ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 29 декабря 2016 года № 2169-р


Об утверждении стратегий развития кластеров

(с изменениями на 13 декабря 2021 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Нижегородской области от 02.02.2018 № 97-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.08.2018 № 861-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 24.01.2019 № 20-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 14.10.2020 № 1136-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.12.2021 № 1309-р

-----------------------------------------------------------------------



В целях повышения эффективности реализации мероприятий, направленных на развитие промышленности и предпринимательства Нижегородской области:

1. Утвердить прилагаемые:

Стратегию развития кластера легкой промышленности Нижегородской области;

Стратегию развития IT кластера Нижегородской области.

2. Контроль за реализацией утвержденных настоящим распоряжением стратегий возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Саносяна А.Г. (п. 2 изложен в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 14.10.2020 № 1136-р - см. предыдущую редакцию)



Губернатор                                      В.П.Шанцев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 29 декабря 2016 г. № 2169-р

Стратегия изложена в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.12.2021 № 1309-р
- см.
предыдущую редакцию

Стратегия развития кластера легкой промышленности
Нижегородской области



Цель Стратегии и основные подходы к ее разработке

Легкая промышленность служит социально значимым сектором народного хозяйства Нижегородской области. Эта отрасль способствует занятости населения, в первую очередь женщин, в небольших городах и поселениях с моно-экономикой, поддерживает развитие малого и микро-бизнеса. При этом, как показывает успешный опыт ряда зарубежных стран, легкая промышленность (особенно в Fashion-cегменте) может демонстрировать высокий уровень маржинальной доходности и быть источником процветания целых субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в настоящее время данная отрасль, как в Нижегородской области, так и в Российской Федерации в целом, находится в сложном положении. Рынок во многих сегментах захвачен продукцией зарубежных производителей, которые выигрывают конкурентную борьбу за счет сильных брендов (западные организации), масштабного современного производства (Китай) или дешевой рабочей силы (Бангладеш, Мьянма и т.п.).

Легкая промышленность Нижегородской области фактически потеряла целый ряд организаций, традиционно составлявших основу швейной и кожевенной отрасли, производственные мощности во многом устарели морально и физически, ощущается острая нехватка управленческих кадров, способных вести бизнес в условиях жесткой конкуренции, а также производственного персонала. Требуется радикальное изменение ситуации в легкой промышленности Нижегородской области с учетом прогнозируемых трендов развития отрасли, имеющегося регионального инновационного и научно-технологического потенциала в таких сферах, как IT-технологии, "науки о жизни", химия и нефтехимия, материаловедение и т.д.

Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 утверждена Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, в которой заложены основные цели и приоритеты развития промышленности Нижегородской области в целом. Также, в начале 2020 года в мировой и национальной экономике начали происходить резкие изменения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19).

В Стратегии развития кластера легкой промышленности Нижегородской области (далее - Стратегия) учтены приоритеты развития, определенные в следующих стратегических документах:

- Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. № 41 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения";

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1863 "О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков";

- Перечень поручений по итогам совещания о ситуации в легкой промышленности, утвержденный Президентом Российской Федерации  24 июня 2020 г. № Пр-1022;

- проект "Стратегия развития легкой промышленности Российской Федерации на период до 2025 года", опубликованный 7 мая 2018 г. на сайте Минпромторга России;

- Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889;

- Концепция дорожной карты "FashionNet".

Основная цель Стратегии - создание условий для эффективного развития легкой промышленности Нижегородской области на высокотехнологичной инновационной основе, обеспечивающей ее конкурентоспособность на региональном и международном уровнях, консолидация в данном направлении усилий всех заинтересованных сторон - бизнеса, власти, инфраструктурных и научно-образовательных организаций.

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ

1.1. Видение будущего

Кластер легкой промышленности Нижегородской области (далее - кластер) входит в состав сформировавшегося в Нижегородской области мега-кластера "Интеграция. Технологическая индустрия 4.0", являющегося "локомотивом" роста экономики Нижегородской области. На международном и национальном уровнях конкуренция ведется благодаря использованию современных информационно-технологических решений, креативных подходов, сильных торговых марок.

Основу продуктового портфеля участников кластера составляет инновационная продукция с высокой добавленной стоимостью: "умная" специализированная и форменная одежда, брендированная одежда и обувь, кастомизированные аксессуары, предметы интерьера, товары красоты, сувениры.

Производство ведется на роботизированных контрактных фабриках и в ателье, оснащенных оборудованием, позволяющим добиться индивидуальности каждого выпускаемого изделия.

Сбыт продукции осуществляется по всему миру с использованием международных и национальных информационно-коммуникационных сетей, как в сегменте "B to C", так и в сегменте "B to В".

Производительность труда в организациях обеспечивает оплату труда не меньше, чем в среднем по организациям обрабатывающей промышленности Нижегородской области.

Лидерами кластера являются инновационные организации, которые демонстрируют темпы экономического роста, значительно опережающие среднеотраслевые. Идет модернизация производства на принципах "Технологической Индустрии 4.0". При разработке новой продукции активно применяются методы математического моделирования и суперкомпьютерные технологии, существенно уменьшающие ресурсные затраты.

Формируется внутрикластерная отраслевая информационная сеть, интегрированная с Государственной Информационной Системой Промышленности (далее - ГИСП), идет конструктивный обмен знаниями, информацией, технологиями, лучшими практиками в области менеджмента в рамках программ кластерного бенчмаркинга.

Участники кластера активно кооперируются в рамках единой информационной сети для получения крупных заказов от государственных структур и крупных организаций, осуществляют совместные закупки необходимого сырья и материалов, на взаимовыгодной основе обмениваются свободными производственно-технологическими мощностями и другими ресурсами.

Также в рамках расширения кластерной кооперации растет число совместных проектов по разработке и выпуску новой, конкурентоспособной продукции, активно практикуется приобретение организациями - участниками кластера патентов, лицензий, ноу-хау друг у друга.

Благодаря высокой инновационной и деловой активности, значительно выросло число торговых марок и промышленных образцов, способных к правовой охране.

Укрупнение масштаба отраслевых проектов, использование новых финансовых инструментов способствует увеличению объема привлекаемых в кластер инвестиций, как государственных, так и частных (включая средства зарубежных инвесторов).

Важная роль в развитии кластера уделяется современным методам анализа и прогнозирования. Регулярно проводятся отраслевые форсайты с приглашением ведущих зарубежных и отечественных экспертов.

Специализированная организация кластера принимает активное участие в разработке национальных и региональных отраслевых программ.

Резиденты кластера регулярно участвуют в выставочно-ярмарочных, коммуникативных и образовательных мероприятиях, обеспечивающих полноценное международное и межрегиональное сотрудничество, продвижение зонтичного бренда кластера легкой промышленности "Matryoshka Industry".

В рамках кластера сформировалась активная творческая среда, привлекательная для креативной молодежи. Проводятся массовые творческие мероприятия, которые способствуют повышению интереса, как к самому кластеру, так и Нижегородской области в целом, в Российской Федерации и за рубежом.

Стратегические цели развития кластера

Стратегические цели развития кластера:

- количественный и качественный рост участников кластера, в том числе, из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа;

- расширение географии и объемов поставок продукции и услуг участников кластера;

- развитие производственно-технологической и маркетинговой интеграции участников кластера.

Ключевые показатели достижения целей Стратегии указаны в таблице 1.

Основные этапы развития кластера и связанные с этим мероприятия

Этап 1: 2020-2021 годы, адаптация к новым условиям, связанными с глобальными изменениями в экономике.

Приспособление к изменениям условий хозяйствования, связанных со сдвигами в экономике из-за пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) (снижение спроса и изменение его структуры, разрыв хозяйственных связей и т.п.):

1) переориентация на новые рынки и потребителей на основе совместных маркетинговых исследований;

2) анализ имеющейся отраслевой материально-технической базы, наличия свободных площадей для реализации совместных проектов, возможности загрузки малоиспользуемого оборудования заказами других участников кластера;

3) инициирование мер, направленных на предоставление организациям легкой промышленности Нижегородской области государственных и муниципальных заказов, контрактов от крупных промышленных предприятий и корпораций;

4) изучение актуальных возможностей отечественных поставщиков сырья и материалов, в первую очередь, на близлежащих территориях;

5) анализ предложений поставщиков оборудования, совместные закупки необходимого оборудования, изучение возможности изготовления требуемой оснастки на машиностроительных организациях Нижегородской области;

6) максимальное использование мер государственной поддержки отрасли, пропаганда положительного опыта организаций в данном направлении;

7) создание новых производственных цепочек с ориентацией на максимально возможную локализацию производства, включая изготовление необходимых материалов и комплектующих;

8) интеграция производственных, маркетинговых, товарных и других ресурсов организаций - участников кластера для снижения издержек и возможности получать крупные заказы через закупки государственных и крупных корпоративных структур;

9) организация регулярного информационного обмена между организациями кластера. Инициация комплекса мероприятий по дальнейшему вытеснению контрафактной и контрабандной продукции легкой промышленности с рынка Нижегородской области;

10) содействие восстановлению производства в районах Нижегородской области (моногорода, экономически депрессивные территории с высокой долей женщин).

Этап 2: 2022-2025 годы, интеграция легкой промышленности Нижегородской области в рамках кластера.

Усиление роли и значения кластера в легкой промышленности Нижегородской области:

1) привлечение в кластер новых участников, в том числе из других субъектов Российской Федерации. Расширение состава участников за счет сервисных, сбытовых организаций, консалтинговых компаний и т.п.;

2) проведение круглых столов, конференций и других мероприятий для выработки совместных предложений органам федеральной власти по защите отечественных рынков сырья, предоставления льгот отечественным производителям исходных материалов (ткани, кожа и т.п.) и технологического оборудования;

3) инициирование создания отраслевого индустриально-технологического парка для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства на общей площадке, обеспеченной необходимыми ресурсами;

4) привлечение инвестиций в кластер по следующим направлениям: организация производств на технологической основе Индустрии 4.0, научно-прикладная (лаборатории, сертификационные центры) и проектно-технологическая инфраструктура (проектно-дизайнерские бюро), сопутствующие производства;

5) создание и развитие торговых марок продукции кластера, укрепление "зонтичного" бренда кластера;

6) корректировка программ высшего образования и среднего профессионального образования с учетом требований, выработанных участниками кластера;

7) внедрение систем качества и международных стандартов производства в организациях отрасли с использованием опыта резидентов кластера;

8) дальнейшее развитие производственно-технологической, маркетинговой, сбытовой, информационной интеграции участников кластера;

9) разработка программных документов по развитию отрасли в Нижегородской области;

10) организация совместных разработок инновационной продукции с привлечением участников других кластеров Нижегородской области. Инициализация совместных проектов участников кластера с организациями, представляющими IT-отрасль, "науку о жизни", химию и нефтехимию, направленных на разработку и внедрение в отрасли современных цифровых технологи, создание новых материалов с уникальными свойствами;

11) привлечение зарубежных специалистов для обмена опытом, в первую очередь, в сфере моделирования и дизайна, организации современного производства;

12) налаживание интеграционных связей с аналогичными отраслевыми кластерами в Российской Федерации и за рубежом.

Этап 3: 2025-2030 годы. Интеграция кластера в мега-кластер Нижегородской области.

Переход легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения:

1) дальнейшее развитие производственно-технологической базы отрасли на принципах и подходах Технологической Индустрии 4.0: технологии облачные (cloud), искусственного интеллекта (IA, RTI), больших данных (Big Data), Интернета вещей (IoT);

2) сквозной сетевой обмен данными между всеми участниками, задействованными в производственной цепочке: специалистами организаций, ERP-системами, роботами, продуктами, другими системами. Машины и производственные линии самостоятельно меняют конфигурацию в зависимости от "запросов" продуктов на технологической линейке;

3) развитие интеграции с участниками других кластеров в области разработки и производства инновационной продукции, новых материалов;

4) значительное наращивание объемов продукции с высокой добавленной стоимостью за счет уникальных свойств продукции и сильных торговых марок;

5) развитие деловых и производственных связей с другими отраслевыми кластерами в России и за рубежом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»