В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 43-п «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области», в целях реализации приоритетов социально-экономического развития Новосибирской области, повышения эффективности использования средств областного бюджета Новосибирской области
п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие инновационной системы Новосибирской области на 2013-2015 годы».
2. Ведомственную целевую программу «Развитие инновационной системы и кадрового потенциала Новосибирской области на 2011-2013 годы», утверждённую приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 15.03.2011 г. N 482, признать утратившей силу с 01.01.2013 года.
3. Финансирование расходных обязательств в 2012 году, принятых в рамках пункта 2.1 ведомственной целевой программы «Развитие инновационной системы и кадрового потенциала Новосибирской области на 2011-2013 годы», утверждённой приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 15.03.2011 г. N 482 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие инновационной системы и кадрового потенциала Новосибирской области на 2011-2013 годы», осуществлять в рамках пункта 1.1 ведомственной целевой программы «Развитие инновационной системы Новосибирской области на 2013-2015 годы», утверждённой настоящим приказом.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
В.А. Никонов
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2015 ГОДЫ»
Наименование программы | Развитие инновационной системы Новосибирской области на 2013-2015 годы (далее - Программа) |
Разработчик | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Руководитель программы | Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - Никонов Владимир Алексеевич |
Цель и задачи программы. | Цель: Создание условий для развития инновационной деятельности на территории Новосибирской области. Задачи: 1. Совершенствование организационного и нормативного правового сопровождения субъектов инновационной деятельности; 2. Государственная поддержка развития и функционирования инновационной инфраструктуры и научно-технической деятельности; 3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной экономики. |
Исполнители основных | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Объемы финансирования | Общий прогнозный объём финансирования Программы составляет 1316513,0 тыс. руб. (2013 г. - 419004,4 тыс. руб., 2014 г. - 470004,4 тыс. руб., 2015 г. - 460504,4 тыс. руб.), в том числе: из федерального бюджета Российской Федерации 25722,0 тыс. руб. (2013 г. - 8574,0 тыс. руб., 2014 г. - 8574,0 тыс. руб., 2015 г. 8574 тыс. руб.); из областного бюджета Новосибирской области 818976,0 тыс. руб. (2013 г. - 272992,0 тыс. руб., 2014 г. 272992,0 тыс. руб., 2015 г. - 272992,0 тыс. руб.); из внебюджетных источников 482345,2 тыс. руб. (2013 г. - 140948,4 тыс. руб., 2014 г. - 158948,4 тыс. руб., 2015 г. - 182448 тыс. руб). |
Важнейшие целевые | Целевые индикаторы программы: - объем инновационной продукции по группе опрашиваемых предприятий (млрд. руб.); - количество инновационно-активных предприятий (ед.); - доля нормативных правовых актов в инновационной сфере, разработанных с привлечением экспертного сообщества (%); - Доля инновационно-активных предприятий, включенных в систему ежегодного мониторинга (нарастающим итогом), от общего числа предприятий, функционирующих на территории Новосибирской области; - количество действующих элементов инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инновационно-промышленные площадки, высокотехнологичные кластеры, центры коллективного пользования технологическим оборудованием, венчурные фонды, экспертно-консалтинговые центры, ед.); - количество проектов, реализованных субъектам инновационной деятельности, в том числе резидентами технопарков и бизнес-инкубаторов (ед.); - количество талантливой молодежи, получившей поддержку в рамках программы (чел.); - количество специалистов, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации в рамках программы (чел.) Продолжится формирование научно-технической и инновационной политики, основываясь на действующих нормативных документах, а также включая разработку стратегических, концептуальных и программных документов, необходимых для развития инновационной системы. Основным показателем эффективности программы будет увеличение объема инновационной продукции по группе опрашиваемых предприятий, который к концу реализации программы должен составить не менее 60 млрд. руб.(2011 год - 31,0 млрд. руб.). Одним из ключевых моментов программы станет развитие системы мониторинга инновационной деятельности, в том числе определение инновационно-активных предприятий (формирование реестра) и их обследование. Помимо определения круга инновационно-активных предприятий будет отработана система обследования этих предприятий, при этом доля охваченных мониторингом компаний на момент завершения программы (2015 год) должна составить не менее 30%, среди инновационно-активных компаний, вошедших в реестр. В рамках программы будет оказана государственная поддержка субъектам инновационной деятельности на коммерциализацию проектов, а также управляющим компаниям технопарков и бизнес-инкубаторам на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг инноваторам и инновационным компаниям. В результате количество проектов, реализованных субъектами инновационной деятельности, за период действия программы составит более 1000. При этом количество действующих элементов инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инновационно-промышленные площадки, высокотехнологичные кластеры, центры коллективного пользования технологическим оборудованием, венчурные фонды, экспертно-консалтинговые центры) составит не менее 50 единиц. За период реализации программы будет оказана поддержка талантливой молодежи (не менее 540 человек); количество специалистов, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации ежегодно составит более 900 человек. |
Электронный адрес размещения программы в сети интернет | http://minobr.nso.ru/Documentation/Pages/programs.aspx |
2.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы
Объект Программы: научные и образовательные учреждения Новосибирской области, субъекты инновационной деятельности.
Предмет регулирования: научная, научно-техническая, образовательная (сфера высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования) и инновационная деятельность.
Сфера действия Программы: сферы экономики Новосибирской области, связанные с научно-технической, образовательной и инновационной деятельностью.
2.2. Понятия и термины, используемые в Программе:
инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, в которой субъекты инновационной деятельности взаимодействуют в процессе создания и реализации инновационной продукции, формирования рынка этой продукции;
субъекты инновационной деятельности - физические лица и юридические лица любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие инновационную деятельность или содействующие ее осуществлению;
коммерциализация технологий - вовлечение в гражданский оборот конкурентоспособной инновационной продукции и результатов интеллектуальной деятельности;
трансфер технологий - процесс передачи, продажи, обмена результатов интеллектуальной деятельности, имеющий целью организацию производства и производство конкурентоспособной инновационной продукции;
инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности. К элементам инновационной инфраструктуры относятся бизнес-инкубаторы, технопарки, инженерно-внедренческие центры, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, центры развития инновационных компетенций и др.
инновационно-активные организации - организации, осуществляющие разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических процессов или иных видов инновационной деятельности;
инновационная продукция - инновация, реализуемая на рынке и (или) используемая в практической деятельности не более трех лет с момента ее вывода на рынок.
2.3. Нормативно-правовая база
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 43-п «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области».
Правовую основу программы составляют:
Закон Новосибирской области от 20.04.1995 N 17-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области»;
Закон Новосибирской области от 15.12.2007 N 178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной деятельности»;
Закон Новосибирской области от 16.07.2005 N 308-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области»;
постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года»;
постановление Губернатора Новосибирской области от 26.05.2010 N 162 «О министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области».
В 2011-2012 годах в Новосибирской области реализовывалась ведомственная целевая программа «Развитие инновационной системы и кадрового потенциала Новосибирской области на 2011-2013 годы», в рамках которой формировались условия для развития инновационной системы Новосибирской области. С 2011 года начата реализация государственной поддержки в форме субсидий на возмещение бизнес-инкубаторам и управляющим компаниям технопарков затрат, связанных с предоставлением услуг; субъектам инновационной деятельности на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и прочие мероприятия. В результате реализации данного вида государственной поддержки количество компаний, осуществляющих свою деятельность в технопарках и бизнес-инкубаторах (резиденты) в 2011 году составило 197 компаний, а количество инновационных проектов, реализованных субъектами инновационной деятельности (резидентами технопарков и бизнес-инкубаторов) - 391.
Кроме того, принято распоряжение Правительства Новосибирской области от 06.12.2011 N 566-рп «О мерах по повышению роли областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в формировании и поддержке реализации научно-технических проектов, ориентированных на развитие экономики и социальной сферы Новосибирской области». Целью данного распоряжения стало вовлечение отраслевых министерств в инновационную деятельность, в том числе привлечение их к оценке проектов, реализуемых в сфере их деятельности. Созданные при ОИОГВ девять научно-технических советов привлечены к оценке проектов, представленных на государственную поддержку в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.11.11 N532-п «О порядке предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и прочие мероприятия» реализуется государственная поддержка субъектов инновационной деятельности по трансферу и коммерциализации проектов. Основным условием получения государственной поддержки является совместная деятельность организаций с научно-исследовательскими или образовательными учреждениями. В 2012 г. поддержано 3 проекта на сумму 9000,0 тыс. руб.
Указанные меры направлены на совершенствование системы предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, на создание условий для формирования и реализации научно-технических проектов, активное вовлечение результатов научной и научно-технической деятельности в экономику и социальную сферу Новосибирской области. Кроме того, продолжилось оказание поддержки проектов научно-образовательного комплекса и инновационных компаний для участия в ярмарках-выставках, разработку и реализацию мер по формированию территориально-производственных и инновационных высокотехнологичных кластеров на территории Новосибирской области. В рамках программы реализуется институциональное формирование кластеров в сфере IT-технологий и приборостроения.
С 2011 года в рамках целевой контрактной подготовки (ЦКП) начата подготовка магистров в высших учебных заведениях. Заказчиками кадров выступили инновационные и промышленные предприятия Новосибирской области. Прием на подготовку магистров в НГУ и НГТУ в рамках ЦКП на 2011-2012 учебный год составил 28 человек. Всего по целевой контрактной подготовке кадров за счет средств областного бюджета обучается около 800 человек в основном по специальностям, связанным с инженерно-технической и инновационной направленностью, сельским хозяйством, образованием, здравоохранением, строительством, социальной политикой, культурой. На реализацию программы целевой контрактной подготовки из областного бюджета выделено более 52 млн. рублей. Выпуск 2011-2012 учебного года составил 250 человек.
Продолжилась реализация Президентской программы подготовки управленческих кадров. Выпуск специалистов 2011-2012 учебного года составил 154 человека, а квота региона на 2012-2013 учебные годы составляет 145 человек. Среди участников программы - руководители высшего и среднего звена предприятий малого и среднего бизнеса.
Качественная характеристика оценки реализации ведомственной целевой программы «Развитие инновационной системы и кадрового потенциала Новосибирской области на 2011-2013 годы» по итогам 2011 года показала оценку «эффективная». На основании вышесказанного, принято решение о разработке данной программы.
Разработка данной программы обусловлена необходимостью продолжения создания условий для развития инновационной деятельности на территории Новосибирской области, включая разработку стратегических и концептуальных документов для развития научной и инновационной деятельности, поддержку и развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение инновационной продукции. Учитывая, что для развития инновационной системы необходимо четкое понимание ее текущего состояния, то одним из направлений станет развитие системы мониторинга. Продолжится вовлечение молодежи в научную и инновационную деятельность, а также подготовка высококвалифицированных кадров для новой экономики, основанной на знаниях.
С учетом вышеизложенного, настоящая Программа будет способствовать формированию экономики постиндустриального типа, основанной на знании, как движущей силе инноваций с условием всемерной поддержки предпринимательства в научно-технической сфере на институциональном, инфраструктурном и законодательном уровнях.
Цель Программы: Создание условий для развития инновационной деятельности на территории Новосибирской области
Задача 1. Совершенствование организационного и нормативного правового сопровождения субъектов инновационной деятельности.
Задача 2. Государственная поддержка развития и функционирования инновационной инфраструктуры и научно-технической деятельности.
Задача 3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной экономики.
Цели, задачи и характеризующие их целевые индикаторы приведены также в табличной форме, в Приложении N 1.
Перечень программных мероприятий изложен в Приложении N 2.
6.1. Механизмами реализации программы являются:
· Конкурсы научно-технических и инновационных программ и проектов в целях развития и популяризации научно-технической и инновационной деятельности в соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной деятельности»;
· Конкурсы на присуждение именных стипендий Правительства Новосибирской области аспирантам и докторантам научно-образовательного комплекса, грантов и именных премий Правительства Новосибирской области в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 15.11.2010 N 212-п «Об именных премиях Правительства Новосибирской области, именных стипендиях Правительства Новосибирской области, о грантах Правительства Новосибирской области»;
· Конкурсы на обучение по целевой контрактной подготовке специалистов из числа выпускников образовательных учреждений сельской местности и городов областного и районного значения в высших и средних профессиональных учебных заведениях Новосибирской области за счет областного бюджета, организуемые в соответствии с постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.1995 N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», постановлением Губернатора Новосибирской области от 23.04.2004 N 259 «Об организации целевой контрактной подготовки специалистов из числа выпускников образовательных учреждений сельской местности и городов областного и районного значения в высших и средних профессиональных учебных заведениях Новосибирской области за счет средств областного бюджета», постановлением Правительства Новосибирской области «О порядке организации целевой контрактной подготовки магистров в высших учебных заведениях, расположенных на территории Новосибирской области, за счет средств областного бюджета Новосибирской области» от 29 сентября 2011 г. N 425-п;
· Конкурсы на обучение в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/008-2012/13 учебных годах» и постановлением администрации Новосибирской области от 18.08.2009 N 315-па «О реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Новосибирской области»;
· Конкурсы на предоставление субсидий из средств областного бюджета Новосибирской области, выделяемых в качестве государственной поддержки на выполнение мероприятий в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности в соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 17.02.2009 N 66-па «Об утверждении порядка предоставления субсидий субъектам научно-технической и инновационной деятельности на выполнение мероприятий в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности из средств областного бюджета Новосибирской области»;
· Конкурс на предоставление субсидий из средств областного бюджета Новосибирской области, выделяемых в качестве государственной поддержки на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и прочие мероприятия в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.11.2011 N 532-п «О порядке предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и прочие мероприятия»;
· Конкурс на предоставление субсидий из средств областного бюджета Новосибирской области, выделяемых в качестве государственной поддержки на государственную поддержку образовательных учреждений по подготовке специалистов в сфере инновационной деятельности в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 N 192-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку образовательных учреждений по подготовке специалистов в сфере инновационной деятельности»;
· Предоставление субсидий из средств областного бюджета Новосибирской области в качестве государственной поддержки на возмещение бизнес-инкубаторам и управляющим компаниям технопарков в Новосибирской области затрат, связанных с предоставлением услуг в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30.05.2011 N 221-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, выделяемых в качестве государственной поддержки на возмещение бизнес-инкубаторам и управляющим компаниям технопарков в Новосибирской области затрат, связанных с предоставлением услуг»;
· Отбор исполнителей программных мероприятий (форумы, выставки, конференции, круглые столы, симпозиумы, мастер-классы, конкурсы, олимпиады), организация мониторинга инновационной системы Новосибирской области осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
· Предоставление грантов победителям конкурса проектов успешно прошедших конкурс, проводимый совместно Российским гуманитарным научным фондом (далее - РГНФ) и Правительством Новосибирской области в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между РГНФ и администрацией Новосибирской области «О порядке финансирования проектов конкурсов в области гуманитарных наук на 2006-2010 годы» 2005 года между администрацией Новосибирской области и РГНФ.
6.2. Обязательства, принимаемые участниками Программы в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации программы:
Управление и контроль за реализацией программы осуществляет Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - Минобрнауки).
Минобрнауки контролирует выполнение программных мероприятий и использование выделенных финансовых средств областного бюджета Новосибирской области; в случае отклонений от предусмотренных результатов, устанавливает причины и определяет меры по устранению отклонений.
Информация о результатах исполнения Программы представляется в министерство экономического развития и министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Минобрнауки ежегодно будет проводить оценку эффективности реализации программы в соответствии с методикой, определенной Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ (постановление Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 43-п).