ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 июня 2011 года N 236-рп
г. Новосибирск
Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы
«Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников
и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области
на 2012-2017 годы»
В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»:
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы».
2. Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (Кошелев А.В.) совместно с исполнительными органами государственной власти Новосибирской области разработать до 10.07.2011 проект долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы».
3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
Губернатор области
В.А.Юрченко
КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы
«Формирование системы достопримечательных мест,
историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов
в Новосибирской области на 2012-2017 годы»
(далее - концепция)
Концепция долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы» (далее - Программа) подготовлена в соответствии с целями и задачами Схемы территориального планирования Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па, постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 N 289-п «О приоритетных задачах по обеспечению эффективного развития Новосибирской области в 2011 году и об утверждении плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 год и на период до 2013 года».
Правовой основой для разработки проекта Программы являются:
Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
Закон Новосибирской области от 25.12.2006 N 79-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Новосибирской области»;
Закон Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области»;
постановление администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».
Цель Программы - создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музейно-туристических комплексов, являющейся основой сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия народов Сибири, развития научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области.
Задачи Программы:
1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их эффективное использование в их естественном природном и культурном окружении.
2. Создание условий для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (музейных предметов) на территории Новосибирской области.
3. Формирование туристической инфраструктуры на исторических территориях.
4. Обеспечение доступности информации об историко-культурном наследии региона.
Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам социально-экономического развития Новосибирской области и отвечают основным направлениям политики органов государственной власти Новосибирской области, определенным в Программе социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.
Цели и задачи, требующие решения для достижения цели | Целевой индикатор | Ед. изме-рения | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | Примечания | |||
Цель - создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музейно-туристических комплексов, являющейся основой сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия народов Сибири, развития научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области | Количество созданных достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов | ед. | 2 | 5 | 2 | 1 | 1 | - | за период реализации Программы будет создано 4 достопримечательных места, 1 историко-культурный заповедник, 6 музейно-туристических комплексов (подробное описание вновь созданных объектов представлено | |||
Задача 1. | Доля ОКН, имеющих утвержденные границы территорий и зоны охраны* | % | 58,2 | 80 | 100 | 100 | 100 | 100 | в 2010 году данный показатель составлял 43% | |||
Доля памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние* | % | 66 | 70 | 74 | 77 | 82 | 85 | в 2010 году данный показатель составлял 64%. | ||||
Количество ОКН, на которых проведены ремонтно-реставрационные работы* | ед. | 5 | 10 | 11 | 9 | 12 | 7 | за период реализации Программы будет отреставрировано 54 ОКН. | ||||
Задача 2. | Доля экспонируемых (доступных для ознакомления) музейных предметов от общего количества музейных предметов основного фонда государственных и муниципальных музеев Новосибирской области | % | 3,2 | 3,4 | 3,6 | 4 | 4,2 | 4,5 | в 2010 году данный показатель составлял 3,2%. | |||
Доля площади музейных экспозиций и хранилищ МТК и Центра хранения и реставрации музейных коллекций Новосибирской области к общей площади государственных и муниципальных музеев области | % | 10 | 10,8 | 11,5 | 12 | 16 | 20 | в 2010 году данный показатель составлял 10%. | ||||
Количество отреставрированных музейных предметов | ед. | 740 | 740 | 780 | 820 | 1400 | 1500 | общее количество музейных предметов, нуждающихся в реставрации по состоянию на 01.01.2011 - 74600 ед. | ||||
Количество музейных предметов, поступивших в музейные фонды | ед. | 2000 | 2100 | 2200 | 2400 | 2400 | 2500 | к 2017 году музейные фонды увеличатся на 13600 музейных предметов | ||||
Задача 3. | Доля ОКН, вовлеченных в сферу туризма* | % | 15,2 | 32,2 | 42,2 | 49,6 | 50 | 52 | общее количество ОКН - 505 ед.* | |||
Обеспеченность МТК сервисной инфраструктурой* | % | 19 | 40 | 54 | 61 | 75 | 82 | в 2010 году данный показатель составлял 15% | ||||
Задача 4. | Посещаемость МТК, ДМ, ИКЗ | тыс. чел. | 55 | 63 | 173 | 193 | 216 | 246 | ||||
Доля ОКН, информация о которых размещена в сети Интернет | % | 45 | 80 | 100 | 100 | 100 | 100 | |||||
Уровень информированности населения Новосибирской области об историко-культурном наследии Новосибирской области | % | 16 | 21 | 28 | 34 | 39 | 44 | уровень информированности населения Новосибирской области в 2010 году составлял 10% (по экспертным оценкам) |
(*)Целевые индикаторы в таблице указаны для объектов, расположенных на исторических территориях.
Применяемые сокращения:
ДМ - достопримечательное место;
ИКЗ - историко-культурный заповедник;
ОКН - объект культурного наследия;
МТК - музейно-туристический комплекс.
Новосибирская область обладает значительным историко-культурным потенциалом. По состоянию на 01.01.2011 на территории Новосибирской области расположены 2168 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе 275 памятников архитектуры, 184 памятника истории, 1702 памятника археологии, 7 памятников монументального искусства.
В области работают 34 государственных и муниципальных музея, 50 ведомственных и 200 школьных музеев, в которых хранится более 500 тысяч предметов, входящих в состав музейного фонда Российской Федерации и Новосибирской области.
В то же время эффективность использования данного потенциала крайне низкая. Эта связано с целым рядом проблем:
пробелы в нормативном правовом обеспечении затрудняют процесс создания и развития новых форм сохранения объектов культурного наследия, создания историко-культурных заповедников, достопримечательных мест, музеев-заповедников, а также популяризацию культурного наследия Новосибирской области (доля ОКН, имеющих утвержденные границы территорий и зоны охраны в 2010 году, составила 43%);
отсутствие эффективной модели управления историко-культурным наследием Новосибирской области, позволяющей привлекать к сохранению культурного достояния различные группы общества и бизнеса;
отсутствие развитой инфраструктуры, отвечающей современным требованиям организации, приема и ознакомления жителей и гостей области с историческим наследием. Так, в настоящее время по экспертным оценкам условия для доступа и ознакомления с архитектурным обликом памятников истории созданы не более чем для 15% объектов культурного наследия, из них 65% ОКН не обеспечены транспортным сообщением, 85% - не обустроены сервисной инфраструктурой (остро ощущается недостаток гостиниц с комфортными условиями проживания, пунктов питания и т.д.);
слабая информированность населения Новосибирской области об имеющемся историко-культурном потенциале (в среднем, по экспертным оценкам, уровень информированности не превышает 10%);
острый недостаток музейных хранилищ на территории Новосибирской области, отсутствие благоприятных условий для сохранения музейных коллекций и неудовлетворительные условия для сохранения и экспонирования движимых памятников истории и культуры (в Новосибирской области хранится свыше 500 тыс. предметов, входящих в состав музейного фонда, из них обеспечены правильным режимом хранения не более 20%);
недостаточный уровень обеспеченности сохранности объектов культурного наследия (доля памятников истории и архитектуры, имеющих удовлетворительное состояние, в 2010 году составила 64%) и недостаток специализированных реставрационно-художественных мастерских, дефицит подготовленных специалистов-реставраторов и нехватка оборудования для реставрации (общее количество музейных предметов, нуждающихся в реставрации, в 2010 году составило 74600 единиц).
В настоящее время в Новосибирской области практически не используется туристский потенциал памятников археологии, несмотря на большой интерес российских граждан и зарубежных туристов к древнейшему и средневековому прошлому народов Сибири. Чтобы превратить памятник археологии в общедоступный объект и включить его в круг туристского показа, необходимо организовать проведение научных археологических раскопок, в результате чего посетителю можно наглядно продемонстрировать особенности объекта археологического наследия, способ получения информации о нём, подлинный археологический материал - свидетельство древних эпох, получаемый в ходе исследования. Вторым, немаловажным элементом, является реконструкция и музеефикация памятника археологии или его части, воссозданная на основе материалов научных исследований. Только в комплексе этих двух важных составляющих объекта археологического наследия становится ярким элементом туристического показа, наглядно знакомящим посетителя с особенностями жизни народов в древности, живым и познавательным свидетельством древней истории.
Создание на исторических территориях системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов призвано зарезервировать наиболее ценные объекты культурного наследия, сберечь их от нерационального и неразумного хозяйственного использования и вовлечь в индустрию туризма.
В ходе реализации Программы планируется использование и популяризация уникальных объектов культурного наследия, расположенных в г. Новосибирске, г. Куйбышеве, в Колыванском, Коченевском, Мошковском, Новосибирском, Сузунском и ряде других районов Новосибирской области. Сеть объектов возможно объединять многодневными туристическими маршрутами, формирующимися исходя из разных сроков пребывания туристов.
Создание системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов, развитие на ее базе научно-познавательного и историко-культурного туризма в Новосибирской области предполагает решение комплекса правовых, экономических, социальных вопросов, связанных с обеспечением сохранности и использования движимых и недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в различных формах собственности, регулирование и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления, учреждениями и общественными организациями.
Достижение поставленных целей и решение задач Программы, рациональное использование и объединение различных источников финансирования и координирование мероприятий целесообразно осуществлять в рамках программно-целевого подхода, который дает возможность сконцентрировать усилия и средства на решении поставленных задач.
Реализация Программы возможна на принципах расширения государственно-частного партнерства, усиления интеграции и межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления по созданию условий для привлечения инвестиций, определению и уточнению правового статуса объектов культурного наследия и занятых ими земельных участков, созданию первоначальной инфраструктуры, активного участия специализированных научных учреждений и общественных организаций (национально-культурных, религиозных, казачьих).
Государственным заказчиком-координатором (далее - заказчик_координатор) Программы является управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (далее - Управление).
Руководителем Программы является руководитель Управления. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию, координацию и достижение результатов реализации Программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение.
Управление осуществляет контроль за ходом реализации Программы, координацию деятельности заказчиков и исполнителей мероприятий Программы, оперативный контроль за проведением программных мероприятий и мониторинг результатов реализации, выявляет отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, устанавливает причины и разрабатывает меры по устранению отклонений. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными заказчиками (далее - заказчики) и исполнителями Программы.
Заказчиками Программы являются: министерство культуры Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области.
Исполнителями мероприятий Программы выступают исполнительные органы государственной власти и государственные учреждения Новосибирской области, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере сохранения культурного наследия и туризма.
Заказчик-координатор (заказчик) разрабатывает условия участия претендентов в проводимых конкурсах на право выполнения мероприятий Программы в соответствии с законодательством.
Отбор проектов, реализуемых в рамках Программы, производится заказчиком-координатором (заказчиками) Программы в соответствии с действующим законодательством. Условием отбора проектов для включения в Программу является их направленность на достижение целей Программы, их особая социально-культурная значимость, наличие проектно-сметной документации, возможность завершения определенного этапа ремонтно-реставрационных работ в течение срока действия Программы, перспективы последующего использования объекта культурного наследия в активной культурной и туристической деятельности.
Ежегодно Управление по согласованию с другими заказчиками Программы разрабатывает планы реализации мероприятий Программы.
Контроль за реализацией мероприятий ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Исполнители программных мероприятий в установленном заказчиком-координатором порядке представляют в Управление и заказчикам Программы отчеты о целевом использовании полученных финансовых средств.
Управление готовит отчет об исполнении Программы в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.
В целях обеспечения процедуры публичности (открытости) информации о мероприятиях Программы, значениях целевых индикаторов, результатах контроля за реализацией Программы заказчик-координатор размещает на официальном сайте в сети Интернет текст утвержденной Программы, отчеты о ходе ее реализации и результатах выполнения мероприятий.
Возрождение ландшафтных особенностей исторической территории, традиционного природопользования, исторически сложившегося типа хозяйствования для историко-культурных заповедников является важнейшей задачей сохранения культурного наследия наряду с реставрацией объектов культурного наследия.
Создание и развитие системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области невозможно осуществить без государственной поддержки, которую в первую очередь целесообразно направлять на проведение реставрационных работ, создание музейных экспозиций и комплексов, на оказание поддержки в развитии инфраструктуры.
В связи с тем, что реставрация объектов культурного наследия является дорогостоящим мероприятием, а многие собственники и пользователи памятников не имеют достаточных средств для обеспечения их сохранности, отсутствие государственной поддержки может привести к увеличению доли объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, и даже к полной физической утрате части памятников.