Действующий

Об утверждении стратегий развития кластеров (с изменениями на 13 декабря 2021 года)

Раздел 5. РЫНОЧНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА

Описание рынка

По типу потребителей рынок изделий легкой промышленности может быть разделен на два сегмента, "B to B" и "B to C". При этом продукция для них может частично пересекаться. Например, агротекстиль могут использовать как сельскохозяйственные организации, так и население в подсобных хозяйствах или на дачах.

Также рынок изделий легкой промышленности можно сегментировать по принципу использования продукции: защитная одежда и обувь, форма, спортивная одежда и обувь и т.п.

В последнее время аналитики отрасли выделяют большой сегмент FASHION. Это вызвано бурным развитием индустрии моды, в которой благодаря использованию современных технологий дизайна и производства, продукция становится доступной все более широким слоям общества и ее потребление начинает во многих странах приобретать массовый характер.

Анализ рынка

Минпромторг РФ в презентации "Итоги развития легкой промышленности в 2015-2019 г.г. Перспективы развития отрасли в 2020-2025 г.г." выделяет следующие перспективные направления развития российской легкой промышленности:

1. Технический текстиль:

- текстиль для применения в автомобильной промышленности, вагоностроении и т.п;

- медицинский текстиль (например, импланты, пластыри, белье и т.д.);

- геотекстиль (строительство дорог, мостов, тоннелей, метро и т.п.);

- агротекстиль (текстиль для защиты растений, для теплиц, брезенты и т.п.);

- фильтры, защитная одежда.

2. Спецодежда и спецобувь. Российские мощности по выпуску спецобуви позволяют значительно увеличить его производство в среднесрочной перспективе: с 8,5 млн пар в 2018 году до 16-18 млн пар в год к 2025 году. У российских производителей есть нишевые решения для зарубежных потребителей (например, обувь и одежда для защиты от пониженных и повышенных температур и с другими специальными свойствами), что делает продукцию более конкурентоспособной.

3. Натуральные и химические волокна и нити, ткани из них. Доля товаров народного потребления с использованием химических волокон в мире в настоящее время составляет порядка 90 %. Есть предпосылки для развития собственного производства синтетических (полиэфирных, полипропиленовых, полиамидных) и натуральных (лен) волокон и нитей и тканей из них.

Минпромторг РФ задает следующие основные направления среднесрочного (до 2025 года) развития легкой промышленности:

1) борьба с нелегальным оборотом товаров легкой промышленности и контрафактом. Форсирование политики антиконтрафактной маркировки товаров, позволяющее контролировать товарооборот и вывести из тени нелегальные доходы. Обеление рынка сертификатов;

2) системная господдержка перспективных сегментов отечественного легпрома, имеющих потенциал для увеличения производства продукции для внутреннего рынка и экспорта конкурентоспособной на мировом рынке продукции;

3) поддержка отечественных НИОКР;

4) обеспечение стратегически значимых отраслей высокотехнологичной и инновационной текстильной и кожевенной продукцией российского производства;

5) проведение политики цифровизации через финансовую и нефинансовую поддержку организаций - лидеров рынка;

6) сохранение действующих мер господдержки для легпрома, усиление их стимулами развития экспорта и снижением НДС;

7) формирование кадрового потенциала отрасли;

8) стимулирование увеличения заполняемости полок сетевых магазинов товарами российского производства;

9) обеспечение стратегически значимых отраслей высокотехнологичной и инновационной текстильной и кожевенной продукцией российского производства.

FASHIONNET

Основные тренды развития и образ будущего как модной индустрии, так и легкой промышленности в целом, разработанные в концепции дорожной карты FASHIONNET в рамках Национальной технологической инициативы, обобщены в таблице 14.

Таблица 14

Будущее легкой промышленности и индустрии моды.
 Источник - концепция дорожной карты FASHIONNET

Элементы рынка и отрасли

Тренды

Характеристики

Потребители

Развитие среднего класса на быстрорастущих рынках Взросление поколения Y и Z.

Потребитель будущего:
требует постоянного обновления товарной линейки;                      
ценит удобство и "полезность" одежды и обуви;                  
стремится к самовыражению и уникальности;                                 заботится об окружающей среде и устойчивом развитии.

Дизайн и проектирование

Автоматизация стадии дизайна и проектирования;                        

Дизайнер будущего:
лидер (собственник) бизнеса;  

изменения требований к профессиональным навыкам и компетенциям дизайнера.

визионер и криейтор;
технолог цифрового проектирования и производства;
сетевой маркетолог.

Производство

Ре-шоринг производства (перемещение производства в месте потребления);              
автоматизация производства.

Производство будущего:
3D-принтеры в собственности у дизайнера или потребителя; автоматизированные фабрики  в больших городах;                           
сеть удаленных производств, подключенных к  единой системе заказа и логистики.

Позиционирование, продвижение

Резкое увеличение числа брендов, которые занимают свободные ниши;                                         увеличение доли цифрового маркетинга.

Маркетинг:
таргетирование коммуникаций на основе анализа больших массивов информации о потребителе;    нарративный маркетинг;            
новая роль традиционных (off-line) каналов коммуникаций.

Продажи

Рост доли продаж в интернете;    трансформация традиционной розницы;                                               
полная автоматизация логистики, снижение роли и объема оптовой торговли.

Продажи:
главный канал продаж - интернет платформы;                                  
новая роль "традиционной" розницы как бренд платформы для эмоциональной связи с потребителем;                              
отмирание оптовой торговли.