития, преодолении хронической технологической отсталости, широкомасштабном обновлении как производственной, так и социальной сферы. Это становится особенно важным в условиях первых лет реализации Программы, когда Новосибирская область будет развиваться в условиях последствий глобального финансово-экономического кризиса, когда именно повышение конкурентоспособности и эффективности производства смогут нейтрализовать последствия кризиса для экономической и социальной сферы Новосибирской области;
2) дальнейшее следование принципу «опоры на собственные силы». Использование подобной модели экономической политики и взаимодействия с федеральными органами государственной власти делает более устойчивой финансово-экономическую систему Новосибирской области и гарантирует защиту от негативного воздействия внешних факторов изменения экономической и ценовой конъюнктуры;
3) повышение степени социальной защищенности граждан Новосибирской области, усиление социальной направленности всех управленческих решений и активная политика по формированию «среднего класса», расширение среднего класса как фактора стабильности и роста внутреннего рынка Новосибирской области. Социальная направленность Программы должна найти отражение в определении конкретных направлений деятельности органов государственной власти Новосибирской области, ориентированных на устранение ключевых проблем в жизнедеятельности населения и мобилизацию всех располагаемых ресурсов для эффективного решения задач социального развития;
4) более широкое использование принципа государственно-частного партнерства и социальной ответственности бизнеса. Корпоративная социальная ответственность должна опираться на инвестиции, имеющие социальную направленность, и на социально ответственное поведение, что является взаимовыгодным как для компании, так и для общества. В Программе предусмотрены механизмы сотрудничества хозяйствующих субъектов и органов государственной власти Новосибирской области. Такое взаимодействие предполагает участие бизнеса в разработке и реализации Программы;
5) обеспечение преемственности со Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года и со Схемой территориального планирования Новосибирской области. Соблюдение данного принципа является не только необходимым условием эффективности функционирования, но и фактором дееспособности системы многоуровневого стратегического управления Новосибирской области, которая в свою очередь определяет планомерность и последовательность процессов модернизации и социально-экономического развития;
6) обеспечение согласованности с программными документами долгосрочного развития Российской Федерации, стратегическими документами социально-экономического развития субъектов Сибирского федерального округа, с системой мероприятий органов государственной власти Российской Федерации по преодолению последствий кризиса. Основные направления Программы социально-экономического развития Новосибирской области должны корреспондировать с этими документами, равно как и с направлениями реализации муниципальной и административной реформы.
Программа исходит из того, что Новосибирская область в последние годы сформировала значительный потенциал для реализации долгосрочных целей и перспективных задач. Темпы экономического роста в Новосибирской области превышают средние темпы роста по Российской Федерации, и это дает возможность усилить конкурентные преимущества Новосибирской области в Сибирском федеральном округе. В то же время поддержание высоких темпов экономического роста и обеспечение качества экономического развития на территории Новосибирской области связано с необходимостью создания устойчивых механизмов, консолидирующих усилия всех уровней власти, бизнеса и населения. Такие механизмы должны быть направлены как на решение существующих проблем, так и на создание условий для успешного преодоления будущих вызовов развития, что особенно важно в условиях увеличивающейся нестабильности мировой экономики.
В этой связи Программа направлена, с одной стороны, на разрешение имеющихся в экономике и социальной сфере проблем, с другой стороны - на закрепление и усиление существующих позитивных тенденций.
Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа и является одним из крупнейших субъектов Российской Федерации.
В советский период основу экономического потенциала Новосибирской области составляли пять групп отраслей:
военно-промышленный комплекс, по концентрации которого Новосибирская область занимала третье место в СССР;
научно-образовательный комплекс;
гражданское машиностроение (в области было сконцентрировано до 40% машиностроительного производства Западной Сибири);
агропромышленный комплекс;
транспортная инфраструктура общегосударственного и межрегионального значения.
Все основные отрасли полностью или частично финансировались за счет бюджетных средств. При этом большинство предприятий было создано в условиях специфической советской системы цен и гарантированного спроса на продукцию и услуги.
Распад СССР и произошедший вследствие этого разрыв хозяйственных связей, либерализация цен в 1992 году, резкое сокращение бюджетного финансирования, многократное падение внутреннего спроса, а также открытие границ привели экономику Новосибирской области к структурному кризису.
В 1990-1998 годах произошли кардинальные изменения в промышленности Новосибирской области: стали убыточными почти все предприятия, выпускавшие электронную и радиотехническую продукцию; вместо производства высокотехнологичной продукции (космической и авиационной техники, электроники, биотехнологий и т.д.) стали развиваться более простые производства: пищевая промышленность, производство мебели, обуви, ориентированные на покупательский спрос населения. Существенно увеличилась степень износа основных производственных фондов. Резко сократились объемы промышленного и гражданского строительства. Наряду с этим, удачное расположение Новосибирской области на пересечении важнейших транспортных путей Российской Федерации способствовало интенсивному формированию рыночной инфраструктуры на территории Новосибирской области и, прежде всего, ее транспортной и торгово-посреднической составляющей. В результате в экономике Новосибирской области значительно выросла доля услуг в структуре валового регионального продукта (с 40,2% в 1995 году до 67% в 2008 году). Причем в Новосибирской области доля рыночных услуг увеличивалась более быстрыми темпами по сравнению со средними показателями по Российской Федерации.
В начале 2000-х годов произошел коренной перелом в динамике социально-экономического развития - начались процессы восстановления объемов производства и ускоренного преодоления последствий кризиса переходного периода.
За период с 2000 по 2009 год в Новосибирской области:
обеспечено удвоение валового регионального продукта (в сопоставимой оценке), темпы роста валового регионального продукта в 2000-2009 годах превышали темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации и стали одними из самых высоких среди субъектов Сибирского федерального округа;
сформирована нормативная правовая база по стимулированию инвестиционных процессов и развитию инновационной деятельности;
более чем в 4 раза вырос объем инвестиций в основной капитал (в сопоставимой оценке);
более чем в 2 раза увеличился объем промышленного производства, индекс промышленного производства превысил среднероссийский и средний по Сибирскому федеральному округу;
уровень общей безработицы снизился с 13,3% до 10% (в 2008 году - 7,3%), в результате роста деловой активности предприятий значительно сократились масштабы неполной занятости;
в 3,8 раза выросла реальная заработная плата, в 3,2 раза - реальные располагаемые денежные доходы населения, среднедушевые доходы превысили величину прожиточного минимума почти в 3 раза, до 16,6% сократилась численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
Важнейшим результатом реализации демографической политики за последнее десятилетие стал рост численности населения области в 2008 году; увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения (в 2000 году она составляла 66,5 лет, в 2009 - 68,9).
Новосибирская область уверенно лидирует среди субъектов Сибирского федерального округа по темпам и масштабам жилищного строительства. За 2000-2009 годы в Новосибирской области введено 8 млн. кв. метров жилья; построено и реконструировано более 200 объектов социально-культурного назначения.
По объему производства валовой продукции сельского хозяйства область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации и занимает четвертое место в Сибирском федеральном округе после Алтайского и Красноярского краев и Омской области.
Одним из конкурентных преимуществ Новосибирской области является уникальный научно-образовательный потенциал. Научно-технический и образовательный комплекс Новосибирской области представлен 55 академическими институтами Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук; Федеральным государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор» (ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор»), а также более 60 отраслевыми научно-исследовательскими, конструкторско-технологическими и проектными институтами, более 100 крупными и 1700 малыми предприятиями, 46 высшими учебными заведениями, в том числе 28 государственными вузами и филиалами.
Доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в Новосибирской области более чем в полтора раза превышает среднероссийский уровень. Новосибирская область занимает 2-е место в Сибирском федеральном округе по числу студентов на 10 000 населения. Численность учащихся в государственных вузах на 10 000 населения составляет 590 человек, что на 36% выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Перспективы дальнейшего динамичного развития Новосибирской области связаны с решением ряда проблем, среди которых наиболее значимыми являются:
1) низкий уровень инновационной активности промышленных предприятий, недостаточное использование научного потенциала, низкая производительность труда и устаревшие основные фонды в экономике Новосибирской области, что выдвигает на первый план задачу преодоления технологического отставания ряда секторов и сфер производства;
2 ) высокий уровень дифференциации социального развития и экономического потенциала на территории Новосибирской области, концентрация экономической активности в Новосибирской агломерации при относительно слабом развитии остальных территорий Новосибирской области;
3) недостаточный уровень развития энергетической и инженерной инфраструктуры на территории Новосибирской области (в частности - серьезное отставание Новосибирской области от среднероссийского уровня в области газификации жилья и коммунальной сферы);
4) неразвитость транспортной инфраструктуры с точки зрения соответствия автодорожной сети современным мировым стандартам;
5) потенциал развития сельской экономики Новосибирской области используется недостаточно, она недостаточно диверсифицирована, не обеспечивается полный цикл переработки сельскохозяйственной продукции, не в полной мере используются современные инновационные технологии в сельском хозяйстве;
6) сокращение численности трудовых ресурсов области, в том числе в связи с отрицательным естественным приростом населения, несоответствие структуры спроса и предложения на рынке труда, дефицит высокопрофессиональных кадров;
7) относительно низкий уровень доходов населения на фоне высокой дифференциации населения по доходам и высокой доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;
8) отставание от среднероссийского уровня по обеспеченности жильем в ряде муниципальных образований Новосибирской области, низкий уровень качества жилищных условий во многих муниципальных образованиях.
В современных условиях важным фактором является экономическая и финансовая нестабильность в мире, что усиливает конкуренцию за человеческие ресурсы и инвестиции.
Основная стратегическая цель Программы социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2015 года состоит в кардинальном повышении конкурентоспособности Новосибирской области.
Конкурентоспособный регион характеризуется комфортными условиями для проживания, труда и отдыха, эффективным функционированием хозяйственного механизма, высоким уровнем инвестиционной привлекательности и инновационной активности. Повышение конкурентоспособности Новосибирской области позволит обеспечить ее превращение в важнейший регион азиатской части России.
Стратегическими приоритетами развития Новосибирской области на период до 2015 года являются:
конкурентоспособная экономика;
комфортная среда проживания.
Для реализации стратегической цели Программы и приоритетов развития области необходимо обеспечить решение следующих задач:
1) развитие человеческого капитала, повышение качества и уровня жизни населения Новосибирской области, рост общего уровня доходов, в том числе за счет сглаживания диспропорций социального и экономического развития, улучшения физического и нравственного здоровья, развития образования и культуры, повышения качества окружающей природной и техногенной среды;
2) активизация инновационных процессов в традиционных отраслях и развитие инновационного сектора экономики, развитие инноваций в социальной сфере и технологических инноваций на территории Новосибирской области;
3) обеспечение роста конкурентоспособности функционирующих на территории Новосибирской области хозяйствующих субъектов, в том числе за счет поддержки инициатив по формированию научно-производственных и технологических кластеров; поддержки интеграционных процессов; повышения эффективности использования энергетических ресурсов и обеспечения энергетической безопасности; снижения административных барьеров и издержек создания и ведения бизнеса;
4) активизация инвестиционной деятельности, в том числе за счет максимально полной реализации имеющихся конкурентных преимуществ и формирования образа Новосибирской области как динамично развивающегося региона, обладающего значительным экономическим потенциалом.
Для достижения цели и решения поставленных задач в Программе сформирована система управленческих политик Новосибирской области.
Система взаимосвязанных управляющих политик, сформулированных в Стратегии для достижения основных целей долгосрочного развития Новосибирской области (социальная, экономическая, инновационная, пространственная и административно-управленческая), в Программе реализуется через управленческие политики по конкретным направлениям деятельности.
Управленческие политики определяют основы деятельности органов государственной власти Новосибирской области в той или иной сфере, цели и задачи развития и функционирования экономики и социальной сферы.
Управленческие политики органов государственной власти Новосибирской области как основной инструмент реализации приоритетов социально-экономического развития области формируются и реализуются в целях: