ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 23 июля 2015 года № 465


Об утверждении Основных направлений
бюджетной политики в Нижегородской области
на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

 

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" Правительство Нижегородской области  постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной политики в Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики в Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Иванова.



Губернатор                                                  В.П.Шанцев

     

     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 23 июля 2015 года № 465

Основные направления
бюджетной политики в Нижегородской области
на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

     

Основные направления бюджетной политики в Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и государственной программой "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 296.

     1. Основные итоги реализации бюджетной политики

     Нижегородской области в 2013 - 2015 годах


В 2011 - 2014 годах развитие Нижегородской области характеризовалось ростом большинства социально-экономических, а также бюджетных показателей.

Правительством Нижегородской области проводилась ответственная и прозрачная бюджетная политика в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленная  на эффективное использование бюджетных средств в рамках приоритетных задач государственной политики, обеспечение устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.

Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2014 году получены в объеме 149,3 млрд. рублей и увеличились за 2011 - 2014 год на 39,0 млрд. рублей или на 35%.

Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2014 году исполнены в объеме 161,0 млрд. рублей и увеличились за 2011 - 2014 годы на 41,8 млрд. рублей или на 35%.

     
     Динамика основных показателей
     консолидированного бюджета Нижегородской области
     за 2011 - 2014 годы

          
     млн. рублей

2011 год

2012 год

% к пред. году

2013 год

% к пред. году

2014 год

% к пред. году

Доходы                                

125,0

130,2

104,2

139,3

107,0

149,3

107,2

в том числе налоговые и неналоговые доходы

100,5

108,5

108,0

118,9

109,6

124,0

104,2

Безвозмездные поступления

24,5

21,7

88,3

20,4

94,2

25,4

124,3

Расходы                              

132,1

142,9

108,2

150,0

105,0

161,0

107,3

Дефицит

-7,1

-12,7

-10,7

11,7


Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно около 65% в общем объеме расходов.

С целью сохранения социальной и экономической стабильности в Нижегородской области в 2011 - 2014 годах осуществлены следующие меры:

- своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение всех принятых расходных обязательств перед населением по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы;

- обеспечено повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года   достигнуты все целевые значения по повышению заработной платы, утвержденные в "дорожных картах";

- обеспечены ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет;

- осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых;

- осуществлена поэтапная реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта жилья и обеспечения жильем отдельных категорий граждан;

- обеспечено софинансирование с федеральным бюджетом  мероприятий по развитию здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства;

- осуществлена поддержка реального сектора экономики, посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления государственных гарантий Нижегородской области;

- реализуется План мероприятий Правительства Нижегородской области по реализации отдельных указов Президента Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 2 ноября 2012 года № 2417-р, План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2013 года № 2707-р.

В целях повышения результативности и эффективности использования средств в 2011 - 2014 годах проводилась работа по следующим направлениям:

- осуществлен комплекс мероприятий в целях более гибкого управления ликвидностью областного бюджета, в том числе за счет оперативного управления остатками на счете областного бюджета,  а также за счет рефинансирования  дорогих кредитных ресурсов на более дешевые, привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий;

- с целью недопущения роста кредиторской задолженности финансирование расходов осуществляется с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал, кассовый план по отдельным видам расходов составлялся по дням;

- осуществлен комплекс мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети государственных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;

- разработаны системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга оценки качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;

- формирование и исполнение областного бюджета осуществляется с использованием единой комплексной системы управления бюджетными процессами "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";

- осуществлен переход на 3-х летнее бюджетное планирование - с 2014 года областной бюджет формируется на очередной финансовый год и плановый период;

- формируется и реализуется адресная инвестиционная программа Нижегородской области;

- обеспечивается целевое направление финансовых ресурсов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог за счет концентрации части средств областного бюджета в Дорожном фонде Нижегородской области;

- областной бюджет на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов разработан и утвержден по программному принципу;

- реализуются 24 государственные программы Нижегородской области, охватывающие все социально значимые сферы.

Долговая политика Нижегородской области осуществляется в соответствии с Концепцией управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденной   постановлением Правительства Нижегородской области от 12 октября 2011 года № 817, и строится исходя из необходимости поддержания объема государственного долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, равномерного распределения во времени платежей, связанных с исполнением долговых обязательств.

Показатели государственного долга и расходы на его обслуживание находятся в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 7 сентября 2006 года № 83-З "О государственном долге Нижегородской области".     

     2. Условия реализации бюджетной политики


Несмотря на поступательное развитие в последние годы, в настоящее время в бюджетной политике сохраняется ряд нерешенных проблем, в том числе:

- отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;

- необходимость совершенствования механизма применения государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями;

- низкая степень заинтересованности граждан в обсуждении целей и результатов использования бюджетных средств;

- низкая эффективность осуществляемых бюджетных расходов, приводящая к несоизмеримости получаемого социально-экономического эффекта с объемом израсходованных средств.

Основными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной политики Нижегородской области, являются:

- изменения норм федерального законодательства, влекущие за собой снижение доходов областного бюджета, увеличение расходов областного бюджета;

- ухудшение общеэкономической ситуации в Российской Федерации и Нижегородской области, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

- удорожание стоимости привлечения заемных средств в виде кредитов коммерческих банков и государственных ценных бумаг Нижегородской области (далее - рыночные обязательства).

При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.

     3. Основные направления бюджетной политики


Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 2016 - 2018 годах будет направлена на:

1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы Нижегородской области, в том числе за счет:

- повышения качества бюджетного планирования путем разработки долгосрочного бюджетного прогноза Нижегородской области;

- концентрации финансовых ресурсов на реализацию приоритетных направлений государственной политики, в том числе в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и адресного решения социальных проблем;

- поэтапного снижения дефицита областного бюджета;

- безусловного исполнения действующих расходных обязательств, недопущения принятия новых расходных обязательств, необеспеченных доходными источниками;

- проведения взвешенной долговой политики, в том числе поэтапное снижение доли рыночных долговых обязательств.

2. Повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:

- ежегодного снижения издержек и неэффективных трат бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении;

- совершенствования предоставления социальных выплат и льгот на основе адресности и нуждаемости;

- вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг в социальной сфере;

- расширения применения эффективного контракта для руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области и руководителей государственных учреждений Нижегородской области.

3. Повышение эффективности государственного управления, в том числе за счет:

- реализации программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области;

- повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных учреждениях.

4. Создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, а также создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.

5. Повышение качества финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

6. Реализация принципов открытости и прозрачности управления государственными финансами.

     4. Бюджетная политика
     в области доходов областного бюджета


Бюджетная политика Нижегородской области в части доходов в 2016 - 2018 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение максимальных поступлений в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах.

Изменения налогового законодательства, повлекшие сокращение собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, усилили актуальность вопроса укрепления и развития собственного налогового потенциала.

В этой связи работа Правительства Нижегородской области будет направлена на:

- обеспечение качественного администрирования всех доходных источников областного бюджета;

- активизацию работы всех заинтересованных структур в части актуализации базы данных, необходимой для начисления имущественных налогов, и расширения налогооблагаемой базы по ним;

- содействие инновационным и инвестиционным процессам в экономике;

- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал Нижегородской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»