ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2019 года № 201
О территориальной подсистеме Нижегородской области
единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(с изменениями на 26 июля 2022 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 06.07.2020 № 555;
постановлением Правительства Нижегородской области от 26.07.2022 № 585
-----------------------------------------------------------------------
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 г. № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования структуры территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1. Определить органы исполнительной власти Нижегородской области, участвующие в деятельности территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно приложению к настоящему постановлению. (пункт 1_1 введен постановлением Правительства Нижегородской области от 26.07.2022 № 585 )
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в двухмесячный срок привести в соответствие с настоящим постановлением положения о звеньях территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Признать утратившими силу:
пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 19 января 2010 г. № 14 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 3 постановления Правительства Нижегородской области от 26 августа 2011 г. № 674 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 14 марта 2013 г. № 149 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 3 постановления Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2013 г. № 673 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 14 января 2014 г. № 4 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области и о признании утратившим силу постановления Администрации Нижегородской области от 29 мая 1998 года № 136";
пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 22 апреля 2016 г. № 234 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Банникова П.В. (п.4 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 26.07.2022 № 585 - см. предыдущую редакцию)
5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
И.о.Губернатора Е.Б.Люлин
(Положение в ред. постановлений Правительства области от 06.07.2020 № 555; от 26.07.2022 № 585 )
Положение
о территориальной подсистеме Нижегородской области
единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема).
2. Территориальная подсистема объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления) и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. (п.2 в ред. постановления Правительства области от 06.07.2020 № 555 - см. предыдущую редакцию)
3. Территориальная подсистема действует в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
4. Территориальная подсистема создана для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Нижегородской области и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению Нижегородской области.
Организация, состав сил и средств звеньев территориальной подсистемы, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми главами соответствующих муниципальных образований Нижегородской области.
5. На каждом уровне территориальной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил территориальной подсистемы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
6. Координационными органами территориальной подсистемы являются:
на региональном уровне (в пределах территории Нижегородской области) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области;
на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
(абзацы третий, четвертый изложены в новой редакции постановлением Правительства области от 06.07.2020 № 555 - см. предыдущую редакцию)
7. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Нижегородской области, органами местного самоуправления и организациями. (абзац первый в ред. постановления Правительства области от 06.07.2020 № 555 - см. предыдущую редакцию)
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области возглавляет Губернатор Нижегородской области. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований возглавляют главы местных администраций. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, возглавляют руководители организаций или их заместители. (абзац третий изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 06.07.2020 № 555 - см. предыдущую редакцию)
Для оценки обстановки, координации сил единой системы в зонах чрезвычайных ситуаций, подготовки проектов решений, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области создается постоянно действующий оперативный штаб. (абзац введен постановлением Правительства области от 26.07.2022 № 585 )
Постоянно действующий оперативный штаб возглавляет руководитель главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области. (абзац введен постановлением Правительства области от 26.07.2022 № 585 )
Состав постоянно действующего оперативного штаба, его полномочия и порядок работы определяются решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области. (абзац введен постановлением Правительства области от 26.07.2022 № 585 )
8. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих уровнях территориальной подсистемы; (пп."б" изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 06.07.2020 № 555 - см. предыдущую редакцию)
в) обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, расположенных на территории Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций; (пп. "в" в ред. постановления Правительства области от 06.07.2020 № 555 - см. предыдущую редакцию)
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне";
д) рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Нижегородской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (абзац седьмой в ред. постановления Правительства области от 06.07.2020 № 555 - см. предыдущую редакцию)
9. Постоянно действующими органами управления территориальной подсистемы являются:
на региональном уровне - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Главное управление МЧС России по Нижегородской области);
на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующие органы управления территориальной подсистемы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления территориальной подсистемы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления территориальной подсистемы могут создаваться экспертные советы.
10. Органами повседневного управления территориальной подсистемы являются:
на региональном уровне - центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области (далее - ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области), а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Нижегородской области и организации (подразделения) органов исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления территориальной подсистемы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
11. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления территориальной подсистемы и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами территориальной подсистемы, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Нижегородской области, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в установленном порядке осуществляют:
а) на региональном уровне - ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области;
б) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
(п. 10, 11 изложены в новой редакции постановлением Правительства области от 06.07.2020 № 555 - см. предыдущую редакцию)
12. Размещение органов повседневного управления территориальной подсистемы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
13. К силам и средствам территориальной подсистемы относятся специально подготовленные силы и средства органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств территориальной подсистемы определяется Правительством Нижегородской области.