ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 февраля 2018 года № 97-р

Об утверждении Стратегии развития Нижегородского
индустриального инновационного кластера в области
автомобилестроения и нефтехимии и о внесении изменения
в распоряжение Правительства Нижегородской области
от 29 декабря 2016 года № 2169-р



В целях повышения эффективности реализации мероприятий, направленных на развитие промышленности и предпринимательства Нижегородской области:

1. Утвердить Стратегию развития Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.

2. Внести в распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2016 года № 2169-р "Об утверждении стратегий развития кластеров" изменение, изложив Стратегию развития кластера легкой промышленности Нижегородской области, утвержденную распоряжением, в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.



Врио Губернатора                               Г.С.Никитин



ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 2 февраля 2018 года № 97-р


Стратегия
развития Нижегородского индустриального инновационного кластера
в области автомобилестроения и нефтехимии


Цель Стратегии и основные подходы к ее разработке


Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики Нижегородской области, создающей мультипликативный эффект в смежных отраслях и определяющей экономический и социальный уровень развития региона в целом и отдельных его субъектов.

Спрос на автомобили генерирует потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, нефтехимической, химической, электротехнической, радиоэлектронной и других отраслей региональной промышленности.

Основная цель разработки Стратегии Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии (далее - Стратегия) - формирование направлений концентрации усилий малого, среднего и крупного бизнеса, органов государственной власти, ассоциаций и общественных объединений, финансовых и научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений для наиболее эффективной реализации инновационного и научно-технологического потенциала автомобильной и нефтехимической промышленности, а также смежных с ними  отраслей.

Реализация Стратегии позволяет обеспечить устойчивое развитие Нижегородской области в условиях жесткой международной и межрегиональной конкуренции за счет производства востребованной на мировом и внутреннем рынках продукции с высокой добавленной стоимостью.

Стратегия предполагает тесное взаимодействие Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии с существующими в Нижегородской области Саровским инновационным кластером и IT-кластером Нижегородской области с перспективой создания на их основе инновационного мега-кластера "Интеграция. Технологическая индустрия 4.0", действующего на принципах, заложенных четвертой промышленной революции.

При разработке Стратегии учитывались рекомендации Европейской экономической комиссии для создания региональной стратегии "умной специализации", нацеленной на усиление конкурентных преимуществ территории на национальном и международном уровне за счет интеграции инноваций с потребностями бизнеса, гармоничной трансформации отраслевой структуры Нижегородской области.

При выборе приоритетных направлений развития учитывались их важность для региональной экономики и способность Нижегородской области для поддержки успешных производств, уровень сотрудничества партнеров на региональном уровне, инновационный потенциал, синергия с другими важными направлениями.

Одним из основных концептуальных подходов Стратегии является  междисциплинарный, который основан на уникальных компетенциях региона находящихся на стыке отраслей, их совмещении с новыми быстрорастущими научными областями, в которых регион - лидер.

Разработка Стратегии осуществлялась с учетом целей и приоритетов, предусмотренных Стратегией развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № 1877-р, и планом мероприятий ("дорожной картой") "Автонет" Национальной технологической инициативы.

При разработке Стратегии использованы материалы форсайт-сессии Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии, которая проводилась 25 апреля 2017 года в Технопарке "Анкудиновка".

Раздел 1. Основные положения стратегии



1.1. Текущий уровень развития кластера


По состоянию на середину 2017 года в состав кластера входило 58 участников, в том числе:

- 34 промышленных предприятия, включая крупнейшее отраслевое российское предприятие - ПАО "ГАЗ";

     - шесть инфраструктурных организаций, включая два индустриальных технопарка;

- пять учебных заведений - три ВУЗа и два техникума;

- научно-исследовательский институт;

- три сервисно-консалтинговые компании;

- две инжиниринговые компании;

- транспортно-логистическая фирма.

Ключевыми организациями-участниками кластера являются:

ПАО "ГАЗ".

ПАО "ГАЗ" является центром консолидации активов "Группы ГАЗ" - крупнейшего российского производителя коммерческого транспорта в Российской Федерации. В состав "Группы ГАЗ" входит 14 предприятий в восьми регионах Российской Федерации, сбытовые и сервисные структуры. Предприятия "Группы ГАЗ" выпускают легкие коммерческие и легковые автомобили, автобусы, большегрузные автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты. Группа "ГАЗ" является лидером в Российской Федерации по созданию функционального, надежного, экономичного и экологического транспорта для бизнеса, различных отраслей промышленности, пассажирских перевозок, образовательных и медицинских учреждений, коммунальных и пожарных служб, сельского хозяйства.

ПАО "ГАЗ" обеспечивает автокомпонентной продукцией большинство предприятий холдинга, выпуская мосты, оси и подвески, колесные диски, элементы выхлопной системы, чугунное литье, продукцию кузнечного производства и инструментальную оснастку. ПАО "ГАЗ" входит в тройку крупнейших отечественных производителей автокомпонентов во всех ключевых сегментах (мосты, подвески, детали штамповки, чугунное литье, продукция кузнечного производства, колеса и рессоры).

ФБОУ ВО "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева" (далее - НГТУ).

В НГТУ обучаются более 11 тысяч студентов, более 400 аспирантов. В ВУЗе 127 докторов наук и 414 кандидатов наук. В структуру ВУЗа входят 11 институтов и факультетов, 5 инновационных центров: ядерных технологий, энергоэффективных технологий, разработки транспортных систем, разработки наноэлектронных систем, новых материалов и технологий для атомного и энергомашиностроения. Создано 9 малых инновационных предприятий. Общий объем выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по итогам 2015 г. - около 450 млн. руб.

ПАО "Заволжский моторный завод" (далее - ПАО "ЗМЗ").

ПАО "ЗМЗ" входит в группу ПАО "СОЛЛЕРС".

Основные направления деятельности на промплощадке ПАО "ЗМЗ":

- производство двигателей внутреннего сгорания от 2,2 до 4, 67 л, соответствующих современным экологическим стандартам, для а/м типа SUV , LCV, автобусов типа ПАЗ, а также запасных частей к ним;

- производство автокомпонентов под заказы мировых автокомпаний: "Ford" , "ZF-Kama", в рамках  локализации;

- развитие индустриального парка на промплощадке ПАО "ЗМЗ".

ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (далее - ННГУ).

ННГУ относится к числу лучших ведущих университетов Российской Федерации и входит в ТОП-800 лучших вузов мира по версии рейтинга QS World University Rankings. Сегодня в составе ННГУ 18 факультетов и институтов, 4 крупных научно-исследовательских института. В структуру ННГУ входят суперкомпьютерный центр (суперкомпьютер "Лобачевский" 24-й по мощности вузовский суперкомпьютер в мире), биомедицинский кластер, центр нанотехнологий, инновационно-технологический центр с ядром инкубатора бизнеса, тифлоинформационный центр, обеспечивающий компьютерную подготовку инвалидов по зрению, интернет-центры, фундаментальная библиотека, комплекс музеев, издательство и типография.

Сложившиеся взаимосвязи участников кластера в рамках разработки и производства продукции характеризуются вертикальными интеграционными цепочками:

1. Производственно-технологические: производство материалов (предприятия нефтехимического комплекса, поставщики третьего уровня) - производство деталей (предприятия малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), поставщики второго уровня) - производство узлов и модулей (средние и крупные предприятия, поставщики первого уровня) - производство массовой автомобильной продукции (крупные сборочные машиностроительные предприятия) - выпуск специальной продукции на базе массовой автомобильной продукции.

2. Научно-технологические: проведение НИОКР (ВУЗы, отраслевые и академические научно-исследовательские институты) - изготовление прототипов (Инженерные центры) - мелкосерийное производство (предприятия МСП) - крупносерийное производство (крупные предприятия).

Взаимодействие между отдельными участниками кластера имеют свою специфику, связанную с профилем каждой отдельной организации и ее масштабом.

Рисунок 1. Цепочка создания добавленной стоимости кластера


Роль компаний малого и среднего бизнеса в кластере:

- проведение НИОКР в интересах крупных предприятий, включая участников кластеров;

- создание по результатам НИОКР, ведущихся научно-исследовательскими центрами кластера, промышленных образцов;

- организация  производства специального автотранспорта;

- производство и поставки узлов и комплектующих для крупных предприятий кластера;

- оказание широкого спектра инжиниринговых, консалтинговых и иных услуг участникам кластера.

Основные виды продукции кластера, рынки и потребители, оценка текущего состояния рынка.

Основная продукция кластера, а также рынки и основные потребители, представлены в таблице 1.

Таблица 1.Основная продукция кластера и ее место на рынке.

Основные виды продукции

Рынки и потребители

Текущее состояние рынка

Коммерческие  и среднетоннажные автомобили и автобусы

Частные предприниматели и корпоративные клиенты, государственные структуры в Российской Федерации и за рубежом, преимущественно из стран СНГ.

Постепенное восстановление рынка после активного спада продаж в 2014-2016 годах, рост отдельных сегментов, связанных с госзакупками (например, скорая помощь, школьные микроавтобусы). Высокая конкуренция, вызванная предшествовавшим  сокращением рынка. Большой отложенный спрос.

Переднемоторные автобусы

Частные предприниматели и корпоративные клиенты, в первую очередь, из отрасли пассажирских перевозок, государственные структуры в Российской Федерации и за рубежом, преимущественно из стран СНГ.

Рост рынка, благодаря госпрограммам стимулирования рынка - программам утилизации, закупки школьных автобусов, поддержки закупок газомоторной техники; а также вследствие выполнения крупных региональных программ обновления автобусных парков.

Автокомпоненты

Частные предприниматели и корпоративные клиенты, в первую очередь, торговые и торгово-сервисные компании, государственные структуры в Российской Федерации и за рубежом, преимущественно из стран СНГ.

Усиление конкуренции со стороны иностранных производителей, связанное с укреплением рубля, высокий объем контрафактной продукции.

Легковые автомобили

Частные и корпоративные клиенты в Российской Федерации.

Постепенное восстановление рынка после активного спада продаж в 2014-2016 годах. Очень высокая конкуренция, вызванная предшествовавшим сокращением рынка. Большой отложенный спрос.

Продукция нефтехимии

Зарубежные и российские предприятия  широкого спектра отраслей промышленности (автомобилестроение, производство строительных материалов, изготовление тары, изготовление ТНХ и т.д.).

Рост, связанный с импортозамещением и наращиванием экспорта.  Высокая привлекательность рынка  способствует .

Специальный автотранспорт

Государственные структуры, крупные корпоративные клиенты  в Российской Федерации и за рубежом, преимущественно из стран СНГ.

Рост, связанный c госзакупками по ряду программ, необходимость обновления отраслевого парка (например, в горнодобывающей промышленности).

Коммунальный и специализированный автотранспорт (фургоны, термофургоны, технички и т.п.)

Частные предприниматели и корпоративные клиенты, в первую очередь, из отрасли грузовых перевозок, государственные структуры в Российской Федерации и за рубежом, преимущественно из стран СНГ.

Постепенное восстановление рынка после активного спада продаж в 2014-2016 годах. Большой отложенный спрос.


В целом наблюдается постепенное восстановление рынка после существенного спада 2013 - 2016 годов. В то же время, в отдельных сегментах рост не прекращался, что во многом связано с государственными заказами. Большое сокращение закупок с одной стороны, привело к обострению конкуренции, а с другой - сформирован существенный отложенный спрос.

Рыночные позиции ведущих участников кластера отражены в таблице 2.

Таблица 2. Рыночные позиции участников кластера.

Основные виды продукции

Рыночные позиции участников кластера

Коммерческие  и среднетоннажные автомобили и автобусы

По итогам 2016 года рост продаж автомобилей на российском рынке составил 9%, тогда как в целом рынок легких коммерческих автомобилей за этот же период вырос только на 4%. География продаж в 2015 году составляла  39 стран, в 2016 году  - 46 стран. Доля в российском сегменте среднетоннажников  превышает 70%, в сегменте микроавтобусов - 35%.

Основные  конкурентные преимущества:

- лучшая стоимость владения в своем классе;

- лучшая цена;

- постоянное обновление модельного ряда и совершенствование продукции;

- лучшая функциональность;

- самая широкая в классе коммерческих автомобилей сервисная и сбытовая сеть, а также сеть продаж запасных частей.

Переднемоторные автобусы

Доля на российском рынке автобусов составляет более 80%.

Автокомпоненты

В настоящее время  лидер кластера, группа ПАО "ГАЗ",  является одним из крупнейших игроков на рынке автокомпонентов Российской Федерации, занимая существенные доли рынка в различных направлениях автокомпонентного бизнеса и заготовительных производств:

- бортовые платформы - 34%;

- рессоры - 15%;

- колеса штампованные - 9%;

- рама - 11%;

- чугунное литье - 8%;

- поковки - 4%;

- мосты, оси и модули подвески - 4%;

- штамповка - 4%;

- штампы и пресс-формы - 3%;

- инструменты и приспособления - 3%.

Легковые автомобили

Доля менее 1 %.

Специальный автотранспорт

Высокая конкурентоспособность на международных рынках в отдельных сегментах (спец. автомобили и военная техника, гусеничный автотранспорт, шахтный автотранспорт). Количественные показатели носят закрытый характер.

Продукция  нефтехимии

Высокая конкурентоспособность на международных рынках в отдельных сегментах (масла-наполнители для каучуков, каустическая сода, ПВХ), высокая конкурентоспособность на отечественном рынке благодаря политике импортозамещения

Коммунальный и специализированный автотранспорт

В сегменте производства фургонов нижегородские компании занимают не менее 30 % российского  рынка.


В целом предприятия кластера занимают около 5% национального автомобильного рынка. В то же время, в ряде сегментов, в первую очередь, коммерческого мало-тоннажного и средне-тоннажного автомобильного транспорта, доля представителей кластера составляет от 30% и выше.

Состояние инженерной и социальной  инфраструктуры на территории расположения кластера отражено в таблице 3.

Таблица 3. Состояние инфраструктуры кластера.

Вид инфраструктуры

Характеристика

Транспортная

Автомобильная дорога, связывающая Саров и Технопарк "Саров" с Нижним Новгородом и федеральной автотрассой М7; железная дорога, связывающая Саров с Москвой.

Энергетическая

Собственные и внешние энергетические мощности, отставание по вводу новых мощностей.

Коммунальная

Удельный вес тепловых сетей, нуждающихся в замене, составил 36,95%, водопроводных и канализационных сетей - 45,94 % и 48,4 %.

Жилищная

Обеспеченность жильем в Нижегородской области: 26,1 кв. м./чел, что выше в среднем по Российской Федерации.

Образовательная

В Нижегородской области 22 высших учебных заведения, 18 ресурсных центров.

Научная

Выполнение научных исследований и разработок - 92 организации (37 тыс. чел.), в том числе: 47 научно-исследовательских институтов и научных организаций, в том числе ФГУП "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" (далее - ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ"), 6 институтов и филиалов РАН; 19 научно-технических подразделений организаций обрабатывающих производств, 22 высших учебных заведения. Признанные в мире научные школы: радиофизики и электроники, в том числе физики твердотельных микроструктур; ядерной, лазерной физики; физики высоких энергий; нелинейной динамики; металлоорганической химии; химии высокочистых веществ; другие.

4 место в стране по объему внутренних затрат на научные исследования и разработки.

Социальная

Обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях в Нижегородской области - 86 мест на 100 детей; в общеобразовательных учреждениях - в Нижегородской области - 160 мест на 100 детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»