Действующий

Об утверждении стратегий развития кластеров (с изменениями на 13 декабря 2021 года)

Раздел 4. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА
НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ


Зарубежные кластеры - отраслевые аналоги

Исходя из того, что легкая промышленность Нижегородской области во многом формировалась на базе художественных промыслов и ремесел, в качестве аналога интересны примеры Индии, где существуют многовековые традиции в развитии различных видов местных производств, художественных промыслов и ремесел, сосредоточенных в городах и крупных селениях.

Индийские малые организации стремятся к концентрации вокруг крупных промышленных организаций, распложенных в метрополиях или в больших городах, где существует огромный потребительский рынок и есть трудовые ресурсы, в сочетании с развитой промышленной и социальной инфраструктурой.

К числу крупнейших производственных кластеров в легкой промышленности Индии относятся:

- Кластер в г. Агра по обработке кожи и изготовлению кожаных изделий создан более 100 лет тому назад (объединяет более 6000 субъектов малого и среднего предпринимательства с общей численностью работающих боле 80 тыс. чел.);

- Кластер в г. Панипат (Panipat), производящий более 75% одеял, изготавливаемых в стране;

- Кластер в г. Тирупур (Tirupur), производящий около 80% хлопчатобумажных чулочно-носочных изделий, поставляемых на экспорт;

- Кластер в г. Агра (Agra), объединивший 800 сертифицированных и более 6000 официально не зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, которые ежедневно производят 150 тыс. пар обуви общей стоимостью 1,3 млн. долл. США и ежегодный экспорт обуви достигает 60 млн. долл. США;

- Кластер в г. Лудхайна (Ludhiana) производит 95% шерстяного трикотажа.

Всего в Индии только в текстильной отрасли имеется более  700 кластеров разного масштаба.


Лучшая практика развития и управления
зарубежных кластеров-отраслевых аналогов

В качестве примера рассмотрим Techtera - кластер технического текстиля региона Рон Альпы (Лион). В этом регионе - лидере функционального и технического текстиля (65% объема французского производства и 12% -общеевропейского) - организация кластера была утверждена решением Французского правительства 12 июля 2005 г. К 2008 году в составе кластера действовало 170 субъектов, из них 150 французских и транснациональных коммерческих организаций. Планируется партнерство с Бразилией, Индией, Южной Африкой и Китаем.

Миссия кластера Techtera - повышение конкурентоспособности текстильной промышленности путем инноваций.

Цели Techtera:

- развивать связи между организациями сектора;

- стимулировать производство инновационного текстиля с высокой добавленной стоимостью;

- утвердить Techtera как центр европейского лидерства в техническом и функциональном текстиле.

В кластере Techtera создали и развивают собственные инструменты и сервисы для организации инноваций в производстве: программу "R&D project process", ключевую роль в которой играют инновационные рабочие группы (innovation workshop). Первая из них была сформирована в 2006 году; с этого момента было создано 8 групп, каждая включала около 80 участников. В рабочих группах обсуждаются главные технические и экономические проблемы индустрии технического текстиля; каждая их групп фокусируется на одной теме; в течение года поднимается 2 - 3 темы. Таким образом, инициируются совместные проекты исследований и разработок. Далее проектные инициативы представляются на рассмотрение Научно-технического комитета кластера, затем те из них, которые получили у него одобрение, утверждаются в Исполнительном совете для финансирования в различных фондах. Проект либо получает финансирование из фонда, либо "переписывается". В случае утверждения создается консорциум (в среднем  6 партнеров), проект выполняется и завершается созданием прототипа продукта.

Среди тем, рассмотренных рабочими группами: "Текстиль и здоровье", "Текстиль как стратегический материал для акустики", "Альтернативные технологии отделки (finishing)", "Силикон - материал с различными формами", "Наноматериалы" и др.

Реализуется 9 образовательных программ, из них 3 посвящено инновационному менеджменту. Кластер проводит 3 выставки в год и регулярно участвует в различных отраслевых мероприятиях. По результатам проектов размещено 189 публикаций во французской прессе. Ежегодный бюджет функционирования кластера составляет 290 000 евро (заработные платы команды, офис, затраты на продвижение и коммуникацию.


Факторы успеха

Анализ опыта зарубежных кластеров - отраслевых аналогов, показывает, что ключевыми факторами их успешного развития являются следующие:

- создание инфраструктур поддержки;

- организация инновационного центра коллективного пользования (эволюция второй волны французских кластеров);

- оптимизация взаимоотношений между инкубаторами (технопарками), сетями трансферта технологий и других форм ассоциаций с кластерами;

- кадровая поддержка со стороны образовательных программ подготовки и переподготовки;

- приобщение собственников и руководителей организаций к опыту в области механизмов создания инновационных проектов и досье на финансирование;

- возможность для студентов проходить практику в рамках университетского цикла;

- комплекс маркетинговых коммуникаций: презентации на инновационных и отраслевых салонах и выставках, конференциях, в СМИ;

- создание "посевного" фонда (финансирование на суммы от 5 000 до 100 000 евро);