РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2016 года № 2169-р
Об утверждении стратегий развития кластеров
(с изменениями на 24 января 2019 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Нижегородской области от 02.02.2018 № 97-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.08.2018 № 861-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 24.01.2019 № 20-р
-----------------------------------------------------------------------
В целях повышения эффективности реализации мероприятий, направленных на развитие промышленности и предпринимательства Нижегородской области:
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития кластера легкой промышленности Нижегородской области;
Стратегию развития IT кластера Нижегородской области.
2. Контроль за реализацией утвержденных настоящим распоряжением стратегий возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Е.Б.Люлина. (п. 2 изложен в новой редакции распоряжением Правительства области от 24.01.2019 № 20-р - см. предыдущую редакцию)
Губернатор В.П.Шанцев
(в редакции распоряжения
Правительства Нижегородской области
от 2 февраля 2018 года № 97-р)
Стратегия изложена в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 02.02.2018 № 97-р - см. предыдущую редакцию
Стратегия
развития кластера легкой промышленности
Нижегородской области
Цель Стратегии и основные подходы к ее разработке
Легкая промышленность Нижегородской области является социально важным сектором народного хозяйства региона, несмотря на незначительную долю в его общем объеме - менее 1% в валовом региональном продукте. Данная отрасль содействует снижению социальной напряженности, обеспечивая занятость населения, в первую очередь, среди женщин в небольших городах и городах с моно-экономикой, способствует развитию малого и микро-бизнеса.
При этом, как показывает успешный опыт ряда зарубежных стран, легкая промышленность (особенно в Fashion-cегменте) может демонстрировать высокий уровень маржинальной доходности и являться источником развития целых регионов.
Вместе с тем, в настоящее время легкая промышленность, как в Нижегородской области, так и в Российской Федерации в целом, находится в сложном положении. Рынок во многих сегментах захвачен продукцией зарубежных производителей, которые выигрывают конкурентную борьбу за счет сильных брендов (западные компании), масштабного современного производства (Китай) или дешевой рабочей силы (Бангладеш, Мьянма и т.п.).
Региональная легкая промышленность фактически потеряла целый ряд предприятий, традиционно составлявших основу швейной и кожевенной отрасли, производственные мощности во многом устарели морально и физически, ощущается острая нехватка управленческих кадров, способных вести бизнес в условиях жесткой конкуренции, а также производственного персонала. Низкая текущая конкурентоспособность нижегородской легкой промышленности требует радикального изменения ситуации с учетом прогнозируемых трендов развития отрасли, имеющегося регионального инновационного и научно-технологического потенциала в таких сферах, как IT-технологии, "науки о жизни", химия и нефтехимия, материаловедение и т.д.
Основная цель Стратегии развития кластера легкой промышленности Нижегородской области (далее - Стратегия) - создание условий для эффективного развития легкой промышленности Нижегородской области на высокотехнологичной инновационной основе, обеспечивающей ее конкурентоспособность на региональном и международном уровне, консолидация в данном направлении усилий всех заинтересованных сторон - бизнеса, власти, инфраструктурных и научно-образовательных организаций.
Стратегия проведена с учетом целей и приоритетов, отраженных в следующих источниках:
- проект "Концепция развития легкой промышленности Российской Федерации до 2025 года";
- предложения в дорожную карту "FashionNet", разработка которой ведется при участии Агентства стратегических исследований Российской Федерации.
При разработке Стратегии были использованы материалы форсайт-сессии кластера легкой промышленности Нижегородской области, которая прошла 25 апреля 2017 года в Технопарке "Анкудиновка".
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ
1.1. Видение будущего
Кластер легкой промышленности Нижегородской области входит в состав сформировавшегося в Нижегородской области мега-кластера "Интеграция. Технологическая индустрия 4.0", являющегося "локомотивом" роста региональной экономики. На международном и национальном уровнях конкуренция ведется не за счет дешевизны ресурсов и рабочей силы, а благодаря использованию современных информационно-технологических решений и креативных подходов.
Основу продуктового портфеля участников кластера составляет инновационная продукция с высокой добавленной стоимостью: "умная" специализированная и форменная одежда, брендированная одежда и обувь, кастомизированные аксессуары, предметы интерьера, товары красоты, сувениры. Производство ведется на роботизированных контрактных фабриках и в ателье, оснащенных оборудованием, позволяющим добиться индивидуальности каждого выпускаемого изделия. Сбыт продукции осуществляется по всему миру с использованием международных и национальных информационно-коммуникационных сетей, как в сегменте "BtoC", так и в сегменте "B to В".
Производительность труда на предприятиях кластера выше, чем в среднем по Нижегородской области и отрасли, что обеспечивает высокую оплату труда.
Лидерами кластера являются малые предприятия-"газели", которые демонстрируют темпы экономического роста, значительно опережающие среднеотраслевые. Идет модернизация производства на принципах "Технологической Индустрии 4.0". При разработке новой продукции активно применяются методы математического моделирования и суперкомпьютерные технологии, существенно уменьшающие ресурсные затраты.
Формируются внутрикластерные отраслевые цифровые сети, предприятия кластера создают общие информационно-аналитические ресурсы, идет конструктивный обмен знаниями, информацией, технологиями, лучшими практиками в области менеджмента в рамках программ кластерного бенчмаркинга.
Также в рамках расширения кластерной кооперации растет число совместных проектов, активно практикуется приобретение организациями - участниками кластера патентов, лицензий, ноу-хау друг у друга.
Благодаря высокой инновационной и деловой активности, значительно выросло число торговых марок и промышленных образцов, способных к правовой охране.
Укрупнение масштаба отраслевых проектов, использование новых финансовых инструментов способствует увеличению объема привлекаемых в кластер инвестиций, как государственных, так и частных (включая средства зарубежных инвесторов).
Важная роль в развитии кластера уделяется современным методам анализа и прогнозирования. Регулярно проводятся отраслевые форсайты с приглашением ведущих зарубежных и отечественных экспертов. Специалисты управляющей компании принимают активное участие в разработке национальных и региональных отраслевых программ.
Сформирована полноценная линейка выставочно-ярмарочных, коммуникативных и образовательных мероприятий, обеспечивающих полноценное международное и межрегиональное сотрудничество, продвижение зонтичного бренда кластера легкой промышленности "Matryoshka Industry" и Нижегородской области в целом.
В рамках кластера сформировалась активная творческая среда, привлекательная для креативной молодежи. Проводятся массовые творческие мероприятия, которые способствуют повышению интереса, как к самому кластеру, так и Нижегородской области в целом, в Российской Федерации и за рубежом.
1.2. Стратегические цели развития кластера
Стратегическими целями (до 2025 года) развития кластера являются:
- вхождение в состав мега-кластера "Интеграция. Технологическая индустрия 4.0";
- количество участников кластера - не менее 100, в том числе не менее 60% инновационных предприятий, вышедших из числа стартапов;
- увеличение объема (в денежном выражении) отгрузки отраслевой продукции и услуг не менее чем в 2,1 раза к существующем уровню;
- доля брендированной и инновационной продукции/услуг - не менее 50% в общем объеме;
- рост экспорта региональной продукции легкой промышленности - не менее чем в пять раз (в денежном выражении) к показателям 2016 года;
- достижение уровня оплаты труда не менее чем на 20% выше среднего по отрасли в целом по Российской Федерации;
- вхождение региональных брендов в международные и национальные рейтинги.
1.3. SWOT-анализ
Слабые стороны кластера легкой промышленности:
- потеря технологических компетенций, морально и физически устаревшее оборудование в ряде традиционных сегментов массового производства (выпуск мужской и женской одежды, кожевенных изделий);
- низкий уровень квалификации кадров (от рабочих специальностей до модельеров и менеджмента) и ограниченные возможности по их подготовке;
- разрыв между модельерами/дизайнерами и производством
- отрасль имеет низкий приоритет в региональной экономике;
- мало сильных региональных брендов;
- разрушение региональной сырьевой базы в кожевенном сегменте.
Сильные стороны кластера легкой промышленности:
- удачное географическое местоположение - рядом традиционные центры текстильной промышленности (Московская и Ивановская области); в радиусе 1000 км - максимальная плотность потенциальных потребителей;
- высокий научно-технологический и инновационный потенциал Нижегородской области, что должно сыграть решающую роль при переходе отрасли на новые принципы работы (Технологическая индустрия 4.0);
- позитивный опыт интеграции деятельности участников кластера - творческие площадки проекта "ROSSA";
- сильные позиции на национальном уровне в отдельных сегментах: специальная, форменная, в том числе, школьная, одежда;
- опыт продвижения продукции Fashion за рубежом и на национальном уровне (например, фестиваль Matryoshka Fashion Week);
- имеющие мировую известность бренды традиционных региональных ремесел (например, "Хохлома");
- известные модели - выходцы из Нижегородской области (в первую очередь - Наталья Водянова).
Рыночные возможности для развития кластера и готовность к их использованию
Рыночные возможности, определяемые современными трендами развития | Готовность к использованию имеющихся возможностей |
Перестройка мировой легкой промышленности на принципах и технологиях "Технологическая индустрия 4.0". | Высокий инновационный потенциал Нижегородской области в ключевых областях, определяющих развитие "Технологической индустрии 4.0" - искусственный интеллект, управление большими массивами данных (Big Data), защита данных, сенсоры и датчики. |
Усиление роли локальных брендов и повышение спроса на уникальную продукцию. | В регионе есть бренды народных промыслов мирового уровня (в первую очередь - Хохлома), которые начинают успешно использоваться в швейных изделиях и аксессуарах. |
Формирование глобального сетевого фэшн-рынка. | Региональные IT-специалисты являются лидерами отрасли и способны разработать современные информационные платформы для встраивания в мировые сети. |
Появление и развитие новых технологий (нано-ткани, 3-D моделирование и т.п.) и продукции на ее основе - "умная" одежда и обувь. | Уже в настоящее время региональные ученые ведут разработки в области создания "умной одежды", которые могут иметь приложение в разных сегментах - спецодежда, спортивная одежда, школьная форма, одежда для реабилитации. |
Совершенствование системы государственного заказа и закупок крупных предприятий с использованием Государственной информационной системы промышленности. | Оперативное включение информации об участниках кластер и их продукции в ГИСП, участие в разработке цифровых стандартов аналогичности товаров, закупочных регламентов, вхождение в научно-технические советы и другие органы, разрабатывающие систему государственных, региональных и местных закупок. Лоббирование нижегородской продукции. |
Акцент на развитие производства искусственных тканей и тканей с уникальными свойствами (арамидные, с нано-частицами, с сенсорами и т.д.). | Формирование заданий на НИОКР по созданию новых материалов региональным научно-исследовательским организациям и предприятиям химии, нефтехимии, биохимии. |
Рыночные угрозы и пути их предотвращения/снижения уровня
Рыночные угрозы | Пути предотвращения/снижения уровня угроз |
Дальнейшая деградация кадрового потенциала. | Создание эффективной системы подготовки и переобучения кадров на всей цепочке создания ценности. |
Дальнейший износ производственно-технологического оборудования. | Создание современных контрактных автоматизированных высоко производительных Смарт-фабрик, способных оперативно выполнять различные по объему заказы с высоким уровнем кастомизации. |
Снижение спроса из-за уменьшения покупательной способности региона. | Выход на новые рынки, активный экспорт. |
Нехватка финансовых ресурсов для развития. | Выпуск продукции с высокой маржинальностью, более эффективное использование имеющихся механизмов господдержки, привлечение внешних инвесторов в отрасль. |
Снижение объемов продаж из-за демпинга конкурентов. | Выпуск нишевой продукции с высокой добавленной стоимостью. |
Снижение спроса на специальную рабочую одежду из-за повсеместной автоматизации производства. | Выпуск "умной" специальной одежды с высокой добавленной стоимостью. |
1.4. Элементы бизнес-модели
Целевые продуктовые сегменты
Исходя из рыночных возможностей, а также имеющихся и потенциальных сильных сторон, целевыми продуктовыми сегментами для кластера легкой промышленности становятся:
- "умная" спецодежда и обувь для различных отраслей промышленности, формы для школьников и других категорий потребителей из тканей с особыми свойствами;
- дизайнерская мало-серийная одежда и обувь (в том числе с элементами национально-регионального стиля) для замещения импорта и реализации на внешних рынках;
- кастомизированные аксессуары, предметы интерьера, товары красоты, сувениры;
- технический текстиль, другие материалы для различных отраслей промышленности.
Разработка продукции
Разработка инновационной продукции, которая затем будет тиражироваться в производстве, ведется в специализированных кросс-функциональных дизайнерско-конструкторских бюро, в состав которых входят модельеры, дизайнеры, специалисты по материалам, эргономике, "науке о жизни" и другой необходимый персонал. Также функциями данных бюро является разработка технических заданий на создание новых материалов, которые будут использоваться в перспективе в конечных изделиях. Именно в данном сегменте предполагается создание основной доли стратапов, в том числе при региональных ВУЗах и научно-исследовательских организациях.
Создание "цифровых" портретов конечных потребителей позволяет кастомизировать изготовление продукции еще на стадии разработки. Разработанные модели в оцифрованном виде затем по электронным каналам отправляются на автоматизированные контрактные смарт-фабрики или в 3D-ателье, где изготавливается конечная продукция.
При разработке изделий в сегменте Fashion потребитель в интерактивном режиме сам будет принимать участие в разработке одежды или обуви совместно с дизайнерами-модельерами.