Действующий

О внесении изменений в государственную программу "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274

     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 25 июля 2018 года № 542

     

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в государственную программу "Развитие здравоохранения
Нижегородской области на 2013-2020 годы", утвержденную постановлением
Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274

1. В Подпрограмме 4 "Охрана здоровья матери и ребенка" раздел 1 "Паспорт Подпрограммы 4" изложить в следующей редакции:

"

1.1. Наименование Подпрограммы

"Охрана здоровья матери и ребенка"

1.2. Основания для разработки Подпрограммы

- Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";

- постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";

- постановление Правительства Российской Федерации № 210 от 1 марта 2018 года "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 368-р "Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2018 году бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ, содержащих мероприятия по развитию материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций";

- приказ Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2012 года № 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)";

- приказ Минздравсоцразвития России от 22 марта 2006 года № 185 "О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания";

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 930н "Об утверждении порядка оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы";

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 апреля 2015 года № 178н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология - оториноларингология";

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 марта 2018 года № 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям";

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 мая 2018 года № 260 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций";

- постановление Правительства Нижегородской области от 15 марта 2011 года № 174 "Об утверждении региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2013 годы;
- приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 28 марта 2018 года № 142 "Об обеспечении этапности в оказании медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным в Нижегородской области"
;

- приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 28 марта 2018 года № 141 "О совершенствовании пренатальной (дородовой) диагностики в Нижегородской области";

- порядки оказания медицинской помощи детям при различных заболеваниях, клинические протоколы.

1.3. Государственный заказчик-координатор Подпрограммы

министерство здравоохранения Нижегородской области

1.4. Исполнители основных мероприятий Подпрограммы

министерство здравоохранения Нижегородской области;

министерство строительства Нижегородской области;

государственные бюджетные учреждения здравоохранения Нижегородской области

1.5. Цель Подпрограммы

снижение материнской и младенческой смертности, улучшение состояния здоровья женщин и детей

1.6. Основные задачи Подпрограммы

1. Повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям, в том числе повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи детям.

2. Совершенствование пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка.

3. Развитие неонатальной хирургии.

4. Развитие специализированной медицинской помощи матерям и детям, в том числе аудиологический и неонатальный скрининг.

5. Профилактика и снижение количества абортов.

6. Снижение количества детей, заразившихся ВИЧ от ВИЧ-инфицированной матери во время беременности, в родах и послеродовой период.

7. Оказание медицинской помощи матери и ребенку

8. Осуществление полномочий в области социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей

1.7. Этапы и сроки реализации Подпрограммы

действие подпрограммы предполагается в период с 2013 года по 2020 год в два этапа:

1 этап 2013-2015 годы;

2 этап 2016-2020 годы

1.9. Объемы и источники финансирования Подпрограммы
(тысяч рублей)

всего: 38 399 105,35 тыс. руб., из них:

средства федерального бюджета по предварительной оценке: 526 996,28 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы);

средства областного бюджета: 5 811 476,66 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы);

средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 32 060 632,42 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы);

средства юридических лиц по предварительной оценке: 0,00 тыс. руб.

тыс. руб.

Наименование государственного заказчика

Источник финансирования

Годы

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Всего за период реализации Программы

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в том числе:

3 653 139,93

4 632 762,67

4 589 382,55

4 317 250,85

4 654 089,55

5 525 443,80

5 419 395,70

5 607 640,30

38 399 105,35

федеральный бюджет

113 999,80

27 174,40

212 839,98

0,00

0,00

172 982,10

0,00

0,00

526 996,28

областной бюджет

86 305,43

806 494,07

917 474,19

775 126,82

1 002 004,34

796 390,60

706 991,00

720 690,20

5 811 476,66

ТФ ОМС

3 452 834,70

3 799 094,20

3 459 068,38

3 542 124,03

3 652 085,21

4 556 071,10

4 712 404,70

4 886 950,10

32 060 632,42

юридические лица

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

иные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.10. Система организации контроля за исполнением Подпрограммы

контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет Правительство Нижегородской области

1.11. Индикаторы и непосредственные результаты достижения цели Подпрограммы

- увеличение доли обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности с 70,2% до 79,5%;

- увеличение охвата неонатальным скринингом с 98,00% до 99,5%;

- увеличение охвата аудиологическим скринингом с 83,20% до 95%;

- снижение показателя ранней неонатальной смертности с 4,1% до 2,5%;

- снижение смертности детей от 0 до 17 лет с 8,9% до 6,6%;

- увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, с 45,00% до 85,00%;

- увеличение доли выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела в акушерском стационаре, с 69% до 80%;

- снижение больничной летальности детей с 0,29% до 0,12%;

- снижение первичной инвалидности у детей с 27,4% до 23,0%;

- увеличение результативности мероприятий по профилактике абортов с 3,50% до 17,0%;

- увеличение доли охвата беременных химиопрофилактикой передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку с 89,0% до 95,0% от числа состоящих на диспансерном наблюдении;

- увеличение доли охвата рожениц химиопрофилактикой передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку с 93,0% до 95,0% от числа состоящих на диспансерном наблюдении;

- увеличение доли охвата новорожденных химиопрофилактикой передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку с 99,5% до 99,9% от числа состоящих на диспансерном наблюдении;

- доля детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, реализовавших организационно-планировочные решения внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 7 марта 2018 года № 92н с 2,4% до 100,0%;

- доля посещений с профилактической и иными целями детьми 0-17 лет с 47,9% до 49%;

- доля детей в возрасте 0-17 лет от общей численности детского населения, пролеченных в дневных стационарах медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях с 1,0% до 1,85%;

- доля детских поликлиник и поликлинических отделений медицинских организаций, дооснащенных медицинскими изделиями с целью приведения их в соответствие с требованиями приказа Минздрава России от 07.03.2018 № 92н с 2,4% до 100,0%

- снижение смертности детей в возрасте 0-4 года с 7,2 до 6,8 случая на 1 тысячу новорожденных, родившихся живыми

".

2. В раздел 2 "Текст подпрограммы 4":

2.1. Подраздел 2.1 "Содержание проблемы" дополнить абзацами следующего содержания:

"Мероприятие "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций" осуществляется в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 мая 2018 года № 260, по следующим направлениям:

1. Создание в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях медицинских организаций комфортных современных условий по принципу "открытой регистратуры", обустройство игровых уголков, комнат грудного вскармливания, крытых колясочных. Планируется также организация работы колл-центров, электронной записи к врачам, организация работы картохранилищ.

В настоящее время данное направление частично реализуется с апреля 2017 года.

С 2017 года одна медицинская организация (ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника № 39" Советского района г.Нижнего Новгорода) реализовала пилотный проект по созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. В указанной медицинской организации были осуществлены организационно-планировочные решения по принципу "открытой регистратуры", обеспечено разделение потоков больных и здоровых детей путем создания кабинетов неотложной помощи, снижена нагрузка на участкового врача педиатра путем организации работы кабинета доврачебного приема, организации предварительной записи к врачам, созданы комфортные условия пребывания за счет игровых уголков, комнаты кормления грудью. Кроме того, внедрена электронная запись ко всем специалистам, ведется электронная очередь, электронная карта пациента. Это позволило сократить время ожидания диагностических исследований с 14 дней до 10 дней, время прохождения профилактического осмотра несовершеннолетнего с 4 часов в день до 2 часов в день, время ожидания приема в очереди с 30 минут до 5 минут. Удовлетворенность качеством и доступностью медицинской помощи в указанной медицинской организации повысилась с 50% до 85%.

Таким образом, доля детских поликлиник и детских поликлинических отделений, реализовавших организационно-планировочные решения внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 7 марта 2018 года № 92н (далее - приказ Минздрава России № 92н) по состоянию на 1 января 2018 года составила 2,4% от числа детских поликлиник и детских поликлинических отделений.

В рамках реализации мероприятия планируется поэтапное тиражирование указанного направления во всех детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях. Определен перечень детских поликлиник и детских поликлинических отделений, в которых будут реализованы организационно-планировочные решения и созданы комфортные условия пребывания детей (приложение 1 к подпрограмме 4 "Охрана здоровья матери и ребенка").

В 2018 году организационно-планировочные решения и дооснащение медицинскими изделиями в соответствии с выше названным приказом будут реализованы в 11 медицинских организациях, что составит 27% от числа детских поликлиник и детских поликлинических отделений. К концу 2020 года планируется реализовать данное направление в 50 медицинских организациях, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям.

В перечень медицинских организаций, в которых планируется реализовать организационно-планировочные решения внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей, приоритетно включены детские поликлиники и детские поликлинические отделения монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Нижегородской области, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р. Всего в указанный перечень включены 12 моногородов Нижегородской области, в девяти из которых имеются моногородов детские поликлиники и детские поликлинические отделения.

Реализация указанного направления будет осуществляться за счет средств регионального бюджета. Всего на реализацию указанного направления будет предусмотрено 78 000 тыс. рублей, в том числе в 2018 году - 26 000,00 тыс. рублей, в 2019 году - 26 000,00 тыс. рублей, в 2020 году - 26 000,00 тыс. рублей.

2. Дооснащение детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинскими изделиями с целью приведения оснащенности детских поликлиник в соответствие требованиям приказа Минздрава России № 92н. Определен перечень детских поликлиник и детских поликлинических отделений, нуждающихся в дооснащении медицинским оборудованием, и потребность в дооснащении медицинским оборудованием в соответствии с приказом Минздрава России № 92н и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 мая 2018 года № 260 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций". В рамках реализации данного мероприятия планируется закупить 399 единиц медицинского оборудования, в том числе в 2018 году - 143 единицы.

Перечень планируемого к закупке оборудования сформирован с учетом уровней детских поликлиник (отделений) в соответствии с приказом Минздрава России № 92н, наличия подготовленных помещений для установки оборудования, а также наличия специалистов для работы на указанном оборудовании (приложение 2 к подпрограмме 4 "Охрана здоровья матери и ребенка"). Соответствующие помещения необходимые для установки приобретаемого оборудования будут своевременно подготовлены (приложение 3 к подпрограмме 4 "Охрана здоровья матери и ребенка").

С целью обеспечения условий работы на поставляемом оборудовании в течение периода реализации Программы планируется обучить 15 специалистов на сертификационных циклах и циклах тематического усовершенствования, в том числе: в 2018 году 6 человек, в 2019 году 6 человек и в 2020 году 3 человек (приложение 4 к подпрограмме 4 "Охрана здоровья матери и ребенка"). Обучение специалистов будет проводится за счет средств нормированного страхового запаса территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Нижегородской области.

Финансирование указанного мероприятия будет осуществляться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств регионального бюджета. Всего предусмотрено на указанное направление 623 946,3 тыс. рублей, в том числе в 2018 году - 207 982,1 тыс. рублей, в 2019 году - 207 982,1 тыс. рублей, в 2020 году - 207 982,1 тыс. рублей. Из них средства федерального бюджета составят 172 982,1 тыс. рублей ежегодно, средства регионального бюджета - 35 000,0 тыс. рублей ежегодно.

Таким образом, в ходе реализации подпрограммы будет улучшена материально-техническая база детских поликлиник и детских поликлинических отделений в 50 медицинской организации. Итогом модернизации детских поликлиник и детских поликлинических отделений станет создание новой модели детского амбулаторного учреждения с организацией медицинской помощи по принципу "бережливого производства", сокращением времени ожидания медицинской помощи, увеличением профилактической направленности в работе учреждения и увеличение удовлетворенности населения качеством предоставления медицинских услуг детскому населению.

3. Развитие профилактической направленности педиатрической службы, в результате которого планируется увеличить удельный вес посещений с профилактической и иными целями с 47,8% до 49% за счет организации работы "школ здоровья", создания кабинетов медико-социальной помощи детям. Кроме того, за счет поставки медицинского оборудования более высокого уровня и обучения кадров в ходе реализации мероприятия планируется создание межрайонных детских консультативно-диагностических центров на базе многопрофильных детских поликлиник, функционирующих на базе крупных центральных районных больниц.

Реализация указанной задачи позволит увеличить долю посещений с профилактической целью с 47,8% до 49% к концу 2020 года.

4. Внедрение стационарозамещающих технологий в амбулаторном звене.

С целью более рационального использования коечного фонда и соблюдения прав детей на доступную медицинскую помощь, комфортные условия пребывания планируется с 2018 года увеличить количество детей, пролеченных на койках дневного пребывания, в том числе развернутых при амбулаторно-поликлинических отделениях с 1,0% до 1,85%.

Анализ данных форм государственной статистики свидетельствует о достаточно эффективном использовании коечного фонда с круглосуточным пребыванием для детей. Однако, структура заболеваний, по поводу которых осуществляются госпитализации, показывает, что значительная часть детей могла быть пролечена в условиях дневного пребывания, что менее затратно и не увеличивает финансовую нагрузку на медицинскую организацию.