ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 июня 2011 года N 236-рп

г. Новосибирск


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы
«Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников
 и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области
на 2012-2017 годы»

     


В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»:

1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы».

2. Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (Кошелев А.В.) совместно с исполнительными органами государственной власти Новосибирской области разработать до 10.07.2011 проект долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы».

3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Новосибирской области
                                            от 14.06.2011 N 236-рп


КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы
«Формирование системы достопримечательных мест,
историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов
в Новосибирской области на 2012-2017 годы»


(далее - концепция)



Концепция долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы» (далее - Программа) подготовлена в соответствии с целями и задачами Схемы территориального планирования Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па, постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 N 289-п «О приоритетных задачах по обеспечению эффективного развития Новосибирской области в 2011 году и об утверждении плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 год и на период до 2013 года».

Правовой основой для разработки проекта Программы являются:

Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Закон Новосибирской области от 25.12.2006 N 79-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Новосибирской области»;

Закон Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области»;

постановление администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».

I. Цель и задачи Программы, обоснование их соответствия приоритетам социально-экономического развития

Цель Программы - создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музейно-туристических комплексов, являющейся основой сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия народов Сибири, развития научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области.

Задачи Программы:

1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективное использование в их естественном природном и культурном окружении.

2. Создание условий для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (музейных предметов) на территории Новосибирской области.

3. Формирование туристической инфраструктуры на исторических территориях.

4. Обеспечение доступности информации об историко-культурном наследии региона.

Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам социально-экономического развития Новосибирской области и отвечают основным направлениям политики органов государственной власти Новосибирской области, определенным в Программе социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.


II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов
 достижения целей и решения задач Программы с разбивкой по временным периодам

Цели и задачи, требующие решения для достижения цели

Целевой индикатор

Ед. изме-рения

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

Примечания

Цель - создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музейно-туристических комплексов, являющейся основой сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия народов Сибири, развития научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области

Количество созданных достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов

ед.

2

5

2

1

1

-

за период реализации Программы будет создано 4 достопримечательных места, 1 историко-культурный заповедник, 6 музейно-туристических комплексов (подробное описание вновь созданных объектов представлено
в приложении
к концепции Программы)

Задача 1.
Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективное использование в их естественном природном и культурном окружении

Доля ОКН, имеющих утвержденные границы территорий и зоны охраны*

%

58,2

80

100

100

100

100

в 2010 году данный показатель составлял 43%

Доля памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние*

%

66

70

74

77

82

85

в 2010 году данный показатель составлял 64%.
Общее количество памятников истории и архитектуры 266 ед.*

Количество ОКН, на которых проведены ремонтно-реставрационные работы*

ед.

5

10

11

9

12

7

за период реализации Программы будет отреставрировано 54 ОКН.
Количество ОКН, требующих проведения ремонтно-реставрацион-ных работ, 36% от общего количества памятников истории и архитектуры - 96 ед.*

Задача 2.
Создание условий для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (музейных предметов) на территории Новосибирской области

Доля экспонируемых (доступных для ознакомления) музейных предметов от общего количества музейных предметов основного фонда государственных и муниципальных музеев Новосибирской области

%

3,2

3,4

3,6

4

4,2

4,5

в 2010 году данный показатель составлял 3,2%.
Общее количество музейных предметов основного фонда - 340500 ед.

Доля площади музейных экспозиций и хранилищ МТК и Центра хранения и реставрации музейных коллекций Новосибирской области к общей площади государственных и муниципальных музеев области

%

10

10,8

11,5

12

16

20

в 2010 году данный показатель составлял 10%.
Общая площадь государственных и муниципальных музеев Новосибирской области -
29340 кв.м

Количество отреставрированных музейных предметов

ед.

740

740

780

820

1400

1500

общее количество музейных предметов, нуждающихся в реставрации по состоянию на 01.01.2011 - 74600 ед.
К 2017 году количество отреставрированных музейных предметов составит 5980 ед.

Количество музейных предметов, поступивших в музейные фонды

ед.

2000

2100

2200

2400

2400

2500

к 2017 году музейные фонды увеличатся на 13600 музейных предметов

Задача 3.
Формирование туристической инфраструктуры на исторических территориях Новосибирской области

Доля ОКН, вовлеченных в сферу туризма*

%

15,2

32,2

42,2

49,6

50

52

общее количество ОКН - 505 ед.*

Обеспеченность МТК сервисной инфраструктурой*

%

19

40

54

61

75

82

в 2010 году данный показатель составлял 15%

Задача 4.
Обеспечение доступности информации об историко-культурном наследии региона

Посещаемость МТК, ДМ, ИКЗ

тыс. чел.

55

63

173

193

216

246

Доля ОКН, информация о которых размещена в сети Интернет

%

45

80

100

100

100

100

Уровень информированности населения Новосибирской области об историко-культурном наследии Новосибирской области

%

16

21

28

34

39

44

уровень информированности населения Новосибирской области в 2010 году составлял 10% (по экспертным оценкам)

(*)Целевые индикаторы в таблице указаны для объектов, расположенных на исторических территориях.

Применяемые сокращения:

ДМ - достопримечательное место;

ИКЗ - историко-культурный заповедник;

ОКН - объект культурного наследия;

МТК - музейно-туристический комплекс.


III. Анализ проблемы

Новосибирская область обладает значительным историко-культурным потенциалом. По состоянию на 01.01.2011 на территории Новосибирской области расположены 2168 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе 275 памятников архитектуры, 184 памятника истории, 1702 памятника археологии, 7 памятников монументального искусства.

В области работают 34 государственных и муниципальных музея, 50 ведомственных и 200 школьных музеев, в которых хранится более 500 тысяч предметов, входящих в состав музейного фонда Российской Федерации и Новосибирской области.

В то же время эффективность использования данного потенциала крайне низкая. Эта связано с целым рядом проблем:

пробелы в нормативном правовом обеспечении затрудняют процесс создания и развития новых форм сохранения объектов культурного наследия, создания историко-культурных заповедников, достопримечательных мест, музеев-заповедников, а также популяризацию культурного наследия Новосибирской области (доля ОКН, имеющих утвержденные границы территорий и зоны охраны в 2010 году, составила 43%);

отсутствие эффективной модели управления историко-культурным наследием Новосибирской области, позволяющей привлекать к сохранению культурного достояния различные группы общества и бизнеса;

отсутствие развитой инфраструктуры, отвечающей современным требованиям организации, приема и ознакомления жителей и гостей области с историческим наследием. Так, в настоящее время по экспертным оценкам условия для доступа и ознакомления с архитектурным обликом памятников истории созданы не более чем для 15% объектов культурного наследия, из них 65% ОКН не обеспечены транспортным сообщением, 85% - не обустроены сервисной инфраструктурой (остро ощущается недостаток гостиниц с комфортными условиями проживания, пунктов питания и т.д.);

слабая информированность населения Новосибирской области об имеющемся историко-культурном потенциале (в среднем, по экспертным оценкам, уровень информированности не превышает 10%);

острый недостаток музейных хранилищ на территории Новосибирской области, отсутствие благоприятных условий для сохранения музейных коллекций и неудовлетворительные условия для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (в Новосибирской области хранится свыше 500 тыс. предметов, входящих в состав музейного фонда, из них обеспечены правильным режимом хранения не более 20%);

недостаточный уровень обеспеченности сохранности объектов культурного наследия (доля памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние, в 2010 году составила 64%) и недостаток специализированных реставрационно-художественных мастерских, дефицит подготовленных специалистов-реставраторов и нехватка оборудования для реставрации (общее количество музейных предметов, нуждающихся в реставрации, в 2010 году составило 74600 единиц).

В настоящее время в Новосибирской области практически не используется туристский потенциал памятников археологии, несмотря на большой интерес российских граждан и зарубежных туристов к древнейшему и средневековому прошлому народов Сибири. Чтобы превратить памятник археологии в общедоступный объект и включить его в круг туристского показа, необходимо организовать проведение научных археологических раскопок, в результате чего посетителю можно наглядно продемонстрировать особенности объекта археологического наследия, способ получения информации о нём, подлинный археологический материал - свидетельство древних эпох, получаемый в ходе исследования. Вторым, немаловажным элементом, является реконструкция и музеефикация памятника археологии или его части, воссозданная на основе материалов научных исследований. Только в комплексе этих двух важных составляющих объекта археологического наследия становится ярким элементом туристического показа, наглядно знакомящим посетителя с особенностями жизни народов в древности, живым и познавательным свидетельством древней истории.

Создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов призвано зарезервировать наиболее ценные объекты культурного наследия, сберечь их от нерационального и неразумного хозяйственного использования и вовлечь в индустрию туризма.

В ходе реализации Программы планируется использование и популяризация уникальных объектов культурного наследия, расположенных в г. Новосибирске, г. Куйбышеве, в Колыванском, Коченевском, Мошковском, Новосибирском, Сузунском и ряде других районов Новосибирской области. Сеть объектов возможно объединять многодневными туристическими маршрутами, формирующимися исходя из разных сроков пребывания туристов.


IV. Обоснование необходимости решения проблемы
 в рамках программно-целевого подхода

Создание системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов, развитие на ее базе научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области предполагает решение комплекса правовых, экономических, социальных вопросов, связанных с обеспечением сохранности и использования движимых и недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в различных формах собственности, регулирование и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления, учреждениями и общественными организациями.

Достижение поставленных целей и решение задач Программы, рациональное использование и объединение различных источников финансирования и координирование мероприятий целесообразно осуществлять в рамках программно-целевого подхода, который дает возможность сконцентрировать усилия и средства на решении поставленных задач.

Реализация Программы возможна на принципах расширения государственно-частного партнерства, усиления интеграции и межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления по созданию условий для привлечения инвестиций, определению и уточнению правового статуса объектов культурного наследия и занятых ими земельных участков, созданию первоначальной инфраструктуры, активного участия специализированных научных учреждений и общественных организаций (национально-культурных, религиозных, казачьих).

V. Механизм реализации Программы, система управления


Государственным заказчиком-координатором (далее - заказчик_координатор) Программы является управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (далее - Управление).

Руководителем Программы является руководитель Управления. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию, координацию и достижение результатов реализации Программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение.

Управление осуществляет контроль за ходом реализации Программы, координацию деятельности заказчиков и исполнителей мероприятий Программы, оперативный контроль за проведением программных мероприятий и мониторинг результатов реализации, выявляет отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, устанавливает причины и разрабатывает меры по устранению отклонений. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными заказчиками (далее - заказчики) и исполнителями Программы.

Заказчиками Программы являются: министерство культуры Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области.

Исполнителями мероприятий Программы выступают исполнительные органы государственной власти и государственные учреждения Новосибирской области, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере сохранения культурного наследия и туризма.

Заказчик-координатор (заказчик) разрабатывает условия участия претендентов в проводимых конкурсах на право выполнения мероприятий Программы в соответствии с законодательством.

Отбор проектов, реализуемых в рамках Программы, производится заказчиком-координатором (заказчиками) Программы в соответствии с действующим законодательством. Условием отбора проектов для включения в Программу является их направленность на достижение целей Программы, их особая социально-культурная значимость, наличие проектно-сметной документации, возможность завершения определенного этапа ремонтно-реставрационных работ в течение срока действия Программы, перспективы последующего использования объекта культурного наследия в активной культурной и туристической деятельности.

Ежегодно Управление по согласованию с другими заказчиками Программы разрабатывает планы реализации мероприятий Программы.

Контроль за реализацией мероприятий ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.

Исполнители программных мероприятий в установленном заказчиком-координатором порядке представляют в Управление и заказчикам Программы отчеты о целевом использовании полученных финансовых средств.

Управление готовит отчет об исполнении Программы в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.

В целях обеспечения процедуры публичности (открытости) информации о мероприятиях Программы, значениях целевых индикаторов, результатах контроля за реализацией Программы заказчик-координатор размещает на официальном сайте в сети Интернет текст утвержденной Программы, отчеты о ходе ее реализации и результатах выполнения мероприятий.

VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы

Возрождение ландшафтных особенностей исторической территории, традиционного природопользования, исторически сложившегося типа хозяйствования для историко-культурных заповедников является важнейшей задачей сохранения культурного наследия наряду с реставрацией объектов культурного наследия.

Создание и развитие системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области невозможно осуществить без государственной поддержки, которую в первую очередь целесообразно направлять на проведение реставрационных работ, создание музейных экспозиций и комплексов, на оказание поддержки в развитии инфраструктуры.

В связи с тем, что реставрация объектов культурного наследия является дорогостоящим мероприятием, а многие собственники и пользователи памятников не имеют достаточных средств для обеспечения их сохранности, отсутствие государственной поддержки может привести к увеличению доли объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, и даже к полной физической утрате части памятников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»