(с изменениями на 25 марта 2024 года)
__________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 01.12.2014 N 466-п;
постановлением Правительства области от 01.12.2014 N 466-п;
постановлением Правительства области от 21.04.2015 N 148-п;
постановлением Правительства области от 22.12.2015 N 453-п;
постановлением Правительства области от 06.10.2016 N 316-п;
постановлением Правительства области от 15.02.2017 N 41-п;
постановлением Правительства области от 27.07.2017 N 294-п;
постановлением Правительства области от 19.12.2017 N 448-п;
постановлением Правительства области от 06.02.2018 N 38-п;
постановлением Правительства области от 17.05.2018 N 192-п;
постановлением Правительства области от 25.09.2018 N 415-п;
постановлением Правительства области от 25.03.2019 N 109-п;
постановлением Правительства области от 02.07.2019 N 258-п;
постановлением Правительства области от 11.02.2020 N 25-п;
постановлением Правительства области от 04.08.2020 N 321-п;
постановлением Правительства области от 02.02.2021 N 60-п;
постановлением Правительства области от 17.06.2021 N 224-п;
постановлением Правительства области от 30.03.2024 N 141-п;
постановлением Правительства области от 29.12.2022 N 645-п;
постановлением Правительства области от 23.03.2023 N 116-п;
постановлением Правительства области от 25.03.2024 N 111-п
__________________________________________________
________________
*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 02.07.2019 N 258-п, - см. предыдущую редакцию
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» Правительство Новосибирской области (В редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.04.2015 N 148-п, - см. предыдущую редакцию)
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить государственную программу Новосибирской области «Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области».(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 02.07.2019 N 258-п, - см. предыдущую редакцию)
1.1. Утвердить прилагаемые:
1) Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области»;
2) Порядок определения объема и предоставления субсидии автономной некоммерческой организации «Центр опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области» на разработку и распространение в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки, в том числе финансовое обеспечение организации ее текущей деятельности.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 04.08.2020 N 321-п, - см. предыдущую редакцию)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.03.2019 N 109-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Новосибирской области «Региональная программа развития
среднего профессионального образования Новосибирской области
на 2015-2020 годы»
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 25.03.2024 N 111-п, - см. предыдущую редакцию)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной
программы
Система профессионального образования Новосибирской области динамично развивается и позволяет удовлетворить практически любые запросы на образовательные программы по уровню и направленности.
Усилия областных исполнительных органов Новосибирской области направлены на создание эффективной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами.
При взаимодействии с работодателями Новосибирской области обновляются структура и содержание среднего профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда. Для повышения качества и доступности образовательных услуг в рамках модернизации системы среднего профессионального образования трансформируется сеть профессиональных образовательных организаций, создаются многоуровневые учреждения, меняется статус, создаются ресурсные центры, сокращаются неэффективно используемые мощности, вводятся новые федеральные государственные образовательные стандарты по наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования.
Продолжается укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, что способствует повышению уровня профессиональных компетенций выпускников этих организаций.
На начало 2024 года в Новосибирской области функционируют 77 образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения (в ведении министерства образования Новосибирской области находится 53 профессиональные образовательные организации сферы промышленности, сельского и лесного хозяйства, строительства, транспорта, услуг и образования).
Для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к ведению инновационной деятельности, создаются образовательные кластеры как новая модель профессионального образования.
Формируются межрайонные базовые образовательные центры, ответственные за подготовку рабочих и специалистов для сельскохозяйственных организаций, расположенных в муниципальных районах Новосибирской области. На базе этих центров будут реализовываться основные программы профессионального обучения и образовательные программы среднего профессионального образования.
Продолжает реализовываться технология повышения квалификации в условиях производства на базе ресурсных центров для педагогических работников профессиональных образовательных организаций.
В целях повышения эффективности управления системой среднего профессионального образования развивается система социального партнерства: создано 17 отраслевых советов, которые осуществляют координацию деятельности по разработке основных профессиональных образовательных программ, организации производственной практики, профессионального обучения и трудоустройства выпускников.
Для обеспечения межведомственного взаимодействия по вопросам развития среднего профессионального образования на территории Новосибирской области действует Совет по развитию среднего профессионального образования и поддержке системы профессиональных квалификаций при Губернаторе Новосибирской области.
С целью обеспечения качества профессионального образования усилиями Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий сформирован механизм проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Обеспечено взаимодействие и проводятся совместные мероприятия профессиональных образовательных организаций с центрами занятости населения, содействующие трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций. Во всех профессиональных образовательных организациях действуют службы содействия трудоустройству выпускников. Проводится индивидуальная работа с каждым выпускником, имеющим риск быть нетрудоустроенным.
Ведущим механизмом стимулирования системных изменений в образовании становится внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.
В сфере профессионального обучения и среднего профессионального образования Новосибирской области разрабатываются и внедряются механизмы эффективного контракта с руководителями, педагогическими работниками и мастерами производственного обучения образовательных организаций, реализующих основные программы профессионального обучения и образовательные программы среднего профессионального образования.
Современные потребности рынка труда актуализировали вопрос подготовки рабочих кадров в короткие сроки. Спрос на рабочие профессии растет, превышая потенциальное число имеющихся специалистов. Среднегодовая прогнозная потребность предприятий и организаций Новосибирской области в квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена на период 2024-2030 годов составляет более 18 тысяч человек.
В Новосибирской области реализуются программы профессиональной подготовки политехнической и агротехнической направленности на базе профессиональных образовательных организаций. Участниками программы стали обучающиеся из общеобразовательных организаций. В регионе в рамках программы функционируют Центры политехнического обучения «#МАСТЕРКЛАСС» на базе общеобразовательных организаций.
В регионе создана модель сетевого взаимодействия по развитию инклюзивного образования - организовано сотрудничество профессиональных образовательных организаций, включая две базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку функционирования региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Новосибирской области с общеобразовательными и специальными коррекционными школами Новосибирской области, общественными организациями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предприятиями и социально ориентированными организациями региона.
Одним из направлений развития среднего профессионального образования Новосибирской области является обновление преподавательского корпуса, что потребует, наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей, привлечение талантливых молодых специалистов в сферу среднего профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и профессиональными образовательными организациями. Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей в профессиональном образовании Новосибирской области.
Современная среда предполагает непрерывное развитие человека в течение жизни, приобретение новых знаний, компетенций, обеспечивающих успешность человека в различных сферах. Вследствие этого еще одним важным направлением государственной политики становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека. И здесь большую роль играет именно профессиональное образование, имеющее широкие возможности для постоянного пополнения и расширения знаний у людей разного возраста и отличающееся гибкостью.
В 2023 году стартовало Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству (далее - чемпионаты) в Российской Федерации. Концепция чемпионатного движения по профессиональному мастерству студентов среднего профессионального образования и школьников направлена на кадровое обеспечение промышленности и социальной сферы, импортозамещение и формирование новых компетенций, предусматривает ежегодное проведение чемпионата по наиболее востребованным профессиям. Стратегической целью чемпионатов является содействие оперативному и эффективному кадровому обеспечению различных отраслей экономики.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации
государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере среднего профессионального образования Новосибирской области на период до 2024 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих документах:
постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года».
В соответствии с вышеуказанными стратегическими документами приоритетом в сфере реализации государственной программы является создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
С учетом положений стратегических документов определена цель государственной программы: увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и
показателями государственных программ Российской Федерации
Приоритеты, цели и показатели государственной программы взаимосвязаны со стратегическими приоритетами, целями и показателями, предусмотренными государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - государственная программа Российской Федерации), а именно с целью государственной программы Российской Федерации: увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента.
4. Задачи (направления) государственной программы, способы их эффективного решения
Для достижения цели государственной программы определена следующая задача: создание условий для развития системы среднего профессионального образования.
Решение указанной задачи будет осуществляться путем:
обеспечения возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда;
совершенствования среднего профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, и формирования системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для их профессионального и карьерного роста;
реализации функций, возложенных на министерство образования Новосибирской области, профессиональные образовательные организации, автономную некоммерческую организацию «Центр опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области», государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский центр развития профессионального образования» в сфере среднего профессионального образования;
создания и модернизации инфраструктуры подготовки кадров;
ресурсного обеспечения модернизации системы среднего профессионального образования Новосибирской области;
реализации программ профессиональной подготовки политехнической и агротехнической направленности для обучающихся общеобразовательных организаций;
создания базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов;