Кластер легкой промышленности Нижегородской области (далее - кластер) входит в состав сформировавшегося в Нижегородской области мега-кластера "Интеграция. Технологическая индустрия 4.0", являющегося "локомотивом" роста экономики Нижегородской области. На международном и национальном уровнях конкуренция ведется благодаря использованию современных информационно-технологических решений, креативных подходов, сильных торговых марок.
Основу продуктового портфеля участников кластера составляет инновационная продукция с высокой добавленной стоимостью: "умная" специализированная и форменная одежда, брендированная одежда и обувь, кастомизированные аксессуары, предметы интерьера, товары красоты, сувениры.
Производство ведется на роботизированных контрактных фабриках и в ателье, оснащенных оборудованием, позволяющим добиться индивидуальности каждого выпускаемого изделия.
Сбыт продукции осуществляется по всему миру с использованием международных и национальных информационно-коммуникационных сетей, как в сегменте "B to C", так и в сегменте "B to В".
Производительность труда в организациях обеспечивает оплату труда не меньше, чем в среднем по организациям обрабатывающей промышленности Нижегородской области.
Лидерами кластера являются инновационные организации, которые демонстрируют темпы экономического роста, значительно опережающие среднеотраслевые. Идет модернизация производства на принципах "Технологической Индустрии 4.0". При разработке новой продукции активно применяются методы математического моделирования и суперкомпьютерные технологии, существенно уменьшающие ресурсные затраты.
Формируется внутрикластерная отраслевая информационная сеть, интегрированная с Государственной Информационной Системой Промышленности (далее - ГИСП), идет конструктивный обмен знаниями, информацией, технологиями, лучшими практиками в области менеджмента в рамках программ кластерного бенчмаркинга.
Участники кластера активно кооперируются в рамках единой информационной сети для получения крупных заказов от государственных структур и крупных организаций, осуществляют совместные закупки необходимого сырья и материалов, на взаимовыгодной основе обмениваются свободными производственно-технологическими мощностями и другими ресурсами.
Также в рамках расширения кластерной кооперации растет число совместных проектов по разработке и выпуску новой, конкурентоспособной продукции, активно практикуется приобретение организациями - участниками кластера патентов, лицензий, ноу-хау друг у друга.
Благодаря высокой инновационной и деловой активности, значительно выросло число торговых марок и промышленных образцов, способных к правовой охране.
Укрупнение масштаба отраслевых проектов, использование новых финансовых инструментов способствует увеличению объема привлекаемых в кластер инвестиций, как государственных, так и частных (включая средства зарубежных инвесторов).
Важная роль в развитии кластера уделяется современным методам анализа и прогнозирования. Регулярно проводятся отраслевые форсайты с приглашением ведущих зарубежных и отечественных экспертов.
Специализированная организация кластера принимает активное участие в разработке национальных и региональных отраслевых программ.
Резиденты кластера регулярно участвуют в выставочно-ярмарочных, коммуникативных и образовательных мероприятиях, обеспечивающих полноценное международное и межрегиональное сотрудничество, продвижение зонтичного бренда кластера легкой промышленности "Matryoshka Industry".
В рамках кластера сформировалась активная творческая среда, привлекательная для креативной молодежи. Проводятся массовые творческие мероприятия, которые способствуют повышению интереса, как к самому кластеру, так и Нижегородской области в целом, в Российской Федерации и за рубежом.
Стратегические цели развития кластера
Стратегические цели развития кластера:
- количественный и качественный рост участников кластера, в том числе, из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа;
- расширение географии и объемов поставок продукции и услуг участников кластера;
- развитие производственно-технологической и маркетинговой интеграции участников кластера.
Ключевые показатели достижения целей Стратегии указаны в таблице 1.
Основные этапы развития кластера и связанные с этим мероприятия
Этап 1: 2020-2021 годы, адаптация к новым условиям, связанными с глобальными изменениями в экономике.
Приспособление к изменениям условий хозяйствования, связанных со сдвигами в экономике из-за пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) (снижение спроса и изменение его структуры, разрыв хозяйственных связей и т.п.):
1) переориентация на новые рынки и потребителей на основе совместных маркетинговых исследований;
2) анализ имеющейся отраслевой материально-технической базы, наличия свободных площадей для реализации совместных проектов, возможности загрузки малоиспользуемого оборудования заказами других участников кластера;
3) инициирование мер, направленных на предоставление организациям легкой промышленности Нижегородской области государственных и муниципальных заказов, контрактов от крупных промышленных предприятий и корпораций;
4) изучение актуальных возможностей отечественных поставщиков сырья и материалов, в первую очередь, на близлежащих территориях;
5) анализ предложений поставщиков оборудования, совместные закупки необходимого оборудования, изучение возможности изготовления требуемой оснастки на машиностроительных организациях Нижегородской области;