(с изменениями на 28 декабря 2015 года)
___________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 15.10.2014 N 414-п;
постановлением Правительства области от 27.07.2015 N 279-п;
постановлением Правительства области от 28.12.2015 N 464-п
___________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», в целях создания благоприятных условий для развития Инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области Правительство Новосибирской области (В редакции, введенной постановлением Правительства области от 27.07.2015 N 279-п, - см. предыдущую редакцию)
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую программу государственной поддержки развития Инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области на период 2013-2017 годов.
2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти Новосибирской области для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти – главным распорядителем средств федерального бюджета министерство экономического развития Новосибирской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 27.07.2015 N 279-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
ПРОГРАММА
государственной поддержки развития Инновационного
кластера информационных и биофармацевтических технологий
Новосибирской области на период 2013-2017 годов
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 28.12.2015 N 464-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | Программа государственной поддержки развития Инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области на период 2013-2017 годов (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 316) |
Государственный заказчик Программы (государственный заказчик-координатор Программы) | Министерство экономического развития Новосибирской области |
Руководитель Программы | Заместитель Председателя Правительства Новосибирской области - министр экономического развития Новосибирской области |
Основные разработчики Программы | Министерство экономического развития Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Цель Программы | Создание благоприятных условий для развития Инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области (далее - Кластер) с учетом требований открытой экономики и мировых рынков |
Задачи Программы | Обеспечение развития инновационной деятельности в рамках Кластера; расширение инфраструктуры, соответствующей международной деятельности Кластера; расширение зон применения существующих информационных и биофармацевтических компетенций предприятий - участников Кластера, включая повышения квалификации и профессиональной переподготовки научных, инженерно-технических и управленческих кадров Кластера; обеспечение опережающего развития городской среды на территории базирования Кластера |
Показатели результативности реализации Программы | Увеличение за отчетный год по отношению к предыдущему средней выработки на одного работника организаций - участников Кластера (в процентах); увеличение за отчетный год по отношению к предыдущему объема отгруженной инновационной продукции собственного производства, выполненных инновационных работ и услуг собственными силами организаций - участников Кластера (в процентах); увеличение за отчетный год по отношению к предыдущему совокупной выручки предприятий - участников Кластера (в процентах); увеличение общей численности работников организаций - участников Кластера, прошедших профессиональную подготовку за отчетный год, по отношению к предыдущему (человек); увеличение объема работ в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями - участниками Кластера или одной или более организацией - участником Кластера совместно с зарубежными предприятиями и организациями (в процентах); увеличение объема инвестиционных затрат организаций - участников Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций (в процентах); увеличение количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования (муниципальных образований), в границах которого расположен территориальный Кластер (в процентах); увеличение количества запатентованных организациями - участниками результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом (в процентах); увеличение численности работников организаций - участников, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом (человек) |
Сроки и этапы реализации Программы | 2013-2017 годы. Этапы не выделяются |
Государственные, долгосрочные и ведомственные целевые программы, действовавшие по 31.12.2014, в которые включены мероприятия Программы | 1. Долгосрочная целевая «Создание и развитие в Новосибирском Академгородке технопарка в сфере высоких технологий на 2011_2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 30.09.2010 N 159-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Создание и развитие в Новосибирском Академгородке технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 годы». 2. Долгосрочная целевая «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011_2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 31.01.2011 N 31-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011-2015 годы». 3. Государственная Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 19.08.2011 N 360-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы». 4. Долгосрочная целевая «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011_2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 29.08.2011 N 381-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011-2015 годы». 5. Долгосрочная целевая «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012-2021 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 01.09.2011 N 383-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012-2021 годы». 6. Долгосрочная целевая программа «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2012-2016 годах», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 21.12.2011 N 571-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2012-2016 годах». 7. Долгосрочная целевая «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 01.02.2013 N 41-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2013-2017 годы». 8. Ведомственная целевая «Развитие инновационной системы Новосибирской области на 2013-2016 годы», утвержденная приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 04.10.2012 N 2025 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие инновационной системы Новосибирской области на 2013-2016 годы» |
Государственные программы, действующие с 01.01.2015, в которые включены мероприятия Программы | 1. Государственная Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 19.08.2011 N 360-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы». 2. Государственная программа «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п «О государственной программе Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы». 3. Государственная программа «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015-2020 годах, утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 N 22-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015-2020 годах» |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования) | Финансирование мероприятий в Программе указывается справочно и осуществляется в рамках действующих государственных программ Новосибирской области. Общий прогнозный объем финансирования Программы составляет 55 034,7 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 18 676,0 млн. рублей*; средства областного бюджета Новосибирской области - 15 142,7 млн. рублей*; средства местных бюджетов - 400,6 млн. рублей*; средства внебюджетных источников - 20 815,4 млн. рублей*. Общий прогнозный объем финансирования Программы по годам и источникам финансирования, всего: 2013 год - 8 653,1 млн. рублей*; 2014 год - 15 946,5 млн. рублей*; 2015 год - 11 026,1 млн. рублей*; 2016 год - 9 282,3 млн. рублей*; 2017 год - 10 126,7 млн. рублей*; в том числе: за счет средств федерального бюджета: 2013 год - 1 782,4 млн. рублей*; 2014 год - 4 761,5 млн. рублей*; 2015 год - 4 315,0 млн. рублей*; 2016 год - 3 685,9 млн. рублей*; 2017 год - 4 131,2 млн. рублей*; за счет средств областного бюджета Новосибирской области: 2013 год - 3 664,5 млн. рублей*; 2014 год - 3 185,2 млн. рублей*; 2015 год - 3 098,9 млн. рублей*; 2016 год - 2 536,4 млн. рублей*; 2017 год - 2 657,7 млн. рублей*; за счет средств местных бюджетов: 2013 год - 45,7 млн. рублей*; 2014 год - 149,4 млн. рублей*; 2015 год - 58,8 млн. рублей*; 2016 год - 62,5 млн. рублей*; 2017 год - 84,2 млн. рублей*; за счет средств внебюджетных источников: 2013 год - 3 160,5 млн. рублей*; 2014 год - 7 850,4 млн. рублей*; 2015 год - 3 553,4 млн. рублей*; 2016 год - 2 997,5 млн. рублей*; 2017 год - 3 253,6 млн. рублей*. *Прогнозные объемы финансирования |
1. Общие положения
Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года кластерная политика определена генеральным направлением реализации конкурентных преимуществ и поддержки региональных точек роста Новосибирской области.
В разработанной Концепции кластерной политики Новосибирской области на 2012-2015 годы и на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 16.04.2012 N 187-п) определены основные принципы, цели и задачи, направления деятельности, механизмы государственной поддержки реализации кластерных проектов.
В концепции отмечается, что в условиях стремительно формирующейся в глобальном масштабе инновационной экономики, основанной на доминирующем значении нематериальных факторов производства - знаний и интеллектуальных ресурсов, действующая отраслевая модель промышленной политики, направленная на точечную государственную поддержку действующих промышленных предприятий и хозяйствующих субъектов, постепенно теряет свою действенность и эффективность. Переход к инновационному развитию требует концентрации ресурсов и усилий на наиболее перспективных взаимодополняющих группах предприятий, реализующих инновационный потенциал, имеющих наиболее высокий потенциал конкурентоспособности, - кластерах. Принятие Концепции кластерной политики Новосибирской области на 2012-2015 годы и на период до 2020 года явилось основой создания в регионе Инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области.
28 августа 2012 года поручением Председателя Правительства Российской Федерации N ДМ-П8-5060 утвержден перечень инновационных территориальных кластеров. В перечень включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора, осуществленного в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г., а также решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30 января 2012 г.
В число 25 территориальных кластеров вошел Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области, в который включены два направления: ИТ-направление и Биофармацевтическое направление.
1.1. Основные понятия и термины
Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия и термины:
Инновационный территориальный кластер - совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников Кластера), которая характеризуется наличием:
объединяющей участников Кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);
механизма координации деятельности и кооперации участников Кластера;
синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
Инновационный территориальный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области - исторически сложившийся и находящийся в постоянном развитии комплекс взаимосвязанных предприятий и организаций Новосибирской области, обладающий передовыми научными, технологическими, образовательными и предпринимательскими компетенциями, позволяющими эффективно развивать отрасли «новой» экономики в сферах информационных, биофармацевтических и биомедицинских технологий.
Кластерная инициатива - совокупность мероприятий, программ, проектов, нацеленных на развитие Кластера.
Организации - участники Кластера - организации/предприятия, входящие в состав Кластера.
Организации - участники Программы - организации/предприятия, входящие в состав Кластера и участвующие в тех или иных мероприятиях кластерной инициативы.
1.2. История развития Кластера
Кластер - исторически сложившийся и находящийся в постоянном развитии комплекс взаимосвязанных предприятий и организаций Новосибирской области, обладающий передовыми научными, технологическими, образовательными и предпринимательскими компетенциями, позволяющими эффективно развивать отрасли «новой» экономики в сферах информационных, биофармацевтических и биомедицинских технологий.
Кластер базируется вблизи юго-восточной границы города Новосибирска на территориях Новосибирского Академгородка, наукограда Кольцово и города-спутника Бердска. Здесь компактно расположены институты Сибирского отделения Российской академии наук (далее - СО РАН) с вошедшими в него комплексами Медицинской и Сельскохозяйственной академий, Государственный научный центр вирусологии «Вектор», НИИ патологии кровообращения им. Е.Н. Мешалкина, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (далее - НГУ). Самая высокая в стране концентрация научного, образовательного и инновационного потенциалов создает предпосылки для формирования уникальной технопарковой зоны в составе Новосибирской агломерации.
Все компании Кластера с выручкой, превышающей 1 млрд. руб., начинали как инновационные «стартапы» в 90-х годах или начале 2000-х годов. Это «Центр финансовых технологий» (выручка в 2013 году составила 14,9 млрд. руб.), «Вектор-Бест», «Вектор-Медика», «СФМ-Холдинг», ПКФ «Обновление», «Аболмед». Тем не менее, основу Кластера составляют малые и средние предприятия.
На графике 1 представлена доля организаций - участников Кластера в экономике Новосибирской области.
График 1. Добавленная стоимость, созданная предприятиями
и организациями Кластера, в общем объеме
валового регионального продукта (ВРП)
Начиная с 1996 года в Новосибирской области взят курс на развитие региональной инновационной системы, основанный на последовательном создании объектов инновационной инфраструктуры и формировании местного законодательства, обеспечивающего государственную поддержку науки, профессионального образования и предпринимательства в сфере высоких технологий. Тогда же был создан первый технопарк (Технопарк «Новосибирск») на базе конверсии одного из оборонных предприятий.
В начале 2000-х годов в регионе активно происходил процесс самоорганизации инновационного бизнеса. Возникли партнерство «СибАкадемСофт» и ассоциация «СибАкадемИнновация», объединившие компании в сферах ИТ-технологий, приборостроения, биотехнологий, новых материалов. В учредители ассоциаций вошли СО РАН и администрация Новосибирской области.
В 2003 году поселок Кольцово - территория базирования Федерального бюджетного учреждения науки Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» (далее - ГНЦ ВБ «Вектор»), получил статус наукограда Российской Федерации. Кольцово стал первым наукоградом биотехнологической специализации в России и в настоящее время является вдохновляющим примером сочетания успешной социальной политики с интересами наукоемкого бизнеса, умелого использования государственного научного задела и грамотного распоряжения инвестиционными ресурсами территории.
На графике 2 представлены данные о развитии предприятий научно-производственного комплекса Кольцово.
График 2. Показатели роста
научно-производственного комплекса (НПК) Кольцово
(по данным мониторинга администрации пос. Кольцово)
Важное направление по привлечению венчурных инвестиций в проекты ранних стадий развития координируется Новосибирским областным фондом поддержки науки и инновационной деятельности. С 2006 года в регионе ежегодно организуется Сибирская венчурная ярмарка инновационных стартапов.
Тогда же, в 2006 году, Новосибирская область стала участником государственной программы строительства технопарков. Проект «Технопарк Новосибирского Академгородка» (далее - Академпарк) был разработан совместными усилиями власти и инновационного сообщества. В 2007 году принят Закон «О политике Новосибирской области в сфере инновационной системы».
В 2011 году в наукограде Кольцово запущен региональный проект по созданию научно-технологического парка в сфере биотехнологий (далее - Биотехнопарк). Биотехнопарк Кольцово реализуется в идеологии кластерного проекта с привлечением инвестиций и организационных ресурсов Новосибирской области, муниципального образования Кольцово и частных компаний.
Совокупные инвестиции в создание первой очереди Биотехнопарка Кольцово с 2011 по 2013 год составили 747,4 млн. руб., в том числе 432,7 млн. руб. - из областного бюджета, 52,8 млн. руб. - из муниципального бюджета и 213,4 млн. руб. - средства частных инвесторов. Государственная поддержка Биотехнопарка из федерального бюджета по программе поддержки территориальных инновационных кластеров составила в 2013 году 48,5 млн. руб., что позволило заложить инженерную инфраструктуру, построить и начать оснащение специализированным оборудованием Инжинирингового Центра коллективного пользования Биотехнопарка.
В 2012 году успешный опыт Академпарка был распространен на создание Медицинского технопарка в Центральном районе города Новосибирска. Правительством Новосибирской области утверждена Концепция кластерной политики Новосибирской области.
В 2013 году промышленная политика Новосибирской области по формированию высокотехнологичных кластеров получила одобрение на федеральном уровне. Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий включен в государственную программу поддержки инновационных территориальных кластеров.
По состоянию на 2014 год в Академпарке зарегистрированы 270 компаний-резидентов. Их суммарная годовая выручка составляет 13,5 млрд. руб. Объем уплаченных резидентами налогов составил в 2013 году 1,35 млрд. руб.
На графиках 3 и 4 представлены данные об объеме инвестиций, направленных на развитие Академпарка и его резидентов, за период 2007-2014 годов.
График 3. Технопарк Новосибирского Академгородка. | График 4. Технопарк Новосибирского Академгородка. |
Выпускники инкубаторов Академпарка к 2014 году обеспечили 150 новых рабочих мест. Суммарная выручка этих компаний превысила в 2013 году 125 млн. руб.
Последовательное наращивание профессиональных и рыночных компетенций в ИТ-отрасли Новосибирской области, адресные меры государственной поддержки, включая инвестиции в профильную инфраструктуру, обеспечили опережающие темпы роста ИТ-кластера в сравнении с другими отраслями региональной экономики. На графиках 5 и 6 представлена динамика развития ИТ-направления Кластера.
График 5. Показатели роста ИТ-направления Кластера Новосибирской области | График 6. Опережающий рост промышленного производства в Новосибирской области в сравнении со средним значением по России |
Ориентация на развитие высокотехнологичных отраслей является драйвером развития промышленности в регионе, обеспечивая опережающие темпы ее развития в сравнении с общероссийскими.
В настоящее время Программа включает в себя более 130 предприятий и организаций, объединенных общей академической культурой, совместными проектами, инновационной и социальной инфраструктурой.
1.3. Текущий уровень развития Кластера
Научно-технологический и образовательный потенциал Новосибирской области
Новосибирская область, один из крупнейших научных центров страны, удерживает лидирующие позиции в сфере науки и технологий более 50 лет. Здесь расположено Сибирское отделение Российской академии наук, в состав которого вошли Сибирское отделение Российской академии медицинских наук и Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук. В области действуют 55 академических институтов и 60 отраслевых научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных институтов, более 100 крупных и 1700 малых предприятий, связанных с технико-внедренческой деятельностью, 38 высших учебных заведений. Концентрация научных кадров в городе Новосибирске в 2,2 раза превышает общероссийский показатель.