Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 29 декабря 2016 года № 2169-р


Об утверждении стратегий развития кластеров

(с изменениями на 24 января 2019 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Нижегородской области от 02.02.2018 № 97-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.08.2018 № 861-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 24.01.2019 № 20-р

-----------------------------------------------------------------------



В целях повышения эффективности реализации мероприятий, направленных на развитие промышленности и предпринимательства Нижегородской области:

1. Утвердить прилагаемые:

Стратегию развития кластера легкой промышленности Нижегородской области;

Стратегию развития IT кластера Нижегородской области.

2. Контроль за реализацией утвержденных настоящим распоряжением стратегий возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Е.Б.Люлина. (п. 2 изложен в новой редакции распоряжением Правительства области от 24.01.2019 № 20-р - см. предыдущую редакцию)



Губернатор                                      В.П.Шанцев


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 29 декабря 2016 года № 2169-р

(в редакции распоряжения
Правительства Нижегородской области
от 2 февраля 2018 года № 97-р)

Стратегия изложена в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 02.02.2018 № 97-р - см. предыдущую редакцию

Стратегия
развития кластера легкой промышленности
Нижегородской области



Цель Стратегии и основные подходы к ее разработке

Легкая промышленность Нижегородской области является социально важным сектором народного хозяйства региона, несмотря на незначительную долю в его общем объеме - менее 1% в валовом региональном продукте. Данная отрасль содействует снижению социальной напряженности, обеспечивая занятость населения, в первую очередь, среди женщин в небольших городах и городах с моно-экономикой, способствует развитию малого и микро-бизнеса.

При этом, как показывает успешный опыт ряда зарубежных стран, легкая промышленность (особенно в Fashion-cегменте) может демонстрировать высокий уровень маржинальной доходности и являться источником развития целых регионов.

Вместе с тем, в настоящее время легкая промышленность, как в Нижегородской области, так и в Российской Федерации в целом, находится в сложном положении. Рынок во многих сегментах захвачен продукцией зарубежных производителей, которые выигрывают конкурентную борьбу за счет сильных брендов (западные компании), масштабного современного производства (Китай) или дешевой рабочей силы (Бангладеш, Мьянма и т.п.).

Региональная легкая промышленность фактически потеряла целый ряд предприятий, традиционно составлявших основу швейной и кожевенной отрасли, производственные мощности во многом устарели морально и физически, ощущается острая нехватка управленческих кадров, способных вести бизнес в условиях жесткой конкуренции, а также производственного персонала. Низкая текущая конкурентоспособность нижегородской легкой промышленности требует радикального изменения ситуации с учетом прогнозируемых трендов развития отрасли, имеющегося регионального инновационного и научно-технологического потенциала в таких сферах, как IT-технологии, "науки о жизни", химия и нефтехимия, материаловедение и т.д.

Основная цель Стратегии развития кластера легкой промышленности Нижегородской области (далее - Стратегия) - создание условий для эффективного развития легкой промышленности Нижегородской области на высокотехнологичной инновационной основе, обеспечивающей ее конкурентоспособность на региональном и международном уровне, консолидация в данном направлении усилий всех заинтересованных сторон - бизнеса, власти, инфраструктурных и научно-образовательных организаций.

Стратегия проведена с учетом целей и приоритетов, отраженных в следующих источниках:

- проект "Концепция развития легкой промышленности Российской Федерации до 2025 года";

- предложения в дорожную карту "FashionNet", разработка которой ведется при участии Агентства стратегических исследований Российской Федерации.

При разработке Стратегии были использованы материалы форсайт-сессии кластера легкой промышленности Нижегородской области, которая прошла 25 апреля 2017 года в Технопарке "Анкудиновка".

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ

1.1. Видение будущего


Кластер легкой промышленности Нижегородской области входит в состав сформировавшегося в Нижегородской области мега-кластера "Интеграция. Технологическая индустрия 4.0", являющегося "локомотивом" роста региональной экономики. На международном и национальном уровнях конкуренция ведется не за счет дешевизны ресурсов и рабочей силы, а благодаря использованию современных информационно-технологических решений и креативных подходов.

Основу продуктового портфеля участников кластера составляет инновационная продукция с высокой добавленной стоимостью: "умная" специализированная и форменная одежда, брендированная одежда и обувь, кастомизированные аксессуары, предметы интерьера, товары красоты, сувениры. Производство ведется на роботизированных контрактных фабриках и в ателье, оснащенных оборудованием, позволяющим добиться индивидуальности каждого выпускаемого изделия. Сбыт продукции осуществляется по всему миру с использованием международных и национальных информационно-коммуникационных сетей, как в сегменте "BtoC", так и в сегменте "B to В".

Производительность труда на предприятиях кластера выше, чем в среднем по Нижегородской области и отрасли, что обеспечивает высокую оплату труда.

Лидерами кластера являются малые предприятия-"газели", которые демонстрируют темпы экономического роста, значительно опережающие среднеотраслевые. Идет модернизация производства на принципах "Технологической Индустрии 4.0". При разработке новой продукции активно применяются методы математического моделирования и суперкомпьютерные технологии, существенно уменьшающие ресурсные затраты.

Формируются внутрикластерные отраслевые цифровые сети, предприятия кластера создают общие информационно-аналитические ресурсы, идет конструктивный обмен знаниями, информацией, технологиями, лучшими практиками в области менеджмента в рамках программ кластерного бенчмаркинга.

Также в рамках расширения кластерной кооперации растет число совместных проектов, активно практикуется приобретение организациями - участниками кластера патентов, лицензий, ноу-хау друг у друга.

Благодаря высокой инновационной и деловой активности, значительно выросло число торговых марок и промышленных образцов, способных к правовой охране.

Укрупнение масштаба отраслевых проектов, использование новых финансовых инструментов способствует увеличению объема привлекаемых в кластер инвестиций, как государственных, так и частных (включая средства зарубежных инвесторов).

Важная роль в развитии кластера уделяется современным методам анализа и прогнозирования. Регулярно проводятся отраслевые форсайты с приглашением ведущих зарубежных и отечественных экспертов. Специалисты  управляющей компании принимают активное участие в разработке национальных и региональных  отраслевых программ.

Сформирована полноценная линейка выставочно-ярмарочных, коммуникативных и образовательных мероприятий, обеспечивающих полноценное международное и межрегиональное сотрудничество, продвижение зонтичного бренда кластера легкой промышленности "Matryoshka Industry" и Нижегородской области в целом.

В рамках кластера сформировалась активная творческая среда, привлекательная для креативной молодежи. Проводятся массовые творческие мероприятия, которые способствуют повышению интереса, как к самому кластеру, так и Нижегородской области в целом, в Российской Федерации и за рубежом.

1.2. Стратегические цели развития кластера


Стратегическими целями (до 2025 года) развития кластера являются:

- вхождение в состав мега-кластера "Интеграция. Технологическая индустрия 4.0";

- количество участников кластера - не менее 100, в том числе не менее 60% инновационных предприятий, вышедших из числа стартапов;

- увеличение объема (в денежном выражении) отгрузки отраслевой продукции и услуг не менее чем в 2,1 раза к существующем уровню;

- доля брендированной и инновационной продукции/услуг - не менее 50% в общем объеме;

- рост экспорта региональной продукции легкой промышленности - не менее чем в пять раз (в денежном выражении) к показателям 2016 года;

- достижение уровня оплаты труда не менее чем на 20%  выше среднего по отрасли в целом по Российской Федерации;

- вхождение региональных брендов в международные и национальные рейтинги.

1.3. SWOT-анализ


Слабые стороны кластера легкой промышленности:

- потеря технологических компетенций, морально и физически устаревшее оборудование в ряде традиционных сегментов массового производства (выпуск мужской и женской одежды, кожевенных изделий);

- низкий уровень квалификации кадров (от рабочих специальностей до модельеров и менеджмента) и ограниченные возможности по их подготовке;

- разрыв между модельерами/дизайнерами и производством

- отрасль имеет низкий приоритет в региональной экономике;

- мало сильных региональных брендов;

- разрушение региональной сырьевой базы в кожевенном сегменте.

Сильные стороны кластера легкой промышленности:

- удачное географическое местоположение - рядом традиционные центры текстильной промышленности (Московская и Ивановская области); в радиусе 1000 км - максимальная плотность потенциальных потребителей;

- высокий научно-технологический и инновационный потенциал Нижегородской области, что должно сыграть решающую роль при переходе отрасли на новые принципы работы (Технологическая индустрия 4.0);

- позитивный опыт интеграции деятельности участников кластера - творческие площадки проекта "ROSSA";

- сильные позиции на национальном уровне  в отдельных сегментах: специальная, форменная, в том числе, школьная, одежда;

- опыт продвижения продукции Fashion за рубежом и на национальном уровне (например, фестиваль Matryoshka Fashion Week);

- имеющие мировую известность бренды традиционных региональных ремесел (например, "Хохлома");

- известные модели - выходцы из Нижегородской области (в первую очередь - Наталья Водянова).

Рыночные возможности для развития кластера и готовность к их использованию

Рыночные возможности, определяемые современными трендами развития

Готовность к использованию имеющихся возможностей

Перестройка мировой легкой промышленности на принципах и технологиях "Технологическая индустрия 4.0".

Высокий инновационный потенциал Нижегородской области в ключевых областях, определяющих развитие "Технологической индустрии 4.0" - искусственный интеллект, управление большими массивами данных (Big Data), защита данных, сенсоры и датчики.

Усиление роли локальных брендов и повышение спроса на уникальную продукцию.

В регионе есть бренды народных промыслов мирового уровня (в первую очередь - Хохлома), которые начинают успешно использоваться в швейных изделиях и аксессуарах.

Формирование  глобального сетевого фэшн-рынка.

Региональные IT-специалисты являются лидерами отрасли и способны разработать современные информационные платформы для встраивания в мировые сети.

Появление и развитие новых технологий (нано-ткани, 3-D моделирование и т.п.) и продукции на ее основе - "умная" одежда и обувь.

Уже в настоящее время региональные ученые ведут разработки в области создания "умной одежды", которые могут иметь приложение в разных сегментах - спецодежда, спортивная одежда, школьная форма, одежда для реабилитации.

Совершенствование  системы государственного заказа и закупок крупных предприятий с использованием Государственной информационной системы промышленности.

Оперативное включение информации об участниках кластер и их продукции в ГИСП, участие в разработке цифровых стандартов аналогичности товаров,  закупочных регламентов, вхождение в научно-технические советы и другие органы, разрабатывающие систему государственных, региональных и местных закупок. Лоббирование нижегородской продукции.

Акцент на развитие производства искусственных тканей и тканей с уникальными свойствами (арамидные, с нано-частицами, с сенсорами и т.д.).

Формирование заданий на НИОКР по созданию новых материалов региональным научно-исследовательским организациям и  предприятиям химии, нефтехимии, биохимии.


Рыночные угрозы и пути их предотвращения/снижения уровня

Рыночные угрозы

Пути предотвращения/снижения уровня угроз

Дальнейшая деградация кадрового потенциала.

Создание эффективной системы подготовки и переобучения кадров на всей цепочке создания ценности.

Дальнейший износ производственно-технологического оборудования.

Создание современных контрактных  автоматизированных высоко производительных Смарт-фабрик, способных оперативно выполнять различные по объему заказы с высоким уровнем кастомизации.

Снижение спроса из-за уменьшения покупательной способности региона.

Выход на новые рынки, активный экспорт.

Нехватка финансовых ресурсов для развития.

Выпуск продукции с высокой маржинальностью, более эффективное использование имеющихся механизмов господдержки, привлечение внешних инвесторов в отрасль.

Снижение объемов продаж из-за демпинга конкурентов.

Выпуск нишевой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Снижение спроса на специальную рабочую одежду из-за повсеместной автоматизации производства.

Выпуск "умной" специальной одежды с высокой добавленной стоимостью.

1.4. Элементы бизнес-модели

Целевые продуктовые сегменты

Исходя из рыночных возможностей, а также имеющихся и потенциальных сильных сторон, целевыми продуктовыми сегментами для кластера легкой промышленности становятся:

- "умная" спецодежда и обувь для различных отраслей промышленности, формы для школьников и других категорий потребителей из тканей с особыми свойствами;

- дизайнерская мало-серийная одежда и обувь (в том числе с элементами национально-регионального стиля) для замещения импорта и реализации на внешних рынках;

- кастомизированные аксессуары, предметы интерьера, товары красоты, сувениры;

- технический текстиль, другие материалы для различных отраслей промышленности.

Разработка продукции

Разработка инновационной продукции, которая затем будет тиражироваться в производстве, ведется в специализированных кросс-функциональных дизайнерско-конструкторских бюро, в состав которых входят модельеры, дизайнеры, специалисты по материалам, эргономике, "науке о жизни" и другой необходимый персонал. Также  функциями данных бюро является разработка технических заданий на создание новых материалов, которые будут использоваться в перспективе в конечных изделиях. Именно в данном сегменте предполагается создание основной доли стратапов, в том числе при региональных ВУЗах и научно-исследовательских организациях.

Создание "цифровых" портретов конечных потребителей позволяет кастомизировать изготовление продукции еще на стадии разработки. Разработанные модели в оцифрованном виде затем по электронным каналам отправляются на автоматизированные контрактные смарт-фабрики или в 3D-ателье, где изготавливается конечная продукция.

При разработке изделий в сегменте Fashion потребитель в интерактивном режиме сам будет принимать участие в разработке одежды или обуви совместно с дизайнерами-модельерами.