Действующий

Об утверждении стратегий развития кластеров (с изменениями на 13 декабря 2021 года)

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 29 декабря 2016 г. № 2169-р

Стратегия изложена в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.12.2021 № 1309-р
- см.
предыдущую редакцию

Стратегия развития кластера легкой промышленности
Нижегородской области



Цель Стратегии и основные подходы к ее разработке

Легкая промышленность служит социально значимым сектором народного хозяйства Нижегородской области. Эта отрасль способствует занятости населения, в первую очередь женщин, в небольших городах и поселениях с моно-экономикой, поддерживает развитие малого и микро-бизнеса. При этом, как показывает успешный опыт ряда зарубежных стран, легкая промышленность (особенно в Fashion-cегменте) может демонстрировать высокий уровень маржинальной доходности и быть источником процветания целых субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в настоящее время данная отрасль, как в Нижегородской области, так и в Российской Федерации в целом, находится в сложном положении. Рынок во многих сегментах захвачен продукцией зарубежных производителей, которые выигрывают конкурентную борьбу за счет сильных брендов (западные организации), масштабного современного производства (Китай) или дешевой рабочей силы (Бангладеш, Мьянма и т.п.).

Легкая промышленность Нижегородской области фактически потеряла целый ряд организаций, традиционно составлявших основу швейной и кожевенной отрасли, производственные мощности во многом устарели морально и физически, ощущается острая нехватка управленческих кадров, способных вести бизнес в условиях жесткой конкуренции, а также производственного персонала. Требуется радикальное изменение ситуации в легкой промышленности Нижегородской области с учетом прогнозируемых трендов развития отрасли, имеющегося регионального инновационного и научно-технологического потенциала в таких сферах, как IT-технологии, "науки о жизни", химия и нефтехимия, материаловедение и т.д.

Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 утверждена Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, в которой заложены основные цели и приоритеты развития промышленности Нижегородской области в целом. Также, в начале 2020 года в мировой и национальной экономике начали происходить резкие изменения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19).

В Стратегии развития кластера легкой промышленности Нижегородской области (далее - Стратегия) учтены приоритеты развития, определенные в следующих стратегических документах:

- Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. № 41 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения";

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1863 "О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков";

- Перечень поручений по итогам совещания о ситуации в легкой промышленности, утвержденный Президентом Российской Федерации  24 июня 2020 г. № Пр-1022;

- проект "Стратегия развития легкой промышленности Российской Федерации на период до 2025 года", опубликованный 7 мая 2018 г. на сайте Минпромторга России;

- Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889;

- Концепция дорожной карты "FashionNet".

Основная цель Стратегии - создание условий для эффективного развития легкой промышленности Нижегородской области на высокотехнологичной инновационной основе, обеспечивающей ее конкурентоспособность на региональном и международном уровнях, консолидация в данном направлении усилий всех заинтересованных сторон - бизнеса, власти, инфраструктурных и научно-образовательных организаций.